156,7K подписчиков

Гений японского кинематографа: как смотреть и понимать фильмы Акиры Куросавы

У самурая нет цели, только путь

«В безумном мире только сумасшедшие являются здравомыслящими», — был уверен Акира Куросава и всегда снимал кино в соответствии с этим убеждением. Именно поэтому многим довольно трудно разгадать тайну его фильмов и вообще смотреть их. Но и игнорировать мастера такого масштаба просто невозможно. Так что если вы планируете все же погрузиться в японский кинематограф и творчество Акиры Куросавы, то советуем начинать с «Расемона» — черно-белая лента моментально увлекает зрителя своим стилем повествования. Изначальная история оказывается довольно простой — бандит изнасиловал жену самурая и убил его. Но когда один и тот же сюжет пересказывают сами участники событий, в том числе и умерший, она вдруг обретает совершенно разные детали и смыслы.

   Акира КуросаваLegion-Media
Акира КуросаваLegion-Media

Куросава крайне правдоподобно демонстрирует каждую из версий, но все они противоречат друг другу. На протяжении всего фильма зритель ждет того, чтобы истина наконец раскрылась, но Акира далеко не так прост — в окончании вы так и не узнаете, кто прав, а кто виноват. Зато будете на грани полного разочарования в человечестве как таковом, ведь получается, что врать может даже мертвец, которого уже ничего не связывает с миром живых и для которого это, казалось бы, абсолютно бессмысленно.

К слову, отдельную роль в этом фильме играет погода. Неспроста трое героев, которые рассказывают о произошедшем, встречаются в сильнейший дождь под мостом Расемон. В конце картины солнце все же начинает светить — и это намек на то, что даже во тьме человеческой души есть место добру.

   "Расемон"Legion-Media
"Расемон"Legion-Media

Еще один интересный факт — Акира Куросава имел непосредственное отношение к самураям, ведь корни его семьи именно оттуда. Но при этом он, вопреки многим другим японцам, отказывался слепо следовать традициям. Он считал, что мир вокруг неумолимо движется и меняется и под новые реалии необходимо подстраиваться. Возможно, именно поэтому после «Расемона» Акира продолжил деконструировать образ самурая в фильмах «Семь самураев», «Трое негодяев в скрытой крепости» и «Телохранитель».

«Семь самураев» — довольно классическая история о том, как совершенно разные люди объединяются ради общей цели — помочь самым незащищенным людям. И это одно из самых важных нововведений на тот момент, ведь зрителям не просто показывают уже сформировавшуюся команду, а демонстрируют то, как она собирается вместе, превращаясь в единое целое. Не менее важно и то, что «Семь самураев» — очень важный фильм с исторической точки зрения, довольно точно описывающий настроение Японии на тот момент. Напомним, что картина вышла в 1954 году — Страна восходящего солнца так и не отошла от поражения во Второй мировой войне. Так что смерть тех самых самураев в конце становится крайне символичной, как и то, что крестьяне в итоге остались в живых и уже могли продолжать заниматься своими делами.

   "Семь самураев"Legion-Media
"Семь самураев"Legion-Media

С помощью «Семи самураев» Акира Куросава доказал, что создать «осмысленный и глубокий вестерн» все же вполне реально. Фильмы этого жанра не обязаны состоять исключительно из перестрелок, построенных на непонятной мотивации героев.

«Три негодяя в скрытой крепости» стали попыткой Акиры снять более легкое кино. Но даже так у Куросавы вышел неоспоримый шедевр, который даже вдохновил Джорджа Лукаса. А смысл этого фильма, на самом деле, довольно простой и при этом вдохновляющий. По сюжету самурай Рокурота Макабэ должен защитить единственную наследницу клана Акидзуки — принцессу Юки. Но сделать это в одиночку ему не под силу. В процессе к ним присоединяются «жалкие людишки» — двое крестьян-неудачников.

   «Три негодяя в скрытой крепости»Legion-Media
«Три негодяя в скрытой крепости»Legion-Media

И хотя поначалу они движимы одной только жаждой наживы, но со временем проникаются благородством самурая и начинают искренне верить в то, что принцесса Юки сможет стать тем лидером, который будет стремиться к всеобщему счастью. Фигура самой принцессы тоже оказывается крайне интересной — она росла в «тепличных условиях», но из-за произошедшего узнала больше о жизни народа, и это сформировало в ней лидерские качества и понимание того, каким должен быть человек, за которым пойдут в огонь и воду.

Мы искренне советуем начать свое знакомство с работами японского режиссера именно с этих проектов. Конечно, современным зрителям, возможно, смотреть его впервые будет довольно сложно. Но при этом и интересно, ведь Акира был тем режиссером, который говорил: «Любая картина должна быть нацелена на утонченных, глубокомысленных зрителей, но при этом развлекать людей попроще. По-настоящему хороший фильм интересно смотреть. В нем нет ничего сложного. Он увлекателен и легок для понимания».