160,2K подписчиков

В Петербурге нередки случаи, когда предприимчивые граждане перекрывают доступ к берегам рек или озер, чтобы там абы кто не гулял. Читайте на "Фонтанке"

1,4K прочитали

Общее благо или самозахват. Суздальское озеро обставили забором от «посторонних»

В Петербурге нередки случаи, когда предприимчивые граждане перекрывают доступ к берегам рек или озер, чтобы там абы кто не гулял.

В Петербурге нередки случаи, когда предприимчивые граждане перекрывают доступ к берегам рек или озер, чтобы там абы кто не гулял. В случае с Большим Суздальским озером участок в аренду вполне официально отдал город. Итог такой же — проход перекрыт забором, а на берегу начала без каких-либо разрешений работать техника.

Несмотря на то, что доступ для любого желающего к береговой полосе гарантирован федеральным законодательством, на деле пройтись по берегу Большого Нижнего Суздальского озера можно далеко не везде. В северной части озера, как раз напротив Никольской церкви, проезд и проход, который ведет от Выборгского шоссе между высокими заборами, утыкается в основательные ворота. За забором виднеются современные, причем не из дешевых, дома.

Проход к берегу в этом месте, рассказали «Фонтанке» местные жители, перекрыли еще несколько лет назад. Но в обход попасть на озеро было возможно.

«Я со своими тремя детьми уже года три-четыре не могу подойти к берегу. Электронные ворота всегда закрыты. Мы пролезали с другой стороны, так как там был лаз. Но потом всё перекрыли», — рассказала «Фонтанке» одна из активистов, петербурженка Надежда.

Весной 2024 года единственную лазейку перекрыл забор, а в мае-июне, по свидетельствам очевидцев, на берег заехала техника.

«К нам по проблемам закрытого доступа к воде в начале апреля обратились рыбаки, которые не смогли пройти к берегу и передвигаться вдоль береговой линии из-за заборов. Также во время инспекции береговой полосы мы общались с людьми разного возраста, которые были возмущены тем, что перекрыт выход к берегу. Они видели, что владельцы участков присвоили себе берег, перегородив заборами. Также людей беспокоит слив канализации прямо в озеро», — рассказала «Фонтанке» местная жительница Людмила.

В марте 2024 года местные жители создали общественный совет по спасению и реабилитации Суздальских озёр (на основании федерального закона №212 об основах общественного контроля). Сейчас совет берет под крыло межрегиональная общественная организация развития гражданского общества и противодействия коррупции «Общественный контроль», добавила Надежда.

Кто заехал на берег озера

Что за работы проводятся на берегу, жители могли только гадать — никаких информационных табличек никто вывесить не потрудился. В комитете имущественных отношений «Фонтанке» сообщили, что участок взяло у города в аренду юридическое лицо «для размещения элементов благоустройства и использования для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Срок аренды истекает 29 декабря 2024 года.

Согласно выписке из Росреестра, территория находится в аренде у компании «Идеал». По данным СПАРК, фирма существует с 2019 года и занимается арендой и управлением недвижимостью. Единственным владельцем и гендиректором юрлица является Анна Бакченко. На звонок редакции женщина ответила, поинтересовалась, откуда у журналиста данные, однако на просьбу прокомментировать, на каком основании ведутся работы, повесила трубку.

Что примечательно: по этому договору арендатор обязан «обеспечить свободный, бесплатный доступ на земельный участок неограниченного круга лиц, не создавать препятствий такому доступу и не допускать их создания любым третьим лицом».

Об этом жителям сообщили и в администрации Выборгского района (ответ есть в распоряжении редакции). Более того, в случае нарушения арендатор обязан уплатить штраф в размере годовой арендной платы.

Согласно Генплану города и правилам землепользования, спорный участок находится в рекреационной зоне. Вид разрешенного использования — благоустройство. Однако для этого необходимо разработать проект и согласовать его с комитетом по градостроительству и архитектуре, а также с комитетом по охране памятников, так как участок находится в единой зоне охраняемого природного ландшафта объектов культурного наследия. В КГА и в КГИОП «Фонтанке» сообщили — проект благоустройства и проводящиеся работы с профильными ведомствами никто не согласовывал.

«СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» инициировало претензионную работу в отношении арендатора», — добавили в КИО.

