Найти тему

Т-80

На музейной площадке вооружения и военной техники можно найти основной боевой танк (ОБТ) Т-80. Он всегда привлекает внимание посетителей и, кроме того, завершает танковую «линейку», представленную в ЦМВС РФ.

Т-80 в экспозиции ЦМВС РФ.
Т-80 в экспозиции ЦМВС РФ.

Танк был принят на вооружение Советской армии 6 июля 1976 года. Боевая машина создана в специальном конструкторском бюро (СКБ) транспортного машиностроения при ленинградском Кировском заводе группой конструкторов под руководством Николая Попова. Первая серия танков Т-80 была выпущена в 1976-1978 гг. Главной особенностью Т-80 явился газотурбинный двигатель, который использовался в качестве силовой установки танка. На некоторых его модификациях установлены дизельные двигатели. Танк Т-80 и его модификации отличаются высокой скоростью движения (до 80 км/ч с экипажем из 3 человек). Он участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Состоит на вооружении сухопутных войск России, Кипра, Пакистана, Республики Кореи, Украины и ряда других стран.

Танк Т-80 – предназначен для ведения наступательных и оборонительных боев в различных физико-географических и погодно-климатических условиях. Для огневого поражения противника танк вооружен 125-мм гладкоствольной, стабилизированной в двух плоскостях пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ; 12,7-мм зенитным пулеметным комплексом "Утес" на командирской башенке. Для защиты от управляемого вооружения на танке установлена система пуска дымовых гранат "Туча". Танки Т-80Б оснащены комплексом ПТУР 9К112-1 "Кобра", а Т-80У - ПТУР 9К119 "Рефлекс". Механизм заряжания аналогичен с танком Т-64.

Внутри Т-80БВ. Место механика-водителя.
Внутри Т-80БВ. Место механика-водителя.

Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой - начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского завода в 1968 году. Однако история отечественного газотурбинного танкостроения началась значительно раньше. ГТД, одержавший в 1940-х годах абсолютную победу над поршневыми моторами в боевой авиации, начал привлекать внимание и создателей танков. Новый тип силовой установки обещал весьма солидные преимущества перед дизелем или бензиновым двигателем: при равном занимаемом объеме газовая турбина обладала значительно большей мощностью, что позволяло резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком. Надежно обеспечивался и быстрый пуск двигателя при низких температурах. Многие танкиста полюбили Т-80 именно за скорость и маневренность.

Впервые идея газотурбинной боевой машины зародилась в Главном бронетанковом управлении МО СССР еще в 1948 году. Проработка проекта тяжелого танка с ГТД завершилась под руководством главного конструктора А.X. Старостенко в СКБ турбинного производства Кировского завода в 1949 году. Однако этот танк так и остался на бумаге: авторитетная комиссия, проанализировавшая результаты проектных проработок, пришла к выводу, что предлагаемая машина не удовлетворяла ряду важных требований.

Т-80 на полигоне.
Т-80 на полигоне.

Работу над танком с ГТД возобновляли несколько раз. Так, в 1956-57 гг. ленинградцами впервые были изготовлены два опытных танковых газотурбинных двигателя ГТД-1 с максимальной мощностью 1000 л.с. ГТД должен был обеспечить танку массой 53,5 т возможность развивать весьма солидную скорость - 57,3 км/ч. Однако, и тогда газотурбинный танк так и не появился на свет, во многом «благодаря» субъективным причинам, известным в истории как «волюнтаризм». Хрущев, взявший курс на отказ от традиционных систем вооружения, весьма скептически отнесся к новой боевой машине. В результате, в 1960 году все работы по тяжелым танкам были свернуты, а опытный образец так и не был достроен.

Однако никто и ничто не могло оставить работу конструкторских бюро, которые усовершенствовали свою технику и испытывали все новые опытные образцы. Всё это способствовало тому, что концу 1960-х годов советская армия располагала наиболее совершенной для своего времени бронетанковой техникой. Принятый на вооружение в 1967 году средний танк Т-64, по основным боевым показателям значительно превосходил зарубежные аналоги. После постройки и отработки нескольких опытных машин, на что ушло около семи лет, 6 июля 1976 года новый танк был официально принят на вооружение под обозначением Т-80. В 1976-78 годах производственным объединением "Кировский завод" была выпущена серия "восьмидесяток", поступивших в войска.