Они добровольно ушли на фронт и защищали Родину с оружием в руках.

Завоеватели пришли!
Завоеватели пришли!

Добрый день!

Их никто не принуждал уходить на фронт. Они могли эвакуироваться вместе со своими друзьями, со своими студиями на восток и идеологически бороться с захватчиками в относительной безопасности. Тем не менее эти уже не молодые люди предпочли отказаться от брони и бить врагов с оружием в руках. Кто-то вернулся домой после Победы, а кто-то и нет... Это рассказ о знаменитых и не очень кинорежиссёрах, работниках кинематографии во время Великой Отечественной войны добровольно отправившихся на фронт.

Михаил Львович Шор (08 января по н. ст. 1891, Бессарабская губерния - после 1941). В 1918 году окончил частную киношколу А.И. Сибирякова в Одессе (1918). Работал на Одесской кинофабрике в качестве киноактёра, в 1923-1937 годах - ассистент режиссёра, затем (с 1927 года) - режиссёр, и с 1937 года - администратор и директор кинокартин. Поставил фильмы: "Гонорея" ("Грехи молодости", "За чужие грехи", 1927), "Червонцы" (1930, совместно с Петром Чардыниным). Откажавшись от брони, добровольно направился на фронт. После 1941 года пропал без вести. Лев Фёдорович Пуш (1892, Санкт-Петербург - не раннее 1970 года). В 1912 - 1914 годах учился в институте в городе Нанси (Франция). В 1914-1916 воевал на фронтах Первой мировой войны. С 1916 по 1942 годы работал актёром и режиссёром в Тифлисе (Тбилиси). Поставил фильмы: "Наездник из Уальд-Веста" ("Кто виноват?", 1925, по пьесе Н. Накашидзе, совместно с Александром Цуцунавой), "Гюлли" (1927, по повести Шио Арагвиспирели, совместно с Николаем Шенгелая), "Цыганская кровь" ("Закон, не знающий закона", 1928, по повести Константина Берковича), "Обречённые" ("Gantsirulni", "Русские солдаты во Франции", 1930, по либретто Бориса Щаранского, совместно с Давидом Рондели), "Мзаго и Гела" (1932, совместно с Александром Лордкипанидзе и Шалвой Кускивадзе), "Аскания Нова" (1937, документальный). Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем. Награждён медалью "За оборону Кавказа", Орденом Красной Звезды (1945). С 1947 работал режиссером Иркутской студии кинохроники, автор научно-популярных фильмов. Николай Яковлевич Береснёв (26 июня 1893, Москва - 12 июля 1965, Ленинград). В 1915 году окончил театральную школу Ф.Ф. Комиссаржевского по классу режиссуры. Герой Первой Мировой войны, полный Георгиевский кавалер. Поставил фильмы: "Золотой мёд" (1928, совместно с Владимиром Петровым), "Конница скачет" ("Военные кони", 1929, по повести Николая Тихонова), "Разгром" (1931, по роману А.А. Фадеева), "Анненковщина" (1933). Будучи уже непризывного возраста, добился отправки на фронт, воевал. Стал кавалером Ордена Славы III степени, награждён медалью "За отвагу". После войны с 1949 года работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов, где создал уникальную серию искусствоведческих фильмов. Григорий Зиновьевич Гричер-Чериковер (Червинский) (1893, Полтава - 05 мая 1945, Киев). Учился в коммерческом училище в Полтаве. В 1918 году окончил Киевское художественное училище. Участвовал в Гражданской войне. В 1922-1923 годах учился на частных кинокурсах Б.В. Чайковского. Поставил фильмы: "Блуждающие звёзды" (1926, по повести Шолом-Алейхема), "Подозрительный багаж" ("Апельсины из Химугля", 1926), "Сорочинская ярмарка" (1927, по повести Н.В. Гоголя), "Накануне" (1928, по рассказу А.И. Куприна "Гамбринус"), "Сквозь слёзы" ("Страницы прошлого", 1928, по рассказам Шолом-Алейхема "Заколдованный портной", "Ножик", повести "Мальчик Мотл"), "Село Весёлое" (1929), "Кварталы предместья" (1930), "Первый рейс" (1931), "Хрустальный дворец" (1934), "Советская Молдавия" (1938), "Годы молодые" (1942, совместно с Игорем Савченко). В 1942-1944 годах служил в рядах Красной Армии. Александр Петрович Довженко (11 сентября 1894, хутор Вьюнище, Черниговской губернии - 25 ноября 1956, Переделкино, Московская область). Родители были неграмотными. Из 14 детей выжили только двое - Сашко и его сестра Полина, ставшая врачом. В 1914 году окончил Глуховский учительский институт. С конца 1917 года добровольно служил в рядах армии Украинской Народной Республики (УНР). В конце 1918 года Довженко преподавал в школе старшин армии УНР в Житомире историю Украины и эстетику. 25 августа 1919 года был арестован Волынской губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР, в конце 1919 года освобождён по просьбе деятелей Украинской коммунистической партии (боротьбистов). С декабря 1919 года по апрель 1920 года служил в Волынском губвоенкомате и преподавал историю и географию в школе Красных командиров при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире. С апреля 1921 года работал в посольствах Украинской ССР в Польше и Германии, где одновременно обучался в частной художественной школе художника Вилли Якеля, где усвоил палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года был отозван на Украину. В августе 1923 года Довженко вернулся в Харьков, который тогда был столицей Украины, и устроился в редакцию газеты "Известия ВУЦИК" публицистом-карикатуристом и художником-иллюстратором. Увлекался театром, литературой. Продолжая работать художником, он присматривался к киноискусству. В 1924 году группой художников "Гарт" под руководством А. Довженко проводились эксперименты по созданию штриховой мультипликации. С 1925 года сотрудничал со Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ) как плакатист и переводчик титров, создавал рекламные киноплакаты. Поставил фильмы: "Вася-реформатор" (1926, совместно с Фаустом Лопатинским), "Ягодки Любви" ("Парикмахер Жан Колбасюк", "Женитьба Капки", 1926), "Сумка дипкурьера" (1927), "Звенигора" ("Заколдованное место", 1927), "Арсенал" ("Январское восстание в Киеве в 1918 году", 1928), "Земля" (1930), "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939, совместно с Юлией Солнцевой, Сталинская премия I cтепени), "Буковина -земля украинская" (1940, документально-публицистический, совместно с Юлией Солнцевой), "Освобождение украинских и белорусских земель от гнёта польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью" (1940, документально-публицистический, совместно с Юлией Солнцевой), "Страна родная" (1945, документальный, об истории армянского народа, совместно с Гургеном Баласаняном, Левоном Исаакяном, Гарри Заргарьяном), "Мичурин" ("Жизнь в цвету", 1948, совместно с Юлией