156,7K подписчиков

Подается холодным: истории Микеланджело и других художников, которые выступили против своих заказчиков

Вот что бывает, когда гениям дают ТЗ

Микеланджело Буонарроти

   Микеланджело БуонарротиLegion-Media
Микеланджело БуонарротиLegion-Media

Микеланджело был одним из главных мастеров эпохи Высокого возрождения, а некоторые даже называют его «отцом римского барокко». Однако и ему приходилось иметь дело с людьми, которые не так хорошо разбираются в искусстве. Вы удивитесь, но «Страшный суд», который украшает Сикстинскую капеллу, понравился далеко не всем. Против уже достаточно именитого на тот момент живописца и скульптора выступил папский церемониймейстер Бьяджо да Чезена. По его мнению, фреска изобиловала огромным количеством обнаженных тел. Не зря говорят, что обидеть художника может каждый. Вот и Микеланджело не стал молча терпеть критику в свой адрес.

   "Страшный суд"Legion-Media
"Страшный суд"Legion-Media

Всего одним росчерком он навсегда вписал имя Бьяджо да Чезена в историю живописи — на фреске этот персонаж появился как обнаженный мужчина, которого змея кусает в довольно интимном месте. Этого показалось мало, Буонаротти также пририсовал ослиные уши и другие демонические черты.

Довольно забавная история произошла сразу после этого — Бьяджо попытался сделать все возможное, чтобы его лицо убрали с фрески. Он даже обратился к папе римскому, но это ни на что не повлияло. Понтифик на тот момент был в хороших отношениях с художником, поэтому он заявил, что его влияние не распространяется на Ад, который был изображен на фреске. Зато после этого случая не только Бьяджо, но и другие чиновники осознали, что Микеланджело оброс таким количеством связей и поклонников, что, по сути, стал неприкасаемым.

Эдуард Мане

   Эдуард МанеLegion-Media
Эдуард МанеLegion-Media

Эдуарда Мане можно назвать отчасти довольно противоречивым человеком. С одной стороны, его заказчиками в большинстве своем выступали исключительно обеспеченные люди. С другой стороны, одним из основных мотивов творчества художника было социальное неравенство. Эдуард не понимал, в чем разница между теми, у кого есть деньги и теми, у кого их нет. Так что в своих картинах Мане изображал людей обнаженными именно для того, чтобы показать их равенство.

   "Завтрак на траве"Legion-Media
"Завтрак на траве"Legion-Media

Именно с этой целью была написана картина «Завтрак на траве». Приверженцы более классических стилей наверняка постарались бы завуалировать свою мысль посильнее, но Мане был ярым поклонником реализма, так что старался написать все максимально грубо и прямолинейно. Примерно то же настроение передает и картина «Олимпия».

   "Олимпия"Legion-Media
"Олимпия"Legion-Media

На ней изображена жрица любви. Причем она находится в весьма величественной позе и смотрит на зрителя прямым взглядом. Этой картиной Эдуард Мане решил слегка «заземлить» благородных и богатых мужей, что бегали от своих жен к куртизанкам — их услуги на тот момент были весьма востребованы. «Олимпия» тонко унижает всех тех, кто падок на простые наслаждения, несмотря на свой, якобы, высокий статус.

Диего Ривера

   Диего РивераLegion-Media
Диего РивераLegion-Media

Муж Фриды Кало, как известно, тоже занимался творчеством. И именно ему семейство Рокфеллеров заказало фреску в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке. Известно, что сам Диего Ривера придерживался социалистических взглядов и был явно не в восторге от капиталистов, но все же решился взяться за исполнение заказа. В итоге приступил к созданию «Человека на распутье», эскиз которого Рокфеллеры утвердили, и все было неплохо вплоть до тех пор, пока журналисты New York World-Telegram не заявили о том, что на самом деле работа Диего является антикапиталистической.

   "Человек на распутье"Legion-Media
"Человек на распутье"Legion-Media

Ривера не смог просто пропустить подобное заявление мимо ушей. Он решил сделать скандал вокруг фрески еще громче и ради этого заменил одну из центральных фигур узнаваемым образом Ленина. Рокфеллеры попытались договориться с художником, но тот отказался. В итоге семье пришлось использовать экран, чтобы закрыть его работу.