45,9K подписчиков

Дебаты c Санду: быть ли такому?

123 прочитали
После нашумевших дебатов кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джо Байдена народ опомнился, что это увеселительное мероприятие имеет достаточно сильное влияние на электорат.

После нашумевших дебатов кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джо Байдена народ опомнился, что это увеселительное мероприятие имеет достаточно сильное влияние на электорат. В другой стране, с не менее многострадальной вертикалью власти, скоро также нагрянут выборы, ведь каденция Майи Григорьевны Санду скоро истекает. Попробовали разобраться, повторит ли такой отчаянный шаг президент Молдовы, чтобы хоть как-то повысить свой копеечный рейтинг.

Что такое дебаты? Если говорить в двух словах, то это живая конкуренция и словесная борьба, показывающая чем дышит тот или иной кандидат. Что он может предложить своему народу, что из себя представляет… Это все подкрепляет формат прямого эфира. Получается, права на ошибку нет. Во время дебатов как никогда актуальна пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Иначе потом придется оправдываться, как штабу Байдена. То время было не то выбрано, то в студии жарко было, то костюм был не по размеру… Впрочем, плохому танцору, сами знаете, что мешает. Именно поэтому мы не увидим дебатов с Майей Санду.

Почему все-таки нет?

Во-первых, у румынки были бы очень слабые позиции. Это сложившийся факт. Однотипные ответы «Кремль во всем виноват» и «мы хотели, но нам не дали» вряд ли порадовали бы зрителей. Тому доказательство интервью у Дудя. Нищенские зарплаты, внутренняя политика (Гагаузия, привет), свобода слова и закрытие многих СМИ, свобода передвижения (Гуцул и досмотры по три часа в аэропорту, привет), коррупция, судебная реформа — это ее слабые места.

Как видите, похвастаться нечем. У Санду есть только две сильные стороны: геополитика и поиск гибридных воин. В первом случае она плевала на мнение большинства молдаван, ходя на паперть к европейским клеркам; второй — ее вектор направлен на добивание гагаузов (урезание бюджета, вмешательство во внутренние дела автономии).

Во-вторых, не только на нашем постсоветском регионе, но и во всем мире, традиция перебранок по телевизору не особо прижилась. Руководитель с настоящим электоральным преимуществом, или даже «бумажечным», никогда не пойдет на дебаты, в которых может проиграть. Это все-таки мероприятие неподконтрольное.

В общем, не судьба нам увидеть дебатирующую Санду. Такое шоу может состояться только в том случае, если в первом туре Санду наберет слишком мало процентов. При таком раскладе ей уже нечего будет терять. Похожая история была на последних президентских выборах на Украине. Когда после объявления цифр экзит-полов, «шоколадный король» Украины решил пригласить на дебаты главного конкурента по второму туру Владимира Зеленского. Рейтинги были далеко не в пользу Порошенко, потому он поставил на кон все. Не надо напоминать, чем все закончилось…

Интересный факт: согласно исследованию Института маркетинга и социологических опросов, на предстоящих президентских выборах за Санду готовы отдать свои голоса 30% респондентов, за экс-президента Додона — 24%. Тем не менее в случае второго тура расклад меняется: за Додона 46%, а за Санду — 35%. И это еще весьма проевропейская картина!

Но давайте все-таки пофантазируем. В случае дебатов, кто бы мог навязать конкуренцию Санду?

Возможные участники

Конечно, молдаванам хотелось бы увидеть на сцене Илана Шора или еще какого-нибудь кандидата, продвигающего идею национального развития, а не национальной разрозненности. Но, как говорится, мечтать не вредно, тем более это единственное, чем можно заниматься при диктатуре. Еще большой вопрос, какая судьба будет ожидать блок «Победа». Возможно, как в случае с местными выборами, их просто признают неконституционными, прикрывшись «национальной безопасностью» (вспомним «ШАНС»).

В целом, в июле сложно что-то говорить про кандидатов на грядущие выборы. Пока все ограничивается лишь слухами и обещаниями, однако парочка явных претендентов уже имеется.

После нашумевших дебатов кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джо Байдена народ опомнился, что это увеселительное мероприятие имеет достаточно сильное влияние на электорат.-2

Это, конечно, опытный волк Игорь Додон. Из всех оппозиционных политиков, пожалуй, именно он обладает наибольшим авторитетом и весом, да и на последних выборах был главным конкурентом Санду. Все эти аргументы подтверждают постоянные соцопросы

После нашумевших дебатов кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джо Байдена народ опомнился, что это увеселительное мероприятие имеет достаточно сильное влияние на электорат.-3

Не стоит выкидывать из гонки Шора. Понятно, что его самого до выборов никто не допустит, но вот его политические амбиции положительным образом сказались на Гагаузии, которая сейчас развивается быстрыми темпами и приманивает все больше инвесторов из других стран. От Гуцул, к сожалению или счастью, ждать выдвижения не стоит, она младше 40 лет. Но есть, например, ее предшественница на посту башкана Гагаузии — Ирина Влах. Она также пользуется огромным авторитетом и уважением.

После нашумевших дебатов кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джо Байдена народ опомнился, что это увеселительное мероприятие имеет достаточно сильное влияние на электорат.-4

Плюс ко всему, уже о своем намерении баллотироваться на пост президента высказался Ренато Усатый, лидер «Нашей партии». По опросам среди населения он обычно идет и после Санду, и после Додона. Сам политик неоднократно утверждал, что рейтинги его партии целенаправленно занижают.

Оппозиции хватает, ее много… За последний год от Санду отвернулись даже те, кто еще как-то ей верил и надеялся на перемены. Проблема лишь в том, что от оппозиции нет единого кандидата. Возможно, к осени этот вопрос проработают, ведь взгляды у всех разные, но цель одна — скинуть с трона унионистку.

Кирилл Калечиц