176,8K подписчиков

Владимир Машков о старом здании театра им. Камала: «Будете принимать лучшие спектакли «Золотой маски»

Как народный артист РФ объяснил разницу между артистом и актером и огорчался из-за «развалин» СТД

«Чтобы стать артистом, нужно рискнуть. Это профессия с нулевой гарантией. Кто может рискнуть, быть готовым положить свою жизнь на сцену — это большое испытание для воли человека. Не все понимают сложность профессии артиста, не все понимают различие между артистом и актером», — рассуждал худрук знаменитого Московского театра Олега Табакова Владимир Машков на встрече с деятелями культуры Татарстана. Одни пытались разузнать у маэстро секрет мастерства актерского ремесла, другие, пользуясь случаем, просились «хоть в массовку, хоть в подтанцовку». О том, будет ли он сниматься в кино, какую эмоцию сложнее всего сыграть и что нужно сделать, чтобы в здании Камаловского появился музыкальный театр, — в материале «БИЗНЕС Online»

   Руководитель двух московских театров, «Современника» и Театра Олега Табакова, приехал в Казань в рамках совместного с ГК «Уралхим» просветительского проекта «Театр Олега Табакова — регионам»
Руководитель двух московских театров, «Современника» и Театра Олега Табакова, приехал в Казань в рамках совместного с ГК «Уралхим» просветительского проекта «Театр Олега Табакова — регионам»

Машков о старом здании Камаловского: «Вообще, театр был задуман как музыкальный…»

Еще в среду полный зал театра им. Камала собрал «Ревизор» в исполнении Театра Олега Табакова, где его худрук Владимир Машков играл роль городничего Сквозник-Дмухановского. А в четверг народный артист РФ снова собрал полный зал, но уже Национальной библиотеки РТ. Когда человек говорит один, то он, как правило, оказывается во всем прав, иронизировал Машков и призывал к беседе. На встречу собрались деятели культуры республики и студенты творческих вузов.

Руководитель двух московских театров, «Современника» и Театра Олега Табакова, приехал в столицу РТ по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина в рамках совместного с ГК «Уралхим» просветительского проекта «Театр Олега Табакова — регионам». Помимо показа спектакля, в программе — мастер-классы для детей и образовательные встречи для потенциальных абитуриентов театральной школы Табакова. В Казань труппа приехала из Перми, а дальше «Ревизор» направится в Киров.

Комедия накануне была очень тепло принята и казанской публикой. Судя по овациям, в особенности понравилась сцена с татарскими купцами, которые в национальных нарядах пели татарские песни под баян и говорили простенькие фразы на татарском. Некоторые подумали, что «Табакерка» решила сделать ход конем и завоевать таким образом любовь казанского зрителя. Но Машков уверял, что такого замысла не было, а сцену просто «посоветовал Николай Васильевич Гоголь» на страницах своей пьесы.

«Сцена была с самого начала, дальше мы только продолжаем уточнять язык, структуру этого материала фантасмагорического Гоголя. Мы волновались, как в Казани примут эту сцену. Но мы были ошеломлены радостью совместного существования артистов и зрительного зала, который начал петь вместе с нашими действующими лицами и радоваться. Мы были очень воодушевлены, — отметил Машков. — Этот проект важен и для нас, и, надеемся, для зрителя. Во всяком случае спектакль показал, насколько нас любят». Похвалил «лектор» и эмоциональных и чувственных зрителей в Казани, которые «понимают большую классику».

Как глава союза театральных деятелей (СТД) РФ и президент «Золотой маски», Машков не смог не отметить недавний триумф театров из Татарстана на главной театральной премии страны. Напомним, «Болганчык еллар. Мөһаҗирләр» («Муть. Мухаджиры») театра им. Камала стал лучшим драматическим спектаклем большой формы, «Авиатор» театра «Экият» — лучшим кукольным спектаклем, а постановка «Приключения Рустэма» ТЮЗа им. Кариева получила спецприз жюри за сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя. Всего в Татарстан привезли 6 «Масок».