Солнцевой, Сталинская премия II степени), "Прощай, Америка!" (1951, по мотивам книги "Правда об американских дипломатах" Аннабеллы Бюкар, сотрудницы посольства США, попросившей в 1949 году политического убежища в СССР, совместно с Юлией Солнцевой, не завершён). В июле 1941 года Довженко приказали эвакуироваться, и он вместе с женой, Юлией Солнцевой, выехал в Уфу, а осенью переехал в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Вскоре он всё же добился призыва в действующую армию в качестве военного корреспондента. В феврале 1942 года в звании полковника его направили на Юго-Западный фронт, где он писал рассказы, статьи, тексты для листовок. На следующий день после публикации в газете "Красная Звезда" его рассказа "Ночь перед боем" в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП(б): "Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать". На основе кинохроники, снятой фронтовыми кинооператорами, Довженко смонтировал два больших публицистических фильма "Битва за нашу Советскую Украину" (1943, совместно с Юлией Солнцевой и Яковом Авдеенко) и "Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель" (1944, совместно с Юлией Солнцевой и Яковом Авдеенко). Награждён Орденом Красного Знамени (1943). Осенью 1951 года он побывал на строительстве Каховской ГЭС на Днепре и под впечатлением от увиденного решил снять фильм, посвящённый силе человеческого духа. Работа над сценарием продолжалась пять лет. Ленинская премия (1959, посмертно - за литературный сценарий "Поэма о море"). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Во всех поездках А.П. Довженко сопровождала его жена и соратница, актриса и режиссёр Юлия Ипполитовна Солнцева (Пересветова)(07 августа 1901, Москва - 29 октября 1989, Москва). Училась на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1922 году окончила Московский институт музыкальной драмы. В кино сыграла 10 ролей. В 1929 годы вышла замуж за А.П. Довженко, стала его соратницей и помощницей, училась у мужа искусству кинорежиссуры. Кроме фильмов, созданных А.П. Довженко при участии Ю.И. Солнцевой, в том числе документальной трилогии, созданной во время войны, самостоятельно поставила картины: "Егор Булычёв и другие" (1953, фильм-спектакль по пьесе М. Горького, совместно с Борисом Захавой), "Ревизоры поневоле" (1954, по комедии Сергея Михалкова, новелла в киноальманахе "Родимые пятна"). Неожиданная, такая страшная для неё смерть Александра Петровича Довженко в 1956 году буквально потрясла её. Потрясла, но не сломила. И она решает поставить, превратить в кинопроизведения неосуществленные сценарии мужа, воссоздать в первозданном виде созданные им художественные ленты, главным героем которых всегда был "человек, рожденный для добра", собрать и издать его литературные творения. По произвениям А.П. Довженко поставила картины: "Поэма о море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1961, основательно переделанная киноповесть "Украина в огне", запрещённая в 1943 году. Первый советский цветной широкоформатный фильм), "Зачарованная десна" (1964), "Незабываемое" (1967), "Золотые ворота" (1969), также работала над фильмами: "Такие высокие горы" (1974), "Мир в трёх измерениях" (1979). Золотая медаль им. А. П. Довженко (за фильм "Мир в трёх измерениях", 1980). Народная артистка РСФСР (1964). Народная артистка СССР (1981). Лев Борисович Шеффер (28 сентября 1894, Одесса, Херсонская губерния - 17 ноября 1988, Москва). Участвовал в Первой Мировой войне рядовым на Румынском фронте. В 1918 году, с началом Гражданской войны, добровольцем пошел в Красную Армию, был назначен на должность помкомвзвода. После окончания Гражданской войны работал в отделе культуры Свердловского райкома партии Одессы, откуда перешел на кинофабрику и стал сначала оператором, а затем вторым режиссёром у П. И. Чардынина, одного из создателей русского кино, которого Лев Шеффер считал своим учителем. Поставил фильмы: "Советский воздух" (1925), "Ветер" ("Ошибка Василия Гулявина", "Атаманша Лёлька", по повести Бориса Лавренёва, 1926, совместно с Чеславом Сабинским), "Красная Пресня" (1926, совместно с Лео Муром, Александром Перегудой, Абрамом Роомом), "Красавица Харита" ("Двор", "Нелепое сердце", 1927, по расказу Анны Караваевой "Двор"), "Путь в Дамаск" ("Утриш", 1927), "На повороте" ("Люди камня",1929), "Две матери" ("Борьба этажей", "Суд Соломона", по рассказу М. Ершовой, 1931), "Путь Норжмы" (1938, Монголия, совместно с Т. Нацагдоржем). Работал также над документальными, научно-популярными и военно-инструкционными фильмами. С осени 1941 года по весну 1942 года - оборонял Москву в народном ополчении в должности политрука батальона. После войны работал сценаристом и переводчиком (в основном с английского языка). Александр Залманович (Арон Зельманович) Штрижак-Штейнер (1894-после 1941). После окончания Государственного техникума кинематографии в Москве работал кинорежиссёром на киностудии "Украинфильм" (Одесса), где поставил фильмы: "Её путь" {1929, по повести М. Никитина (Сибирского) "Марина", совместно с Дмитрием Познанским}, "Мальчик из табора" (1930), "Волчий хутор" ("Поединок", 1931, по мотивам новеллы Тенети "Ненависть"), "Звездоносцы" ("Звёздные шлемы", 1931), "Приймак" (1931), "Суровые дни" ("Каховский плацдарм", 1933), "Моё" ("Федоська", 1934, совместно с Дмитрием Эрдманом). Откажавшись от брони, добровольно направился на фронт. После 1941 года пропал без вести. Павел Петрович Петров-Бытов (настоящая фамилия Петров; 23 февраля 1895, Богородск, Нижегородская губерния - 26 октября 1960, Ленинград). В 1915-1918 годах служил в Русской Императорской армии, участвовал в боевых операциях Первой Мировой войны. В 1921 году окончил актёрское отделение театральной студии Ю.