Местные жители направили обращения в целый ряд инстанций, в том числе в прокуратуру, Следственный комитет и комитет по природопользованию, а также несколько раз вызывали полицию. В администрации района жителям сообщили, что оповестили и природоохранную прокуратуру.

Сотрудники комитета по природопользованию, в свою очередь, 7 июня побывали на месте и провели осмотр. Правда, попасть на сам участок не смогли. Собственно, так же, как и местные — из-за того, что территория огорожена забором.

«За ограждением выявлены признаки проведения работ по отсыпке территории земельного участка песком, зафиксировано наличие следов движения специализированной техники. На момент проведения осмотра работы не проводились, техника отсутствовала. В связи с невозможностью прохода на земельный участок установить проведение работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта, не представилось возможным», — говорится в ответе ведомства (есть в распоряжении «Фонтанки»).

Зафиксировали чиновники оголовки двух труб диаметром около 10 и 20 см. Также указано, что комитет не предоставлял право пользования водным объектом для проведения работ по изменению дна и берегов. Материалы обследования комитет направил в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

То, что с начала работ ландшафт берега изменился, доказывают видеозаписи жителей. Береговой выступ отделили рвом, а там, где еще недавно была вода, появилась суша.

Работы побеспокоили не только людей, рассказывает Надежда: еще недавно у берега гнездовалась пара лебедей. В итоге птицы покинули это место. Успела ли пара отложить яйца, неизвестно.

Раньше было лучше?

Утром 4 июля на берегу побывала «Фонтанка». Пройти к озеру по дороге предсказуемо не вышло — проход и проезд оказался перегорожен забором с воротами. Пришлось пролезать в обход — через кусты и дырку в заборе с северной стороны участка. На арендованной земле вовсю работала техника — экскаватор-погрузчик.

Спустя некоторое время появился и ответственный — мужчина представился Александром и подтвердил, что является представителем компании «Идеал». Он в разговоре с «Фонтанкой» неоднократно подчеркивал, что арендатор вывез с территории три КАМАЗа мусора и разобрался при содействии полиции с закладчиками. «Сделали вот такую вот красоту», — резюмировал собеседник. На возмущение местных жителей он эмоционально предложил вернуть все обратно — как было: и мусор, и заросли сорняков.

— Совершенно верно, что здесь будет красивое, хорошее благоустройство с общественным доступом жильцов микрорайона. И это делается для жильцов, а не для каких-то инициативных групп, которые, поверьте мне, года через два так же будут здесь сидеть на лавочке и говорить «спасибо», — заверил Александр.

Впрочем, версии относительно разрешительной документации у мужчины разнились. Сначала Александр заявил, что согласование на работы есть, но документы у него не с собой. Позднее все же признал — разрешительная документация отсутствует.

Кто установил ворота, перекрывшие проезд, мужчина не признался. На вопрос, имеет ли он отношение к этой конструкции, ответил туманно: «Может быть, имеем, может быть, не имеем, не знаю». При этом он заверил, что «территория будет открыта», а также упомянул детей, которые могли бы попасть под трактор.

В ходе дискуссии за забором показалась женщина. Она представилась «Ингой-Викторией Анатольевной» и заявила, что не является собственницей, но живет в одном из коттеджей. По ее данным, за те годы, пока она проживает на берегу озера, в этом месте якобы были совершены два изнасилования и два убийства, дом несколько раз пытались спалить, а на берегу круглосуточно веселились пьяные компании. «У меня вот так вот мимо дома, мимо этого самого, толпы ходили. Понимаете? Толпы», — вспоминает собеседница.

Заслуги по декриминализации обстановки дама приписала как раз проводящимся работам: «Потому что вот здесь наконец-то кто-то занялся территорией и хоть как-то облагораживает, в отличие от государственных органов». По ее данным, с просьбой облагородить территорию к чиновникам еще 30 лет назад обращалась ее мать. На вопрос, когда же было последнее подобное обращение к городу, женщина рекомендовала не допрашивать ее.

Благоустройство прибрежной линии, вероятно, может повысить общую привлекательность локации как для нынешних, так и для будущих жителей местных коттеджей. Один из них, в границах «озаборенной» территории, в настоящее время продается. Стоимость приближается к 100 млн рублей. Интерьеры претендуют на некую премиальность. В описании на одном из сайтов по продаже недвижимости указано, что у дома есть видовые террасы и балконы, где потенциальный покупатель сможет «без препятствий любоваться закатами и видом на озеро».

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»