«Я не влияю на жюри. Более того, я даже не знал, кто победит. Профессионалы дают премию профессионалам. Вы (Камаловский театрприм. ред.) заслуженно ее получили», — оценил Машков драму режиссера Фарида Бикчантаева.

И еще о Камаловском. Гость из столицы порассуждал о том, что можно было бы разместить в здании театра на улице Татарстан после его переезда в новое пространство. Который, судя по всему, произойдет очень скоро. Сначала нужно будет привести в порядок зал старого помещения, решить вопрос с кондиционерами, по-хозяйски отметил Машков, который, что называется, только что испытал все на себе.

«Вообще, театр был задуман как музыкальный — там даже оркестровая яма есть. Там может быть большая концертная площадка, куда могут приезжать театры со всей страны. Такое театральное место будет, еще будет потрясающий театр. Может быть, станете принимать лучшие спектакли той же „Золотой маски“, гастрольные туры. Вы можете стать одним из центров развития многонационального театра России, — не переставал Машков нахваливать Казань. — При такой заинтересованности вашего правительства… ждет большое будущее. Любите театр».

   Владимир Машков: «Задача артиста не играть, а воспроизводить человеческое поведение»
Владимир Машков: «Задача артиста не играть, а воспроизводить человеческое поведение»

«Чтобы стать артистом, нужно рискнуть. Это профессия с нулевой гарантией»

Народный артист обещал отвечать на все вопросы искренне, это было не просто выступление, а «монолог – исповедь – тренинг». Начал Машков с того, что именно вопросы помогают человеку развить один из его важнейших стратегических видов оружия — воображение. Потому что через вопросы себе и миру воображение рисует общую картину и помогает найти подход к проблеме. Оказалось, главный герой с большим уважением относится к психологии, ведь в свое время великий реформатор театра Константин Станиславский на психологическом театре создал свою знаменитую систему сценического искусства.

«Психология — наука о душе. Наука загадочная, которая находится в постоянном развитии, и, мне кажется, она необходима всем. Артистам, потому что мы, так или иначе, вселяем в себя другого человека. Мы должны знать о том, как ведут себя люди, и вы знаете все самые большие открытия, которые сделал Константин Сергеевич в последние годы своей жизни, когда он открывал метод психофизических действий. Прежде всего черпал из трудов великого физиолога Ивана Павлова, который очень точно сформулировал понимание актерской деятельности. Задача артиста не играть, а воспроизводить человеческое поведение», — рассуждал Владимир Львович.

У артиста нет окончательной точки обучения, потому что меняются задачи, он взрослеет, приходит опыт, продолжил спикер. Можно профессионально научиться играть на скрипке или танцевать балет в 18 лет, но, будучи взрослым, многое тяжело освоить с нуля. А профессия артиста требует огромных навыков тела и речи. Потому надо много читать, причем вслух, записывать на диктофон и переслушивать, чтобы развивать речь, наставлял актер молодежь.

Покончив со Станиславским, Машков вспомнил и мудрость индийского философа Джидду Кришнамурти: «Не принимайте и не отвергайте, а покачайте в двух руках». «И тогда в ходе размышлений вы придете к выводу по отношению к той или иной проблеме. Речь появилась в ходе развития человека, сначала были отдельные слова, потом целые предложения, и вот тут родился человек. В Библии написано: „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово это было Бог“. Вот она, божественная искра — слово, — просвещал аудиторию „лектор“. — Поэтому речью надо заниматься как можно раньше».

«Чтобы стать артистом, нужно рискнуть. Это профессия с нулевой гарантией. Иногда приходит молодой человек в институт, подает большие надежды, оканчивает его и не может устроиться. А другой как-то не очень провел [учебу], вдруг „выстреливает“ и идет вперед. Надолго или нет — следующий вопрос, это решает зритель. Кто может рискнуть, быть готовым положить свою жизнь на сцену — это большое испытание для воли человека. Не все понимают сложность профессии артиста, не все понимают различие между артистом и актером», — поделился Машков. Сам худрук «Табакерки», как оказалось, разницу узнал от драматурга Дениса Фонвизина: «Актер — это талантливый исполнитель, а артист — создатель, художник, творец».