Н. Юрьина в Петрозаводске. В 1931-1933 годах - слушатель Института литературы, искусства и языка Коммунистической академии. Поставил фильмы: "На жизнь и на смерть" ("Проклятьем заклеймённый", "Их судьба", "Один из многих", "Его судьба", 1925, завершил постановку умершего режиссёра Бориса Чайковского), "Волжские бунтари" (1926), "Водоворот" ("Страда", 1927), "Право на жизнь" ("Владелец партбилета", "Записка", "Пути-дороги", "По протекции", 1928), "Каин и Артём" (1929, по рассказу М. Горького), "Поворот" ("Земля горит", 1930), "Сложный вопрос" (1932), "Чудо" (1934), "Разгром Юденича" ("Оборона Петрограда", 1940), "Белое золото" (1951), "Точное время" (1952), "Обманутые надежды" (1955). Во время Великой Отечественной войны был уполномоченным Особого отдела НКВД Северного флота, художественным руководителем Мурманского областного драматического театра. С 1949 года - режиссёр Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Андрей Клементьевич Кустов (20 октября 1995, дер. Ушницы, Петербургская губерния - 02 сентября 1973, Москва). Окончил Государственные Высшие режиссёрские мастерские (1927), режиссёрский факультет типа академии ВГИКа (1936). Поставил фильмы: "Вторая победная" (1928), "Лицо врага" (1932), "Один из десяти" (1933), "Юные коммунары" ("Заговор барабанщиков",1938), "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1941, по повести Н.В. Гоголя, совместно с Анисимом Мазуром). Во время войны добровольно ушёл на фронт, боец Красной Армии. После войны работал сценаристом и режиссёром на киностудии "Моснаучфильм" ("Центрнаучфильм"). Николай Иванович Лебедев (09 августа 1897, Гусь-Мальцевский, Владимирская губерния - 09 октября 1989, Ленинград). В 1911-1916 годах учился в Мальцовском ремесленном училищево Владимире, работал техником на железной дороге, преподавал в училище. В 1918 году добровольцем вступил в РККА. Сражался под Царицыном, на Юго-Восточном и Северо-Кавказском фронтах, командовал автомотоциклетной ротой. Демобилизовался в 1921 году, до 1922 года работал техником-строителем в Гусь-Хрустальном, затем переехал в Петроград. В 1925 году окончил актёрский факультет Ленинградского института экранного искусства. Снимался в кино, работал ассистентом режиссёра, сценаристом. Поставил фильмы: "В стране Ленина" (1927, документальный), "По Европе" (1927, документальный), "Настоящие охотники" ("Юные натуралисты", "Современные Майн-Риды", "Медвежатники", по рассказу Николая Каткова "Медвежатники", совместно с Наумом Угрюмовым, 1930), "Зыбун" (1931, совместно с Владимиром Яковлевым), "Товарный № 717" (1931), "Солдатский сын" ("Детство большевика", 1933), "На Луну с пересадкой" (1934), "Федька" (1936, по повести Дойвбара Левина), "А крепость была неприступная" ("Детство маршала", 1938), "Наездник из Кабарды" (1939), "Счастливого плавания!" (1949, Сталинская премия третьей степени, 1950), "Навстречу жизни" (1952, по повести Ивана Василенко "Звёздочка"), "Честь товарища" (1953, по повести Бориса Изюмского "Алые Погоны"), "Гвоздь программы" (1955), "На переломе" (1957), "Андрейка" (1958), "Девчонка, с которой я дружил" (1961), "Мандат" (1963), "Невероятный Иегудиил Хламида" (1969), "Найди меня, Лёня!" (1971, по повести Валентины Осеевой "Динка"), "В то далёкое лето" (1974, по повести Надежды Надеждиной "Партизанка Лара"), "Ждите меня, острова!" (1977, по очерку Л. Почивалова "Беглец", совместно с Иосифом Шапиро), "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979, совместно с Эрнстом Ясаном, Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской). С началом Великой Отечественной войны добровольно ушёл на фронт, лейтенант, в течение всей блокады воевал на Ленинградском фронте. Служил в 7 стрелковом полку 20-й дивизии НКВД, в эвакуационном госпитале 259. Участвовал в войне с Японией. Награждён Орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны I степени (1985), медалью "За оборону Ленинграда" (1944). Народный артист РСФСР (1969). Николай Григорьевич Шпиковский (25 августа 1897, Киев - 03 декабря 1977, Москва). В 1917 году окончил юридический факультет Новороссийского университета. Поставил фильмы: "Шахматная горячка" (1926, совместно с Всеволодом Пудовкиным), "Чашка чая" ("Закрытые двери", "Арестуйте меня", 1927), "Три комнаты с кухней" ("Ужасный человек", по мотивам сценария В.В. Маяковского "Как поживаете?", 1928), "Шкурник" ("Цыбала", "История одного обывателя", "Знакомое лицо", по рассказу Вадима Охрименко "Цыбала", 1929), "Хлеб" ("Хлiб", "Тысяча девятьсот двадцатый год", 1930), "Гегемон" (1931), "Дуэль" (1934), "Трое с одной улицы" (1936), "Лётчик Шабанов" (1942), "К вопросу о перемирии с Финляндией" (1944, совместно с Юлием Райзманом, Эдуардом Волком, Михаилом Егоровым), "Берлин" (1945, совместно с Юлием Райзманом, Эдуардом Волком, Александром Усольцевым-Гарфом), "Советская Белоруссия" (1951), "Дочь Малого театра" (1958), "Я - кинолюбитель" (1964, совместно с Фёдором Киселёвым). Также писал сценарии и дикторские тексты и снимал документальные и научно-популярные фильмы. Во время Великой Отечественной войны периодически выезжал на фронт в качестве корреспондента, работал редактором во фронтовом отделе Центральной студии кинохроники, в 1945 году - начальником киногруппы 1-го Белорусского фронта. Илья Афанасьевич Кравчуновский (27 марта 1898, Москва - 17 августа 1957, Москва). С 1916 по 1919 год учился в Московском университете на медицинском факультете. С 1916 был актером в различных труппах. Режиссером впервые выступил в Симоновском клубе просвещения (1918). В 1924 окончил режиссерские мастерские Пролеткульта. До войны - режиссер и административный работник различных студий. Поставил фильмы: "Когда зацветут поля" ("Хозяин пустыря", "Два брака",1929), "Завтра ночью" ("Десять смертников", "Жизнь за нас", 1930), "Крылья" ("Чёрная кошка", 1932, совместно с Михаилом Гоморовым и Борисом Юрцевым). После войны работал режиссёром на ЦСДФ (в 1945-1948 годах - на Каунасской студии кинохроники), выпускал документальный фильмы, в основном кинопериодику. С началом войны отказался от брони и всё войну прошёл добровольцем - бойцом Красной Армии с автоматом в руках. Виталий Леонидович Жемчужый (11 мая 1898, Вязьма - 23 января 1966, Москва). Учился на юридическом факультете Московского университета (1916-1918) и на режиссерском отделении Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ, Москва) (1921-1922). В 1927-1937 годы ставил политпросветфильмы: "Стеклянный глаз" ("Фильм о фильме", 1928, совместно с Лилей Брик), "Москва Советская" (1929), "Второй шаг" (1930), "Опиум" (1930), "Кем быть?" (1931), кинокурс "Автомобиль" (1932-1934), "Архитектура Москвы" (1935), "Петергоф" (1935), "Наш дом готов к светомаскировке" (1937). Автор сценариев научно-популярных фильмов. В 1937-1947 годах - художественный руководитель Театра одноактной пьесы концертной бригады. В годы Великой Отечественной войны с концертной бригадой выступал на кораблях и в частях Краснознамённого Балтийского флота (КБФ), Черноморского флота (ЧФ), Северного флота (СФ) и Онежской флотии. Награжден Орденом Красной Звезды (1945).

