449,9K подписчиков

Это всё объяснимо. Маятник, естественно, пошёл обратно

557 прочитали
Состоялись переговоры Владимира Путина с премьер-министром Пакистана Шарифом, который сказал, что «сейчас пришло время преодолеть финансовые, банковские проблемы и возобновить, расширить наши...

Состоялись переговоры Владимира Путина с премьер-министром Пакистана Шарифом, который сказал, что «сейчас пришло время преодолеть финансовые, банковские проблемы и возобновить, расширить наши отношения по условиям бартера». Шариф напомнил, что в период СССР Пакистан активно вел торговлю с Советским Союзом на условиях бартера и это был взаимовыгодный товарооборот. Действительно, никакие платежки не идут через западные финансовые институты, системы.

Сергей Михеев: Да, натуральный обмен, который считается ушедшей в прошлое формой торговли, является одним из самых простых и удобных способов выхода из-под финансовых санкций. Периодически к нему человечество возвращается, и я думаю, что это нормальный вариант. Здесь не нужны ни транзакции, ни банки, ни чужие санкции, ни разговоры о валюте. Я считаю, что в нынешней ситуации надо искать способы преодоления имеющихся трудностей, и способы могут быть любыми - лишь бы они помогали преодолеть эти трудности.

С бартером вопрос: что будет мерилом оценки товара при обмене? Наверное, пока будет доллар, хотя юань тоже берет свое, о чем говорилось на саммите ШОС. Главы стран ШОС подписали «Астанинскую декларацию объединения». Основные моменты: страны – участницы ШОС готовы наращивать потенциал и увеличивать международное влияние организации как одного из ключевых объединений многополярного мира; страны ШОС принимают меры по недопущению на своей территории деятельности, противоречащей принципам суверенитета. Лидеры ШОС зафиксировали в декларации, что «взаимодействие в рамках этой организации может стать основой для построения новой архитектуры безопасности в Евразии». Декларация большая, заявления поступают, в том числе по климату будет создана группа, антинаркотический комитет будет в рамках ШОС работать в Душанбе. Все способы ухода от системы расчетов, которые выстраивал долгие годы «золотой миллиард», продолжаются: это наличка, криптовалюта, собственные системы платежей. В комментариях читал либеральных экономистов, которые еще в 1990-е годы нас учили, что «бартер - это средневековье, если не раньше». Сейчас эта система возвращается.

Сергей Михеев: Как любая система, натуральный обмен имеет свои плюсы и минусы. Когда-то натуральный обмен был основой зарождения торговли, затем его начали менять разные эквиваленты, превратившиеся в деньги, и в итоге мы дошли до того, что имеем сейчас. Если бы бартер был идеальным как система обмена, то деньги вообще не появились бы. Он не мог быть идеальным, потому что это классика экономики: «У вас есть мед, а у меня есть пушнина, но вам не нужна моя пушнина, а мне не нужен ваш мед». Поэтому начали искать «треугольники», «многоугольники», а затем появился универсальный эквивалент, ставший деньгами. Всё бы хорошо, если бы в этом мире не было политики. Наверное, доллар или другая мировая платежная единица - теоретически это неплохо. Но практически мы видим, что этой мировой платежной единицей владеет одна страна, которая не является ни объективной, ни справедливой, ни для всех приемлемой, у которой есть очень широкий интерес во всех уголках мира и которая сует свой нос во все дела. Поэтому неизбежно эта универсальная платежная единица становится политически мотивированной и превращается для этой страны (США) в орудие наказания, контроля, препятствия развитию.

И в этой ситуации естественным образом идет откат обратно: от глобальных денег возврат к национальным, а еще дальше - возврат к натуральному обмену. Я считаю, что все процессы в природе имеют где-то цикличный, где-то волновой характер. Если бы все люди были честными и хорошими, если бы всё было непредвзято, если бы всё определяло спрос и предложение, то может быть это и было бы идеальным вариантом. Но такие ситуации, к сожалению, существуют только в древних учебниках по экономике, описывавших идеальные схемы, которых нет. Издержки нынешней схемы стали большими и очевидными - в первую очередь это связано с политизированностью от американцев.Так что маятнику, который качнулся вперед, приходится возвращаться назад: от глобальной валюты к национальным, от национальных валют к натуральному обмену.

Эти вопросы обсуждались и раньше. Я в этом не вижу ничего плохого. Глобальному мировому финансовому капиталу очень удобно торговать за доллары, заниматься спекуляциями на биржах. Эта ситуация давно уже многими западными экономистами оценивается как нездоровая и способная привести к большим проблемам, к мировому коллапсу всей финансовой системы, потому что от принципа «спроса и предложения» давно ничего не осталось. Всё определяют спекулянты на биржах и финансовый капитал, а политическая мотивация, спекулятивная мотивация в этих схемах очень велика. Мне кажется, что это приемлемое временное решение проблемы, способ уйти из-под контроля банков, мировых валют.

Что могут предпринять наши враги? В данном случае физическое давление - блокирование кораблей в море или удары с воздуха, но это война. В случае с Россией или Китаем понятно, что она может перерасти в ядерную. Тогда на американцев точно ополчится весь мир! Мы видим, что всё больше и больше стран недовольны порядком, который (как говорят американцы) «основан на правилах», потому что правила в пользу американцев.

А в чем будут совершаться расчеты (в долларах или юанях) - не так важно, даже если всё будет считаться в долларах. В реальности к доллару это не будет иметь прямого отношения. Как оценивать? Оценивать можно в чем угодно: в долларах, юанях, рублях. Даже если это будет оценено в долларах, то материальной привязки и контроля не будет.

Владимир Путин на саммите в Астане заявлял, что государства ШОС наращивают использование нацвалют во взаимных расчетах. Их доля в коммерческих операциях России с участниками организации по итогам первых четырех месяцев текущего года превысила 92%.