В этом году исполняется 55 лет одному из главных культовых дизайнерских предметов мебели ХХ века - креслу-мешку Sacco. Мы рассказываем вам о его славной истории.
Итак, на календаре 1968-й год. Только что по всей планете - и прежде всего по Европе - прокатилась волна молодёжных протестов. отовсюду играет психоделический рок, хиппи подметают клешами мостовые и пропагандируют free love, подростки в массовом порядке уходят из дому... а по офисам итальянских мебельных фабрик ходят трое дизайнеров-архитекторов: Пьеро Гатти, Франко Теодоро и Чезаре Паолини с каким-то диким проектом.
Тут надо остановиться, чтобы дать некоторые пояснения. Пьеро, Франко и Чезаре были яркими представителями «антидизайна» - движения в итальянском дизайне 1960-х. Антидизайнеры критически воспринимали бурное развитие современных технологий, ненавидели потребительские настроения среднего класса и в ответ на это утверждали теорию «бегства», стремясь через художественные провокации показать, что логическое развитие текущих тенденций ведёт к абсурду, а значит, современным трендам нужно противопоставлять новые альтернативные формы. Теория вылилась в практику, названную «дизайн без предметов», в рамках которого «антидизайнеры» отказывались от канонических методов проектирования, заменив их игрой. Классическим образцом «антидизайна» как раз и стал проект нашей троицы.
Итак, Гатти, Теодоро и Паолини придумали... креслю в виде мешка из прозрачной ПВХ-пленки, наполненного жидкостью. Представители мебельного бизнеса изо всех сил стараются от них побыстрее отделаться: мешок с жидкостью, что за бред! Так было вплоть до встречи с Аурелио Заноттой, одновременно творческим гением и удачным промышленником. Аурелио видит в мешке перспективы, причем вполне бизнесового свойства, но практическим взглядом отмечает: в том виде, что вы тут написали-нарисовали, мальчики, проект маловероятен. Во-первых, ваше кресло с таким объемом жидкости внутри просто невозможно поднять, во-вторых, плёнка такой нагрузки не выдержит. Давайте подумаем ещё?
Вместо плёнки появляется ткань ярко-розового цвета, вместо жидкости - шарики из вспененного пластика... И вскорости мебельная компания Zanotta выбрасывает на рынок лёгкие мешки-капли диких расцветок, которые можно носить по всему дому, на которых удобно сидеть и лежать, потому что они принимают форму тела... Мешки называются Saccо, что по-итальянски значит, как вы догадываетесь, просто «мешок».
Sacco получает кучу наград, Sacco показывают по ТВ, Sacco попадает в собрания крупнейших музеев мира. А у мебельщиков появляется понимание того, что комфорт - это не всегда пафос и рубленые формы, но и легкость, веселье и радость.
...Аурелио Занотта давно уже почил, однако компания его имени процветает; кресла-мешки давно уже завоевали мир. Более того - они дали серьезный толчок развитию безкаркасной мебели, а мешками стали даже диваны, пуфы, кровати... Для детей делают кресла-мешки в виде зверей и героев мультсериалов, прорезиненные мешки изготавливаю для использования во влажной среде. Не меняется одно: удобство, практичность, стильность и мобильность.
Кресло Sacco нынче в почёте. В 2008-м, когда отмечали его 40-летие, эксклюзивные экземпляры кресел-мешков расписывали известные дизайнеры и художники, а французский телеканал Arte снял получасовой документальный фильм, посвяшенный его истории. К 50-летию, кстати, была выпущена лимитированная экологическая коллекция Sacco Goes Green: все представленные в ней кресла были изготовлены из 100% перерабатываемых материалов.
Вот как бывает, когда талант, помноженный на протест и бунтарство, встречается с умом и дальновидностью.
Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей — от вазы для цветов до мотоцикла — успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).