В Санкт-Петербурге прошел уже 5-й по счету Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест». Традиционно в первый день форума состоялись соревнования водителей автобусов, во второй — деловая программа, выставка подвижного состава, награждение победителей конкурса, а также развлекательные шоу. Завершился фестиваль парадом раритетной техники и народными гуляньями. Обозреватель «Движка» решил сосредоточиться на выставке подвижного состава, тем более что там было на что посмотреть.
«ТранспортФест» все больше стал напоминать проходившие в городе на Неве в былые годы крупные автосалоны, такие как «Мир автомобиля», «Авто & Сервис Шоу», а впоследствии «Авто + Автомеханика Санкт-Петербург».
Начавшись как выставка новинок в сегменте пассажирского транспорта, мероприятие незаметно обрело дополнительные направления, включая коммерческий транспорт, легковые автомобили, а также компоненты.
В нынешнем году в «ТранспортФесте» приняли участие почти четыре десятка компаний-экспонентов, представивших публике порядка 60 единиц разнообразного транспорта.
Естественно, большую часть экспозиций занимали автобусы различного назначения, электробусы и троллейбусы. Отечественные были представлены экспонатами от «Группы ГАЗ», Volgabus, «Транс-Альфа», «ПК Транспортные системы», УТТЗ, а также белорусских МАЗ, БКМ и «Авиор». Что же до КАМАЗа, то он, «окучив» питерский рынок автобусов, решил, видимо, что участвовать в подобном мероприятии больше незачем.
Зарубежная часть была практически полностью «оккупирована» брендами из Поднебесной. Особняком стоял автобус под брендом Novаbus. Как потом выяснилось, это новый бренд узбекского производителя автобусов SamAuto (Самарканд), созданный чуть ли не специально для нашего рынка. Исходник числится как Isuzu SAZ LE60. Кстати, беглый поиск по названию нового бренда в интернете довольно быстро выводит на канадского производителя автобусов Nova Bus…
Теперь о главном: на чем, собственно, стоило заострить внимание? Прежде всего — на своих. Volgabus отметился автобусом 5270LH с гибридной силовой установкой. По заявлению производителя, машина позволяет экономить до 40% топлива, не требует зарядки, снижает нагрузку на окружающую среду, обладает хорошей динамикой и маневренностью.
«Транс-Альфа» из Вологды показала усовершенствованную модель электробуса «Сириус» (5298-010-02) с кузовом из более легких материалов. Помимо всего прочего, заявлено, что данная модель оснащается электроникой собственного производства. Пассажировместимость — 107 человек, мест для сидения — 37. Пробег на одной зарядке — до 240 км. Зарядка тяговых батарей осуществляется в автобусном парке в ночное время.
«ПК Транспортные системы» представила электробус «Генерал» (62181) с комбинированной зарядкой. В конструкции машины объединены преимущества современных решений в области троллейбусов и электробусов. В данном случае реализована технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей. Имеются три варианта: медленный — от розетки, динамический — от токоприемников и быстрый (ультрабыстрый) — через токоприемники. Поскольку в машине использованы технологии «троллейбусного протокола», то зарядку батарей можно осуществлять от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, а также зарядных станций сети на 380 и 600 В.
Время зарядки (в зависимости от емкости, глубины и типа заряда) — от 45 до 120 минут. Запас хода в зависимости от погодных и дорожных условий составляет от 40 до 100 км. Пассажировместимость машины — 80–100 человек, мест для сидения — 35.
УТТЗ (Уфа) известен тем, что его техника базируется на мазовских разработках. Тем не менее и этот производитель постоянно находится в поиске собственного электробуса. На суд публики в этот раз был представлен электробус «Электрогород» (624101). Его пассажировместимость — 67–89 человек (в зависимости от планировки салона), мест для сидения — 38. Запас хода — до 250 км. Время полной зарядки в режиме Mode 4 через разъем CCS Combo 2 при мощности заряда 180 кВт — 190 минут.
Белорусские МАЗ и БКМ, в свою очередь, представили на нынешнем фестивале уже выставлявшиеся ранее модели, как, собственно, и «Группа ГАЗ». Стоит отметить, что тема электробусов становится в последнее время все более актуальной для отечественных производителей подвижного состава, а также компаний, эксплуатирующих технику в российских мегаполисах.
Между тем в Республике Беларусь появился новый бренд «Авиор», продукцию которого удалось увидеть на выставке. Производством автобусов и LCV занялась компания «КФ-Авто» (Борисов). Внешне и по компоновке модель «Авиор» напоминает хорошо известный «Неман» от МЗКТ, однако созданный на базе шасси китайского Ankai. Микроавтобус Mercury — перелицовка китайского Maxus.
Теперь о китайских брендах, коих на нынешнем «ТранспортФесте» набралось целых шесть. Пойдем в порядке значимости присутствия бренда на российском рынке. Попутно заметим, что в основном это туристические модели, поскольку с продвижением городских машин, как известно, имеются проблемы.