Аудитории Машков желал наблюдательности, умения отличать эмоции от чувств и того, чтобы был «рефлекс цели» как важнейшее условие для развития человека. «Почему мы как можно раньше пытаемся взбудоражить молодого человека? Увеличить скорость развития мы можем, только увеличив скорость нейронных связей, воображение, желание познать, пытаться, освоить пространство», — настаивал он. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), окончательно лобная часть мозга формируется к 30 годам. «Надеюсь, что только у мужчин?» — уточнила одна женщина в зале.

«Это большая моя надежда, — отшутился народный артист. — Девочки развиваются быстрее, бесспорно. Вы, милые девушки, как-то способствуйте развитию. Поэтому вы и водите в театр мужчин, и это очень правильно».

Есть и необходимые чувства — страх, помогающий сохранить жизнь в опасные моменты, и любовь к Родине, которая развивается в том числе под влиянием старших.

«Сейчас говорят, что патриотизма мало в молодых. Это вопрос к старшему поколению. Значит, вы не говорили, почему любите то, где вы живете. Мама ругается на ребенка: „Ты курил за забором!“ Она его ненавидит? [Нет.] Она его любит, но в момент отчаяния она так выражает свою любовь. Что такое любовь? Это же чувство, его сыграть нельзя. Нужно найти какой-то эмоциональный референс. И я нашел. Любовь, как мне кажется, — это тотальное внимание к человеку, деятельности», — убежден артист.

«Знаете, какая самая сложная эмоция для воспроизведения? Смех. Он появляется в моменты невероятной радости или после огромного стресса как разрядка. Воспроизвести искренний смех очень непросто. Смех есть разный. Иногда в театре зрители смеются от жалости к артистам. А самая простая эмоция — отвращение. Знаете, как быстрее всего люди начинают плакать? От жалости к самому себе. Вот — [важно] находить цели и мотивы, чтобы себя взбудоражить. И артисту очень важно контролировать эти процессы, — снова обучал Машков собравшихся студентов, у которых таких лекций, возможно, прежде и не было. — Артист практически как в боевом самолете — контролирует пространство, персонажа и в момент оказывается в зрительном зале. Это огромная работа. Вы в этот момент являетесь врачом, который бережет жизнь персонажа».

   Студентов театральных вузов интересовало, как сделать так, чтобы зритель тебе верил. Машков в ответ разложил работу артистов по полочкам
Студентов театральных вузов интересовало, как сделать так, чтобы зритель тебе верил. Машков в ответ разложил работу артистов по полочкам

«Все, что есть в СТД, я получил в разваленном виде»

Проговорив почти час, Машков решил ответить на вопросы аудитории. Девушка спросила, был ли у него в свое время запасной вариант вуза, помимо театрального училища. Оказалось, что театральный и был для будущего народного артиста РФ запасным «аэродромом», т. к. изначально он хотел стать биологом. Его мама была режиссером театра кукол, а папа там же работал актером. Поэтому сценической жизнью Машков был сыт с детства и больше любил проводить время с животными. Но все изменило желание научиться играть на гитаре.

«Не выходил неделю. Учился-учился, потом вышел… И успех во дворе! Да, думаю, у жуков такого внимания ко мне не будет», — со смехом вспоминал он. Тогда у юноши появилось желание поступить в театральный, и он поехал в Новосибирск.

«Прихожу в театральное училище поступать. А у меня была фикса рандолевая на зубе, похожая на золото. Она не очень подходила мне — пропилили ползуба товарищи надфилем. Длинные волосы (красиво это было), гитара, фикса — успех! Сидит комиссия, я читал „Евгения Онегина“ Пушкина — и я начинаю (блатным говором прим. ред.): „Мой дядя самых честных правил…“ Комиссия начала постепенно сползать под стол, и один человек сказал: „Да, я знал, что Пушкин современный, но не до такой степени. Идите, подождите, молодой человек“. Я с парнем каким-то ждал вердикта, и нас взяли двоих… по недобору мальчиков», — под общий смех рассказал Машков. После окончания училища будущий артист поступил в школу-студию МХАТ, а дальше, как сам отмечает, «чуть-чуть сориентировался, и вот он здесь».

