О чем писала «Комсомолка» в этот день - 5 июля: Воздушный парад в Тушине и Фидель Кастро в Кремлевском дворце

  Элина МАСИМОВА
Элина МАСИМОВА

1942

Эти строчки Ольги Берггольц сегодня едва ли не первыми всплывают в памяти, когда начинаешь разговор о блокаде Ленинграда:

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоем,

И тихо-тихо стало в Ленинграде,

Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка…

Вокруг ее слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу.

Без предисловий, цифр сводок и описания ситуации «Комсомолка» публикует поэтический «Февральский дневник», написанный Берггольц в январе - феврале 1942-го - в первую, самую страшную блокадную зиму.

1955

На Тушинском аэродроме столицы - праздник в честь Дня Воздушного Флота. Дедушки нынешних «Стрижей» и «Витязей» поражают мастерством высшего пилотажа:

  Элина МАСИМОВА
Элина МАСИМОВА

«Из-за горизонта показалась следующая группа. Семьдесят шесть спортивных самолетов «Як-18», словно связанных воедино невидимыми нитями, начертили на фоне облаков слова: СЛАВА КПСС».

«...Звено полковника Бабаева начало серию фигур высшего пилотажа. Машины, маленькие, стремительные, но могучие и грозные, сомкнутым строем взмывали вверх, делали перевороты, гигантские петли Нестерова, которые начинались почти над самой землей, кончались в заоблачных высотах, и продолжалось все это всего какие-то десятые доли секунды».

«Зрители высоко оценили мастерство летчиков-истребителей, но настоящий гром аплодисментов пронесся по полю тогда, когда в небе прошли колонны тяжелых реактивных бомбардировщиков».

Парад описан так подробно, что создает для читателей эффект полного присутствия - требование времени, когда газета заменяла телевизор, а порой и радио.

1972

К нам приехал Фидель Кастро! Но как же официально выглядит легендарный команданте, глава революционного правительства Кубы на фото рядом с первыми лицами Советского Союза. В честь визита в Большом Кремлевском дворце дан торжественный прием, о чем и говорится в официальном сообщении.

  Элина МАСИМОВА
Элина МАСИМОВА

* * *

А в это время (пока лидер Острова свободы совершал вояж по городам СССР) из Барнаула в Москву двигались комсомолки, спортсменки и очень смелые девушки-велосипедистки.

Велопробег был организован «Комсомольской правдой» и проходил в рамках комплекса ГТО.

Кстати, нормативы ГТО начали сдавать тоже с подачи «Комсомолки», которая в 1930 году обратилась к юношам и девушкам СССР с призывом быть здоровыми, сильными и спортивными. В обращении впервые говорилось о всесоюзных состязаниях на право получения значка «Готов к труду и обороне». Спустя год комплекс ГТО был сформирован и введен официально.

О велопробеге в заметке «Мы шли маршрутом ГТО» рассказывает его участница Галина Клепикова:

«Поначалу немного трусили - боялись Урала. Но вот последний перевал остался позади, и мы почувствовали: теперь выдержим до самой Москвы».

И выдержали! За что получили Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, а имена участников занесли в Летопись комсомольской славы.

1983

Из Курской области передает спец. корр. Л. Овчинникова. Ее заметка рассказывает о Курской битве, которая началась 5 июля 1943 года.

  Элина МАСИМОВА
Элина МАСИМОВА

«К началу июля 1943 года севернее Курска враг сосредоточил крупные силы. В этой группировке насчитывалось 400 тысяч фашистских солдат, 6 тысяч орудий и минометов, 1200 танков».

Самое ценное - воспоминания выживших участников сражения. «Тех, кто со связками гранат поднимался на вражеские танки, стрелял по ним прямой наводкой».

В 1983 году это еще не старые, крепкие люди. Корреспондент записывает рассказ наводчика Ивана Прокопьевича Любименко:

«Батарею нашу поставили на огромном ржаном поле. Всю ночь рыли окопы. Рожь выросла высокая, сильная. Сорвешь колос, чувствуешь хлебный дух. А сам прикидываешь, как лучше сверху колосьями замаскировать орудия. Утром на батарее закричали: «Воздух!» Началась такая бомбежка, что земля ходуном пошла. Прижмешься к стенке окопа, а она трясется. Голову суешь вниз, а земля рушится. И в это самое время слышим команду: «К орудиям!» К переднему краю идут немецкие танки».

Лязгают гусеницы. Гудят танковые моторы. Рвутся снаряды. Свистят пули. Сколько же смертоносного металла приходилось на каждую пядь земли? Многие ветераны говорили: никогда за всю войну не видели потом такого плотного огня.

Автор: Елена ПОПОВА

Автор: Татьяна АДАБАШ