*** Фронтовые бригады практически с первыд дней войны обслуживали части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие, рискуя жизнью, выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес.***

Михаил Сергеевич Гоморов (27 декабря 1898, Москва - 20 ноября 1981, Москва). В 1918-1920 годах - слушатель студии Московского Пролеткульта и режиссёр фронтового театра. В 1921-1925 годах учился и работал в Первом Рабочем театре Пролеткульта. Был режиссёром в рабочих клубах. Работал актёром, ассистентом режиссёра, вторым режиссёром, помощником директора производства. В 1932 году поставил фильм "Крылья" ("Чёрная кошка", совместно с Ильёй Кравчуновским и Борисом Юрцевым). Во время войны - боец Красной Армии. Александр Иванович Левшин (01 марта 1899, село Никольское, Тамбовская губерния - 17 ноября 1982, Москва). Учился в Московском университете (1917 - 1918), окончил режиссёрские курсы Пролеткульта (1924). До и после войны работал на разных киностудиях ассистентом режиссёра, вторым режиссёром. Вместе с Г.В. Александровым, М.М. Штраухом, М.С. Гоморовым, А.П. Антоновым был членом группы С.М. Эйзенштейна "Железная пятёрка". Поставил фильмы: "Китайская мельница" ("Пробная мобилизация", 1928, по сюжету одноименного фельетона, опубликованного в "Комсомольской правде"), "Переполох" ("Ошибка енерала Стрехи",1928), "Хамелеон" (1930). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) - боец Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Евгений Вениаминович Червяков (27 декабря 1899, село Абдулино, Самарская губерния - 17 февраля 1942, под Ленинградом). В 1918 окончил актерское отделение Уфимской драматургической школы, в 1925 - Государственный техникум кинематографии (ГТК). В 1919-1921 - актер рабочего театра в Ейске. С 1924 - ассистент режиссера и актер Ленинградской киностудии "Севзапкино", с 1933 - режиссер киностудии "Востокфильм", с 1935 - киностудии "Мосфильм". Сыграл в кино 11 ролей. Поставил фильмы: "Девушка с далёкой реки" ("Бумажная лента", 1927), "Поэт и царь" ("Царь и поэт", 1927, совместно с Владимиром Гардиным), "Золотой клюв" (1928, по повести Анны Караваевой), "Мой сын" ("Сын", "Старое держит", 1928), "Города и годы" (1930, по роману Константина Федина, совместно с Германией), "Музыкальная олимпиада" ("Песня", 1932), "Заключённые" (1936, по пьесе Николая Погодина "Аристократы"), "Честь" (1938), "Станица дальняя" (1939), "Боевой киносборник № 2" (новелла "У старой няни", 1941). Великая Отечественная война застала режиссёра в Ленинграде. Вместе со студией "Ленфильм" он подлежал эвакуации в Алма-Ату, но написал заявление с просьбой оставить его для участия в защите города. Командир стрелковой роты старший лейтенант Е.В. Червяков был смертельно ранен в бою 16 февраля 1942 года. Сергей Иванович Бартенев (19 января 1900, село Большие Котюжены, Бессарабская губерния - 18 января 1966, Ленинград). В 1925 году окончил отделение внешних сношений факультета общественных наук Московского университета. В 1932-1934 годах - аспирант, старший научный сотрудник Института литературы и искусства Ленинградского отделения Коммунистической академии. Поставил фильмы: "Двадцать два несчастья" ("Две страсти активиста Иванова", "Пять Маратов", 1930, совместно с Сергеем Герасимовым), "Человек из тюрьмы" ("Человек за решёткой", 1931), "Очарованный химик" ("Незнакомка", 1935, не завершён), "Райхан" (1940, совместно с Моисеем Левиным). С началом Великой Отечественной войны добровольно ушёл на фронт. Служил на Ленинградском фронте старшим политруком, агитатор политотдела 77 дивизии противовоздушной обороны 67 армии в звании майора, был лектором Ленинградского Дома Красной Армии. Награждён медалью "За оборону Ленинграда" (1942), Орденом Красной Звезды (1944). После войны - режиссёр киностудии "Леннаучфильм". Николай Осипович Бравко (21 января 1900, Симферополь - 18 сентября 1972). С 1918 года служил в рядах Красной Армии батальонным комиссаром и политруком. Учился в институте Красной профессуры и МГУ (с 3 курса). В 1922-1923 годах учился в студии Пролеткино и Арменкино. Работал актёром, ассистентом и помощником режиссёра. Поставил фильмы: "Беспризорный спортсмен" (1926, совместно с Николаем Богдановым и Леонидом Константиновским), "Рядом с нами" (1931), фильмы-спектакли: "Композитор Имре Кальман" (1959), "Композитор Жак Оффенбах" (1960), "На сон грядущий" (1960), "Композитор Исаак Осипович Дунаевский" (1962), "Композитор Ференц Легар" (1962), "Октябрь" (1963, опера Вано Мурадели). В 1939-1941 годах и с 1945 года - режиссёр Центральной студии телевидения. Во время Великой Отечественной войны добровольцем пошёл на фронт - боец Красной Армии. Александр Иванович Медведкин (03 марта 1900, Пенза - 19 февраля 1989, Москва). Учился в Пензенском техническом училище, входил в боевую дружину по поддержанию порядка в городе. С 1919 по 1925 год участвовал в Гражданской войне, служил в том числе в должности начальника Политотдела 1-й Конной армии, старшего иструктора Главного Политуправления Корасной Армии. Медведкин также руководил солдатским театром гротеска и буффонады, в котором красноармейцы ставили юмористические сценки. Не имея порофессионального образования, по духу близкий пионерам авангардного советского кино, тем не менее, обращался к истокам раннего русского кинематографа. смешивал в кадре комедию, политику и хронику; его стиль отличал короткий метраж, оперативность съёмок и доступность, не стремился подражать, а наоборот, изобретал новые способы вовлечения зрителя в процесс просмотра с помощью сложного симбиоза жизни и искусства. С 1931 по 1934 год руководил агитационным кинопоездом "Союзкинохроники", с которым выезжал на стройки первой