Студентов театральных вузов интересовало, как сделать так, чтобы зритель тебе верил. Машков в ответ разложил работу артистов по полочкам. «Мы берем материал, начинаем последовательно работать с текстом, телом, разделять замысел автора и в ходе долгих репетиций добиваемся правдоподобия чувств и страстей в предлагаемых обстоятельствах. Это большая пошаговая работа с тем, чтобы вселить в себя другого человека. Естественность и искренность. Каждое слово этого персонажа должно стать твоим. Ведь задача наша на сцене — чтобы не было видно режиссера, драматурга и самого артиста, а был один живой персонаж», — наставлял он.

Суть профессии артиста заключается не в том, чтобы изображать кого-то, а в том, чтобы, как завещал Станиславский, найти себя в искусстве и искусство в себе. Настоящий артист всегда думает о том, как дальше существовать, где правда и ложь. «Кинорежиссер Марлен Хуциев очень точно сказал, что нужно жить, чтобы в одной руке была полная уверенность в том, что ты делаешь, а в другой — сомнения. Две этих составляющих должны быть поровну. Если будет чуть больше уверенности, то можете наткнуться на провал, если чуть больше сомнения, то можете ничего не сделать. Нужен постоянный баланс. Больше уверенности — больше сомневайтесь, начинаете сильнее сомневаться — поджаривайте уверенность», — говорил маэстро.

Прервал наставления артиста следующий вопрос, причем, как оказалось, отнюдь не бескорыстный. Мужчина просился «хоть в массовку, хоть в подтанцовку» какому-нибудь кинопроекту Машкова. А одна пожилая дама и вовсе пожаловалась, что мало выделяется одноместных номеров в сочинском санатории «Актер» СТД РФ, членам организации не дают скидок. Вопрос вызвал смешки в зале, но Машков, напротив, стал предельно серьезным.

«Чего же вы в течение этих многих лет не задали эти вопросы? Все, что есть в СТД, я получил в разваленном виде. Вы в курсе, что происходит в Мисхоре, Плесе? Развалины, — огорчался Машков, явно указывая на работу своего предшественника, худрука московского театра Et Cetera Александра Калягина, руководившего союзом почти 30 лет. — И сейчас я делаю все возможное, чтобы этот фонд начали приводить в порядок. Вы говорите, что у вас 40-летний стаж работы. Значит, половину своего стажа видели, куда идет. А сейчас говорите мне: включите это. Я бы включил, если бы было что включить. Поэтому меня интересует, чтобы каждое отделение СТД, которых 80, реально работало. Пока активность слабая. СТД состоит из актеров, режиссеров, художников. Это ваша задача — активизировать аппарат, который здесь. Это моя огромная боль. И я надеюсь, что с помощью всех будем добиваться. Это огромные деньги, чтобы восстановить все, что есть в СТД».

Другие вопросы столь острой реакции у Машкова уже не вызывали. Поклонников волновало, ждать ли еще ролей в кино. Артист признался, что его деятельность не позволяет особо сниматься и, кроме того, театр всегда во главе угла. «В кино может сняться любой, а в театре работают только профессионалы», — подчеркнул артист, очевидно, не впервые отвечавший на вопрос о кино. И все же новый кинопроект будет. В августе начнутся съемки полнометражной картины по роману Бориса Васильева «В списках не значился» с актерами «Табакерки».

«Мы нормально посидели, да? Я для себя много интересного определил. Я очень надеюсь, когда [новый] театр [Камала] откроется, вы нас пригласите, еще что-нибудь привезем. Мне было здесь очень хорошо. Что такое успех? Это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма. Огромное вам спасибо. Люблю вас», — попрощался Машков с залом.

Нурия Фатхуллина, Илья Зима

Фото: Артем Дергунов