Yutong тем не менее представил модель городского электробуса ZK6126BEVG (Е12). Ее главные особенности — мощный двигатель, а также литий-железофосфатные аккумуляторы класса LFP. Последние имеют ряд преимуществ по сравнению со стандартными. Это, в частности, более длительный срок службы, повышенная безопасность (система наддува нейтральным газом, жидкостное терморегулирование), бо́льшая зарядная емкость (отдача 350 кВт·ч). Электробус способен преодолеть без подзарядки расстояние свыше 280 км. Пассажировместимость машины — 85 человек.
Новый Yutong уже прошел зимние испытания в «Пассажиравтотрансе», отчет о которых сделали публичным, — довольно неординарное решение по нынешним временам. По завершении опытной эксплуатации электробус встал на баланс «Пассажиравтотранса». В настоящее время пробег машины составляет около 21 тыс. км.
Из новинок туристического и междугородного направления отметим модель ZK6127HNQ. Ее отличительной особенностью стала цифровая приборная панель нового поколения, а также автоматический механизм для погрузки пассажиров в инвалидной коляске. Пассажировместимость — до 56 человек. Объем багажного отделения — 8,5 куб. м. Также предусмотрена газовая модификация.
Higer представил на выставке две новинки. Модель KLQ6812КQ — это 8,2-метровый туристический автобус на 29 пассажиров. Машина пришла на смену Higer KLQ6826Q, который продается в России с 2011 года. Новинка оснащена 4,5-литровым дизелем Cummins ISDе 200 50 мощностью 200 л. с. и 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear. У нее увеличен багажный отсек — до 2,7 куб. м, а два топливных бака вмещают 260 литров. Отопление — конвекторное: используются сплошные настенные панели. Кондиционер предусмотрен уже в базовой комплектации.
В свою очередь, 9,4-метровый Higer KLQ6952KQA призван заменить своего предшественника KLQ6928Q. Новинку отличает удлиненный на 320 мм кузов, который позволил увеличить вместимость до 39 мест. Объем багажного отделения вырос до 4,3 куб. м. Опционально предлагается компоновка салона на 35 и 37 мест. Топливный бак вмещает 260 литров.
Попутно на выставке был заключен договор на подконтрольную эксплуатацию туристического автобуса Higer KLQ6128LQ между «Пассажиравтотрансом» и компанией «СИМ‑авто» (более известной как «Русбизнесавто»), продвигающей марку Higer на российском рынке.
Golden Dragon представил на фестивале новую модель — туристический автобус премиум-класса Navigator (XML6129JR), разработанный совместно с британской компанией DCA. Пассажировместимость — 49–53 человека (в зависимости от планировки салона). Вместимость багажного отделения — 9,5 куб. м. Двигатели — Cummins или Wechai, КП — «механика» или «автомат».
Бренд Asiastar представил сразу несколько моделей. Однако мы отметим лишь городской электробус X9 City EV. Машина оснащается зарядной розеткой CCS2, тяговыми батареями LFP с отдачей до 422,9 кВт·ч, что обеспечивает оптимальный запас хода в городских условиях до 350 км (при благоприятных условиях эксплуатации). Пассажировместимость — до 83 человек, мест для сидения — 29. Весомый повод упомянуть именно эту модель — договор о подконтрольной эксплуатации электробуса между «Пассажиравтотранс» и компанией «Лидер Трак энд Бас», представляющей данный бренд на российском рынке.
Свои туристические модели показали также King Long (XMQ6129Y в двух возможных вариантах исполнения по силовой установке) и Ankai (HFF6124KA в дизельном варианте).
Коммерческий транспорт можно было наблюдать в экспозициях «Группы ГАЗ» (серийные «Соболь NN», «Соболь NN» 4х4 и «Валдай 12»), дилера КАМАЗа («Компас 5»), «ЭМ Рус» (EVM PRO — электрогрузовик на базе УАЗ «Карго») и Asia Truck (седельные тягачи Dongfeng серии KX и GX).
Любопытно выглядела экспозиция легковых автомобилей. Во всяком случае многие впервые смогли увидеть своими глазами новую Lada Aura и лимузин Aurus Senat. По соседству с ними «Корпорация ПСС» демонстрировала собственную станцию быстрой зарядки электромобилей, которая позволяет осуществлять параллельную зарядку с динамической балансировкой сразу трех транспортных средств. Зарядка электромобиля до уровня 80% занимает 30 минут.
В качестве экзотики следует отметить стенд «Интерсервиса» с реконструкцией первого российского автомобиля Фрезе — Яковлева, произведенного в Санкт-Петербурге в 1896 году, и выставку работ студентов Академии Штиглица с эскизами и макетами городского пассажирского транспорта будущего на базе автобуса Volgabus.
Таким войдет в историю пятый «ТранспортФест» в Петербурге.
Фото: Сергей Жуков