пятилетки под лозунгом "Сегодня снимаем - завтра показываем!". На месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. В этот период он снял пять своих знаменитых короткометражных комедий: "Полешко", "Держи вора", "Фрукты-овощи", "Про белого бычка" и "Дурень, ты дурень". Поставил художественные фильмы: "Счастье" ("Стяжатели", 1934), "Чудесница" (1936), "Новая Москва" ("Весёлая Москва", "Песня о Москве", "Зоя", 1938), "Мы ждём вас с Победой!" (фильм-концерт, 1941, совместно с Ильёй Траубергом), "Освобождённая земля" (1946), "Беспокойная весна" (1956). С 1958 по 1977 годы работал только над большими документально-публицистическими картинами. Во время Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 год руководил фронтовыми киногруппами. Был начальником киногрупп Западного фронта и 3-го Белорусского фронта. По его инициативе были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ прикреплялись 16 мм кинокамеры, снимавшие прямо во время ведения боя. Награждён Орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985), Орденом Красного Знамени (1945), медалями "За взятие Кёнигсберга" (1945), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Государственная премия СССР (1974) - за документально-публицистические фильмы "Ночь над Китаем", "Склероз совести", "Тревожная хроника". Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (1979). Юрий Александрович Музыкант (07 апреля 1900, Санкт-Петербург - 03 октября 1962, Ленинград). Учился в Военно-медицинской Академии (1920-1922), в Академии художеств (1922-1924). Окончил актёрское отделение Ленинградского института экранных искусств (1924). Поставил фильмы: "Третья жена муллы" (1928, совместно с Вячеславом Висковским), "За Советскую Родину" ("Падение Кимас-озера", "Поход Антикайнена", по повести Геннадия Фиша "Падение Кимас-озера", 1937, совместно с Рафаилом Музыкантом), "Аринка" (1939, совместно с Надеждой Кошеверовой), "Разлом" (1952, совместно с Павлом Боголюбовым, Александром Соколовым и Иваном Зонне), "Всего дороже" (1957, совместно с Соломоном Селектором), "Пучина" (1958, по пьесе А.Н. Островского, совместно с Антонином Даусоном), "Достигаев и другие" (1959, по пьесе М. Горького, совместно с Натальей Рашевской), "Эзоп" (1960, по пьесе Гильерме Фигейредо "Лиса и виноград", совместно с Георгием Товстоноговым). После начала Великой Отечественной войны добровольно вступил в Народное ополчение, участвовал в боях по обороне Ленинграда, был переведен в регулярную Красную Армию. В 1942 году тяжело контужен. С 1943 года воевал в составе Центрального и 1-го Белорусского фронтов, был инструктором по лечебной физкультуре раненых в нижние конечности эвакогоспиталя, сотни бойцов и командиров поставил на ноги. Исполнял обязанности парторга госпиталя, организовывал художественную самодеятельность. после окончания войны продолжил службу в госпитале Группы советских оккупационных войск в Германии. Награждён медалью "За оборону Ленинграда" (1943), Орденом Красной Звезды (1945). Фёдор Михайлович Никитин (03 мая 1900, г. Лохвица, Полтавская губерния - 17 июля 1988, Ленинград). Из дворян. С 1916 года служил в театрах Херсона и Одессы. В 1922 году окончил Вторую студию МХТ, работал актёром в Ярославле, Лениннграде, Москве. В кино с 1918 по 1987 год сыграл 97 ролей. В 1928 году совместно с Евгением Михайловым поставил комедию "Нота на колёсах". В 1941-1943 годах был командиром взвода народного ополчения, работал актёром и режиссёром агитвзвода Ленинградского фронта. С 1943 года актёр и режиссёр Ленинградского Блокадного театра. Награждён Орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны II степени (1985). Сталинские премии первой степени (1950, 1951). Народный артист РСФСР (1969). Борис Яковлевич Казачков (02 апреля 1901, Смоленск - 12 июня 1944). Окончил театральную студию Ф.Ф. Комиссаржевского в Санкт-Петербурге. Поставил фильмы: "По ту сторону" (1930, по роману Виктора Кина), "На том свете" ("Крупная мелочь", 1931), "Ищу протекции" (1932), "Флаг стадиона" ("Огни метро", 1935), "Чудесный корабль" (1936), "Асаль" (1940, совместно с Михаилом Егоровым), "Прокурор" (1941, совместно с Евгением Ивановым-Борковым). Откажавшись от брони, добровольно отпровился на фронт. Погиб в бою. Александр Георгиевич Усольцев-Гарф (18 июня 1901, станция Пограничная, Приморская область - 21 июля 1970, Москва). С 1914 по 1917 год занимался на драматических курсах в Барнауле, исполняя роли в самодеятельных творческих коллективах. Обучался в Барнаульском среднетехническом училище имени И. И. Ползунова, которое окончил в 1919 году. В 1920 году был мобилизован в Красную Армию, где служил до 1923 года. Во время службы также ставил и играл спектакли в военном театре. После демобилизации в 1923 -1926 годах обучался в актёрской мастерской Государственной школы кинематографии в Москве. Поставил фильмы: "Катастрофа" ("Тревога", 1927, совместно с Евгением Петровым), "Зелёный шум" ("Паромщик", "Будни", 1928), "Смеётся жизнь" (1928), "Перегон смерти" ("Последний перегон", "Декапод Е-2704", "ПРК-32", по рассказу Владимира Бахметьева "Машинист Гаврилов", 1929), "Человек остался один" ("Силуэты города", по повести А. Зотова, 1930), "Аноха" (1932, по рассказу Василия Ильенкова), "Клятва" ("Я не предатель", 1937), "Веселей нас нет" ("Рубиновые звёзды", 1940), "Берлин" ("Взятие Берлина", 1945, документальный, совсестно с Юлием Райзманом, Николаем Шпиковским), "Стакан воды" (1957, по пьесе Эжена Скриба). В декабре 1942 года был мобилизован Ташкентским ГВК в РККА, в звании капитана служил во фронтовых киногруппах Первого Белорусского фронта, исполнял обязанности заместителя начальника киногруппы, координировал работу операторов. Принимал участие в форсировании реки Западный Буг, Пражской операции в сентябре 1944-го, освобождении Познани и других городов, штурме Рейхстага. В августе 1943 года был контужен. Награждён Орденом Отечественной войны I степени и боевыми медалями. После войны работал режиссёром на Московской студии научно-популярных фильмов. Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902, Арзамас, Нижегородская губерния - 17 ноября 1991, Миасс, Челябинская область). Родился в семье банковского служащего, а в дальнейшем - советского дипломата Леонида Леонидовича Оболенского (старшего). До 1917 года воспитывался в прочном укладе XIX столетия. В 1918 году шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта. В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе в мастерской Л. Кулешова. С 1920 по 1986 год сыграл 36 ролей в кино. В качестве звукооператора работал на одними из первых советских звуковых фильмов: "Горизонт" (1932), "Две встречи" (1932), "Великий утешитель" (1933), "Окраина" (1933), "Марионетки" (1934). Поставил фильмы: "Кирпичики" (1925, экранизация популярной песенки, совместно с Михаилом Доллером), "Эх, яблочко, куды котишься?" (1926, совместно с Михаилом Доллером), "Альбидум" ("Цезиум 54", "Чёрная пятница на Чикагской бирже", "Победа над Солнцем", "Степная красавица", 1928), "Торговцы славы" ("Мёртвые не возвращаются", по пьесе Марселя Паньоля и Поля Нивуа, 1929). В июне 1941 года ушёл в ополчение. В октябре 1941 года оказался в окружении и был взят в плен. Осенью 1944 года бежал из плена и постригся в монахи под именем Лаврентия (по другим данным - Иннокентия) в Кицканском монастыре Бендерского уезда Молдавии. В июле 1945 года был арестован. После ареста был приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и с конфискацией имущества. Был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском. В феврале 1952 года был освобождён. После освобождения работал на Свердловской киностудии и Челябинской студии телевидения режиссёром документальных фильмов. Народный артист РСФСР (1991). Максим Абрамович Руф (18 сентября 1902, Шавли /Шауляй/, Ковенская губерния - 1971, Ленинград). Учился на режиссёрском отделении (1922-1924), окончил актёрское отделение Ленинградского института сценических искусств (1924). Поставил фильмы: "Тайга золотая" ("Шуба английского короля", 1937, совместно с Геннадием Казанским), "Одна ночь" (1956, по пьесе Бориса Горбатова, совместно с Александром Музилем), "Ссора в Лукашах" (1959), "Пёстрые рассказы" (1961, по рассказам А.П.Чехова, совместно с Николаем Акимовым), "Душа зовёт" (1962, совместно с Александром Борисовым). С началом войны добровольно ушёл на фронт. Воевал на Ленинградском фронте в должности командира взвода. Награждён Орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны II степени (1945), медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (1945). Ханан Моисеевич Шмаин (1902, с. Камень, под Белой Церковью, Киевская губерния - после 1972). Обучался актёрскому мастерству в белоцерковской студии "Кийдрамте". Поставил фильмы: "Чистка" ("Шкатулочка", "Ящик для жалоб", 1930), "Люди степей" (1931, документальный), "Станция Пупки" ("Свині завжди свині", 1931), "Приятного аппетита" (1932), "Однажды летом" (1936, по сценарию Ильи Ильфа и Евгения Петрова, совместно с Игорем Ильинским), "Опасный рейс" (1952), "Сеанс гипноза" (1953), "Я не могла сказать" (1958). В 1957-1969 годах работал режиссёром на киностудии "Центрнаучфильм". В 1941 году Ханан Моисеевич Шмаин добровольцем ушёл на фронт, попал в плен к немцам, чудом выжил, семья его сильно бедствовала. Владимир Петрович Баталов (19 сентября 1902, дер. Костерево, Ярославская губерния - 14 марта 1964, Москва). В 1925 году окончил Вторую студию МХТ. С 1924 по 1963 год служил в МХАТе актёром и режиссёром. В кино сыграл семь ролей, поставил фильм "Бабы" (1940). Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт, возглавляя фронтовые бригады. Заслуженный артист РСФСР (1948). Григорий Захарович Ломидзе (07 февраля 1903, Дмитров, Московская губерния - 10 января 1962, Москва). В 1925-1928 годах учился в Государственном техникуме кинематографии. Поставил фильмы: "Отчим" (1930), "Друзья из табора" (1938, по рассказу Льва Кассиля "Агитмедведь особого отряда", совместно с Дмитрием Варламовым), "Советские патриоты" (1939). С началом войны добровольцем пошёл на фронт. С 1947 по 1961 год - режиссёр киностудии "Союзмультфильм", ставил кукольные мультфильмы. Степан Агабекович Кеворков (Геворкянц) (01 апреля 1903, Москва - 18 августа 1991, Ереван). В 1930 году окончил актёрский факультет ГТК (Государственного техникума кинематографии) в Москве. Снимался в кино. Поставил фильмы: "Двадцать шесть комиссаров" (1933, совместно с Николаем Шенгелая), "Горный марш" (1939, совместно с Ваганом Бадаляном), "Призраки покидают вершины" (1955, совместно с Эразмом Карамяном), "Тропою грома" (1956, по роману Питера Генри Абрахамса, совместно с Эразмом Карамяном), "Лично известен" ("Камо", 1957, совместно с Эразмом Карамяном), "Трезвое вино" ("Её фантазия", 1959), "Дорога" (1961), "Чрезвычайное поручение" (1965, совместно с Эразмом Карамяном, Государственная премия Армянской ССР за кинодилогию "Лично известен" и "Чрезвычайное поручение", 1967), "Взрыв после полуночи" (1969, совместно с Эразмом Карамяном), "Последний подвиг Камо" (1973, совместно с Григорием Мелик-Аваняном). Во время Великой Отечественной войны - боец Красной Армии. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (1985). Народный артист Армянской ССР (1963). Народный артист СССР (1970). Людмила Евгеньевна Снежинская (1903, Чита - 1946). В 1924-1925 годах училась в ГТК. В 1927 году окончила Одесский государственный техникум кинематографии. Поставила фильмы: "Плотина прорвана" ("Дамбу прорвало", "Греблю прорвало", "Леся", 1928, совместно с Михаилом Капчинским), "Возможно, завтра" (1931, совместно с Дмитрием Дальский), документальные фильмы: "Таджихан Шадиева" (1934), "По берегам Севана" (1935), "Ткварчелы" (1935), "Праздник молодости (23-й Международный юношеский день)" (1937, совместно с Аршей Ованесовой), "Закавказский фронт" (1943), киножурналы: "Пионерия" (30 выпусков, 1934-1940), "Северный Кавказ" (3 выпуска, 1941-1942), "Радянська Україна" (1941). Добровольно ушла на фронт: осенью–зимой 1942 года – кинорежиссер при политотделе 4 гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса, сражавшегося в восточных районах Ставропольского края, в январе 1943 года снимала на Закавказском фронте. Награждена Орденом Красной Звезды. Алексей Яковлевич Каплер (Лазарь Яковлевич Бекеффи; приняв православие, сменил имя) (28 сентября 1903, Киев - 11 сентября 1973, Москва). Родился в богатой купеческой еврейской семье. Окончил гимназию в Киеве. В молодости играл в Киевском эстрадном театре. В 1921 году был участником петроградского "ФЭКСа" (Фабрики эксцентрического актёра). Актёр, режиссёр, выдающийся кинодраматург. Как режиссёр поставил фильмы: "Женщина в Совете" (1929), "Право на женщину" ("Студентка", "Делегатка", 1930), "Шахта 12-28" ("Донбасс", 1931). Во время войны с 1941 по 1943 годы лейтенант А.Я. Каплер - военный корреспондент на Сталингадском и Беларусском фронтах. Сталинская премия I степени (1941)- за сценарии фильмов "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Евгений Степанович Петров (05 ноября 1903, Нижний Новгород - 19 августа 1942, Орловская область). В 1924 году окончил актёрское отделение студии Пролеткино в Москве, затем в 1924-1925 годах учился на актёрском отделении Государственного техникума кинематографии. На разных киностудиях работал как над художественными фильмами, так и над документальными и военно-инструкционными. Поставил фильмы: "Кто кого?" (1925), "Катастрофа" ("Тревога", 1927, совместно с Александром Усольцевым-Гарфом), "Кузня Уть" (1928, по фельетону Ф. Федоровича), "Червоная Беларусь" (1928), "Связь в боевом полку" (1932), "Борьба за горные перевалы" (1932), "Крик в пустыне" (1934) и другие. С началом войны добровольно пошёл на фронт, погиб в бою 19 августа 1942 под Орлом. Иосиф Львович Гиндин (21 декабря 1903, Невель, Витебская губерния - 17 января 1983, Ленинград). В 1922-1924 годах посещал Институт живого слова в Петрограде. В 1929 году окончил Ленинградский фотокинотехникум. С 1930 по 1968 год работал на киностудии "Ленфильм" в основном асссистентом режиссёра по актёрам. Поставил фильмы: "Советская Эстония" (1950, совместно с Владимиром Томбергом, Сталинская премия, 1950), "Адыгейская автономная область" (1951), "Девочка и крокодил" (1956, совместно с Исааком Менакером), "Был настоящим трубачом" (1973, совместно с Константином Бромбергом). В 1941 году отказался от брони, воевал в звании старшего лейтенанта на Ленинградском фронте. Михаил Савельевич Гавронский (04 марта 1904, Санкт-Петербург - 30 июля 1984, Ленинград). С 1922 года работал актёром в Театре революционной сатиры "Вольная комедия". В 1925 году окончил театральное училище в Петрограде. Поставил художественные фильмы: "Концерт Бетховена" (1936, совместно с Владимиром Шмидтгоф-Лебедевым), "Приятели" ("Друзья расстались", 1940), "Положительная девочка" (1960), "Как воспитать эгоиста" (1962). После войны, в 1949-1971 годах работал режиссёром на киностудии "Леннаучфильм", где создал более 30-ти научно-популярных фильмов. В 1942 году добровольцем пошёл на фронт. Участвовал в Сталинградской битве и Битве за Днепр, где был ранен. Победу встретил в Венгрии, санитаром полевого передвижного госпиталя. Награждён боевыми медалями "За оборону Сталинграда" (1942), "За взятие Вены" (1945), "За взятие Будапешта" (1945), "За боевые заслуги" (1945), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945). Алексей Семёнович Маслюков (02 июня 1904, Черкассы, Киевская губерния - 15 апреля 1961, Киев). Учился в Черкасском индустриальном техникуме (1920-1921), окончил Одесский кинотехникум (1929). Поставил фильмы: "Рождение героини" (1931), "Дети шахтёров" (1932), "Сенька с "Мимозы" (1932), "Карл Бруннер" ("Держись, Карлуша!", 1936, совместно с Мечиславой Маевской), "Дочь партизана" (1937, совместно с Мечиславой Маевской), "Митько Лелюк" (1938, совместно с Мечиславой Маевской), "Команда с нашей улицы" (1953), "Педагогическая поэма" (1955, по роману А.С. Макаренко. совместно с Мечиславой Маевской), "Партизанская искра" (1957, по роману Сергея Полякова, совместно с Мечиславой Маевской), "Повесть наших дней" (1958), "С днём рождения" (1961, совместно с Мечисловой Маевской). В Рабоче-Крестьянской Красной Армии добровольцем с мая 1942 года, политрук, капитан, агитатор стрелкового полка, затем инструктор по культурной работе Дома Красной армии 31-й армии 1-го Украинского фронта. Награждён Орденами Красной Звезды (1944), Отечественой войны II степени, медалями "За взятие Кёнигсберга", "За освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1960). Дмитрий Алексеевич Познанский (1904, Ташкент - 28 февраля 1943, Базалиевка, Харьковская область). После окончания Государственного техникума кинематографии в 1927 году поставил фильмы: "Её путь" {1929, по повести М. Никитина (Сибирского) "Марина", совместно с А.