Бабек: очередной азербайджанизированный "национальный герой" – государственная система фальсификации истории в Азербайджане

1,7K прочитали
Историография Советского Азербайджана прибегала к любым методам для «создания» истории для государства Азербайджан и «обоснования» древности своего государства.

Историография Советского Азербайджана прибегала к любым методам для «создания» истории для государства Азербайджан и «обоснования» древности своего государства. Азербайджанской объявлялись история и культура автохтонных народов, на территории которых в XX веке и образовался современный Азербайджан. Таким образом «азербайджанизации» подверглись албанские, армянские, иранские, грузинские цивилизационные ценности.

Историография Советского Азербайджана прибегала к любым методам для «создания» истории для государства Азербайджан и «обоснования» древности своего государства.-2

Очередное присваивание азербайджанской историографии относится к созданию образа «национального героя». Советская историография, преподносила Иранскую Атропатену как «историческую родину азербайджанцев», пытаясь известных в истории автохтонных народов военных деятелей представить «азербайджанцами». Одним из таких военно-политических деятелей был Бабек, лидер движения хуррамитов[1], распространившегося в основном в Атропатене в первой половине IX века.

Историография Советского Азербайджана прибегала к любым методам для «создания» истории для государства Азербайджан и «обоснования» древности своего государства.-3

В арабских, персидских, армянских первоисточниках имя Бабека упоминается как Гасан, Баб[2], Бабак, Бабан, Папак[3] и др. Имя Бабек – арабизированный вариант иранского имени Папак. Сам Бабек имел иранское происхождение.

Начавшиеся восстания против арабского владычества в VIII веке в Кавказской Албании, Атропатене и сопредельных областях положили начало новому антиисламскому движению, которое в истории получило название движение хуррамитов, а впоследствии – восстание Бабека. Хуррамиты не признавали  наличие единого бога, радикально отвергали религиозные обрады и молитвы[4], принимали все то, что было запрещено в исламе. По отношению к халифату хуррамиты выражали ненависть и своей главной задачей считали сокрушение Арабского халифата. Начиная с 816 года движение хуррамитов возглавил Бабек[5]. Бабека называли «воплощением бога на земле». Арабскому вонечальнику Апшину (Афшину) только в 837 году удалось[6] победить Бабека, захватить центр хуррамитов крепость Баз и разгромить их. После этих событий Бабеку удалось бежать в Кавказскую Албанию, оттуда – в Армению.

«Когда он перешел реку Аракс, к нему пришел наместник провинции Сахл, сын Смбата (Сахл ибн Синбат)», - пишет арабский историограф IX века Аль-Динавари[7].

Вскоре Сахл Смбатидский арестовал Бабека[8] и передал его арабскому военачальнику Апшину. Последний отправил Бабека в кандалах в Самарру – резиденцию халифа[9]. Бабек по приказу халифа Мутасима был казнен.

Надо отметить, что армянские историки упоминают Бабека как перса, который с большим войском обосновался в Сюнике, нанеся поражение арабскому военачальнику Марвану, после чего вырезал армянское население области Багасакан (Багац), не жалея даже женщин и детей, а в области Гегаркуни предал мечу 15 000 армян и разрушил до основания известный монастырь Макеноц[10].

Точную характеристику деятельности Бабека дал хронологически наиболее близкий к нему армянский историк Мовсес Дасхуранский, назвав его «головорезом, губительным и кровожадным зверем»[11].

Начиная с 1940 годов историки Советского Азербайджана стали преподносить эти события в качестве национально-освободительной борьбы азербайджанцев против арабского владычества, а образу Бабека придали черты «национального героя».

Лидер хуррамитов, который имел иранское происхождение, в азербайджанской историографии считается «символом свободы азербайджанского народа», «великим азербайджанским полководцем», «народным героем». Эту научную фалсификацию в оборот ввели З. Ямпольский, впоследствии – З. Буниятов[12] и др. На основании вышеупомянутых фальсификаций в Азербайджане были выпущены фильмы «Бабек» (1979 г.) и «Бабек Хурами» (2008 г.), в 1986 г. состоялась постановка балета «Бабек».

И в современное время азербайджанцы продолжают возвеличивание Бабека, называя в его честь улицы и воздвигая ему памятники.

[1][1] Байбурдян В., История Ирана (с древнейших времен до наших дней), Ереван, 2006, стр. 191-192.

[2] Вардан Аревелци, Всемирная история, Ереван, 2001, стр. 118.

[3] Там же, стр. 119.

[4] Томара М., Бабек, Москва, 1936, стр. 23.

[5] Мелик-Бахшян С., Армения в VII-IX вв., Ереван, 1968, стр. 345.

[6] Арабские источники об Армении и сопредельных странах, Абу-ль-Фида, Ереван, 1965, стр. 213.

[7] Тер-Гевондян А., Арабские историографы IX-X вв., Аль Динавари, «Книга долгих известий», Ереван, 2005, стр. 218.

[8] Вардан Аревелци, Всемирная история, Ереван, 2001, стр. 119.

[9] Байбурдян В., История Ирана (с древнейших времен до наших дней), Ереван, 2006, стр. 193.,

[10] Степанос Орбелян, История Сюника, Ереван, 1986, стр. 165-166.

[11] Мовсес Каланкатуаци, История страны Албанской, Ереван, 1969, стр. 259.

[12] Bünyadov Z., Azerbaycan VΙΙ-ΙX əsrlərdə, Bakı, “Şərq-Qərb’’, 2007, s. 37.

Фонд Гегард

Источник: https://geghard-saf.am/ru/253/Бабек:-очередной-азербайджанизированный-