Шины Bars: особенности производства в Узбекистане и перспективы в России

Пресловутая «структурная трансформация» российской экономики, связанная в том числе с уходом из РФ огромного количества зарубежных брендов, привела, помимо всего прочего, к освобождению целого ряда ниш на нашем рынке шин, чем стремятся воспользоваться новые игроки. В начале весны на отечественный рынок вышел бренд Bars, а в конце апреля мы отправились на завод, где производятся эти шины, — Birinchi Rezinotexnika Zavodi в городе Ангрен в Узбекистане. О том, как сегодня работает узбекский завод, не так давно сменивший владельца, какие модели выпускает и на какие рынки поставляет свою продукцию, — в материале «Движка».

Пресловутая «структурная трансформация» российской экономики, связанная в том числе с уходом из РФ огромного количества зарубежных брендов, привела, помимо всего прочего, к освобождению целого ряда...

Предприятие Birinchi Rezinotexnika Zavodi — первый и пока единственный резинотехнический завод в Узбекистане — было запущено в 2019 году. Его производственные мощности составляют 100 тыс. погонных метров конвейерных лент, 3 млн автомобильных шин и 200 тыс. покрышек для сельскохозяйственной техники в год.

В феврале 2023 года завод сменил собственника и вошел в подразделение «Шинный бизнес» группы «Татнефть». Его лицензиарами остались китайские компании Linglong Tire и Double Arrow, однако практически все оборудование в настоящее время настроено по европейским стандартам. По словам представителей предприятия, в наладке оборудования принимали участие специалисты компании «Айкон Тайерс».

Пресловутая «структурная трансформация» российской экономики, связанная в том числе с уходом из РФ огромного количества зарубежных брендов, привела, помимо всего прочего, к освобождению целого ряда...-2

На сегодняшний день на Birinchi Rezinotexnika Zavodi выпускаются 135 видов конвейерных лент, а также шины бренда Bars для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Шины эти относятся к бюджетному сегменту. В линейке типоразмеров — модели с посадочным диаметром от 12 до 18 дюймов (при этом оборудование позволяет производить покрышки размером до 20 дюймов включительно).

Для легковых автомобилей в линейке Bars представлено шесть моделей летних шин — UZ310, UZ300, UZ200, UZ100, BR230, AZ110; для коммерческих машин предназначены пять моделей — XL607, UZ600, XL640, XL630, XL620. Особый акцент при разработке шин был сделан на баланс сцепных свойств на мокром и сухом асфальте, отмечают представители завода. Для этого, в частности, был оптимизирован рисунок протектора.

В 2023 году в Узбекистане было реализовано 780 тыс. шин Bars. В дальнейшем бренд планирует занять лидирующую позицию на домашнем рынке. С марта 2024 года шины Bars утверждены для поставок на первичную комплектацию завода UzAuto Motors. Первые покрышки бренда будут установлены на автомобили Chevrolet Damas. Кроме того, с начала нынешней весны шины Bars начали продаваться в России.

Как рассказали «Движку» на предприятии, шины бренда выпускаются с 200%-ным контролем качества: каждое изделие проходит обязательный визуальный и автоматический контроль. Покрышки, не прошедшие контроль, направляются на утилизацию с перерезанной боковиной, что исключает возможность попадания отбракованных изделий в продажу.

На Birinchi Rezinotexnika Zavodi выпускается продукция, которая соответствует международным стандартам. Предприятием получены сертификаты системы менеджмента качества ISO 9001:2015, ISO 50001:2018, а также сертификаты EC‑117, EC‑30, IATF‑16949:2016. На заводе установлено современное оборудование для резки брекерной ткани немецкой компании Fischer, для приготовления резиновых смесей и динамической балансировки — от японской Kobe Steel, а также каландровое оборудование от итальянской компании Comerio, оборудование для проверки (от немецкой Xylon) и сборки шин (VMI, Нидерланды).

Общая площадь предприятия составляет 28 гектаров, количество занятых на нем сотрудников — свыше 1000 человек. На территории завода, к слову, высажены фруктовые сады: в руководстве предприятия отмечают, что за счет этого заводская территория стала выглядеть более ухоженной и благоустроенной, а кроме того, улучшилась экологическая обстановка.

В подразделение «Шинный бизнес» группы «Татнефть» входят также завод во Всеволожске Ленинградской области (ООО «Айкон Тайерс» и ООО «Айкон Шина»; материал о нем читайте в № 124 за февраль 2024 года) и новое совместное предприя­тие ПАО «Татнефть» и группы компаний Allur в городе Сарань в Казахстане (ТОО KamaTyres). Последнее будет запущено до конца 2024 года и станет выпускать летние и зимние шины бренда Attar, предназначенные для легковых и грузовых автомобилей. Как и шины Bars, они будут представлены в бюджетном сегменте.

Запланированная производственная мощность после выхода предприятия на полную мощность составит 3 млн легковых и 500 тыс. грузовых шин в год. Продукция бренда Attar будет продаваться на территории Казахстана и поставляться на экспорт. Руководит направлением «Шинный бизнес» в рамках исполнительного аппарата при генеральном директоре ПАО «Татнефть» Андрей Пантюхов, генеральный директор Ikon Tyres.

Производственные мощности трех предприятий, входящих в шинное бизнес-направление «Татнефти», составляют более 23,5 млн автомобильных шин в год. Ассортимент насчитывает 680 SKU.

В общем, предложением российский шинный рынок сегодня насыщен. Вопрос теперь, каким будет объем платежеспособного спроса со стороны отечественных автомобилистов в обозримой перспективе?

Пресловутая «структурная трансформация» российской экономики, связанная в том числе с уходом из РФ огромного количества зарубежных брендов, привела, помимо всего прочего, к освобождению целого ряда...-6

Фото: Алина Болдырева / журнал «Движок»