З. Штрижак-Штейнера}, "Ненужная вражда" (1931), "Забыть нельзя" ("Улы-Су", "Девятьсот девяносто девять", 1931, первый туркменский художественный фильм), "Ай-Гуль" (1936, совместно с Юрием Васильчиковым), "Поезд идёт в Москву" (1938, совместно с Альбертом Гендельштейном), "Воздушная почта" (1939). В 1931-1933 годах работал заместителем директора кинофабрики "Межрабпомфильм", с апреля 1934 по июль 1935 года – начальник управления Кинофото-промышленности при Совнаркоме Таджикской ССР, директор "Таджиккино", в 1940-1941 годах был директором Одесской киностудии. Откажавшить от брони, добровольно направился на фронт. Служил заместителем политрука в составе 11-й танковой бригады. Погиб в бою под Харьковом 28 февраля 1943 года. Борис Иосифович Шрейбер (25 декабрь 1904, Кельце, Келецкая губерния - 09 декабрь 1979, Минск). В 1921 году окончил Школу драматического искусства при Ростовской филармонии, в 1926 - киношколу им. Б.Чайковского (Москва). Поставил фильмы: "Суд должен продолжаться" ("Парад добродетели", 1930, совместно с Ефимом Дзиганом), "Женщина" (1932, совместно с Ефимом Дзиганом), "Первая любовь" (1933), "Совершеннолетие" (1934), "Будни" (1940), "Мост" (1956), "Когда сливаются реки" (1961, по роману Петруся Бровки, совместно с Балисом Браткаускасом), документальные фильмы "Рисунки Пушкина" (1961), "Планеристы" (1963), "Последняя дорога" (1964), "Разрешите взлёт" (1964), "Петербург Достоевского" (1966), "Загадка Крылова" (1967), "Говорите по-русски" (Урок 23 "Гостиница на Неве"). Во время Великой Отечественной войны служил помощником начальника киногруппы на Волховском фронте. Награждён медалями "За оборону Ленинграда" (1942) и "За оборону Советского Заполярья" (1944). Сергей Иванович Якушев (09 января 1905, д. Нестерево, Вологодская губерния - после 1959 года). Поставил фильмы: "Случай на полустанке" (1939, по рассказу Федора Кнорре "Неизвестный товарищ", совместно с Олегом Сергеевым), "Отец и сын" ("Вагон уходит на заре", 1941, совместно с Олегом Сергеевым). С началом Великой Отечественной войны - в народном ополчении. С 1942 в фронтовой киногруппе Ленинградского фронта. После войны на Ленинградской студии кинохроники и Леннаучфильме создал несколько документальных и научно-популярных фильмов. Исаак Михайлович Менакер (17 января 1905, Санкт-Петербург - 12 апреля 1978, Ленинград). С 1922 по 1924 год учился в Петроградском Государственном университете на факультете общественных наук, а затем - в мастерских ФЭКС (Фабрика экцентрического актёра). В кино работал в основном ассистентом режиссёра, вторым режиссёром. Поставил фильмы: "Королевские матросы" (1934, совместно с Владимиром Бауэром), "Осень" (1940, совместно с Фридрихом Эрмлером), "Киноконцерт 1941 года" ("Киноконцерт № 3", 1941, совместно с Адольфом Минкиным, Гербертом Раппапортом, Семёном Тимошенко, Михаилом Цехановским, Михаилом Шапиро), "Девочка и крокодил" (1956, совместно с Иосифом Гиндиным), "Шопениана" (1958, фильм-балет на музыку Фредерика Шопена, совместно с Борисом Фенстером). Во время войны - боец Красной Армии. Олег Васильевич Сергеев (27 января 1905, с. Таборы, Тобольская губерния - 03 сентября 1942, под Моздоком). В 1923–1924 годах учился в ГИТИСе, в 1925–1929 годах в Ленинградском комвузе имени Н. К. Крупской. В 1934 году окончил аспирантуру киноотделения Ленинградской академии искусств. Поставил фильмы: "Случай на полустанке" (1939, по рассказу Федора Кнорре "Неизвестный товарищ", совместно с Сергеем Якушевым), "Отец и сын" ("Вагон уходит на заре", 1941, совместно с Сергеем Якушевым). Отказавшись от брони, добровольно отправился на фронт. Погиб 3 сентября 1942 года в боях за местечко Предмостное в пригороде Моздока. Лев Константинович Атаманов (Левон Атамаян) (21 февраля 1905, Москва - 12 февраля 1981, Москва). В 1926 году окончил Первую госкиношколу (мастерская Л.В. Кулешова) с дипломом кинорежиссёра. С 1928 года работал помощником режиссёра на кинофабрике "Госвоенкино". С 1931 года стал режиссёром мультипликационного кино. До войны поставил мультфильмы: "Улица поперёк" ("Вертушка", "Сон транспортного чиновника", 1931, совместно с Владимиром Сутеевым. Первый советский звуковой мультфильм), "Сказка про белого бычка" (1933), "Клякса в Арктике" (1934), "Клякса-парикмахер" (1935), "Пёс и кот" (1938), "Поп и коза" (1941). С началом войны добровольно пошёл на фронт, служил в сапёрной части. После войны вернулся в мультипликацию. Внёс огромный вклад в развитие как советской, так и мировой мультипликации. Всего создал 30 мультфильмов, среди которых такие значительные, как "Волшебный ковёр" (1948), "Аленький цветочек" (1952, по сказке Сергея Аксакова), "Золотая антилопа" (1954, по индийской народной сказке), "Снежная королева" (1957, по сказке Ганса Христиана Андерсена, совместно с Николаем Фёдоровым), "Пастушка и трубочист" (1965, по сказке Ганса Христиана Андерсена), "Балерина на корабле" (1969), "Котёнок по имени Гав" (4 выпуска). Народный артист РСФСР (1978). Георгий Сергеевич Берёзко (07 сентября 1905. Вильно, Виленская губерния - 02 ноября1982, Москва). В 1927 году окончил литературное отделение этнологического факультета Московского Университета. Работал редактором, художником-полиграфистом, литератором, после войны по его сценариям поставлены мультипликационные и художественные фильмы. Поставил фильмы: "Если завтра война" (1938, совместно с Лазарем Анци-Половским, Ефимом Дзиганом, Николаем Карамзинским), "Первая конная" ("Прорыв Польского фронта в 1920 году", по пьесе Всеволода Вишневского, совместно с Ефимом Дзиганом, 1941). Во время Великой Отечественной войны добровольно вступил внародное ополчение, сотрудник дивизионной газеты, режиссёр центрального ансамбля ВМФ, а затем фронтового театра. За литературные произведения о героическом подвиге народа в защите Родины, об истории и жизни Вооруженных Сил Страны награждён Золотой медалью имени Александра Фадеева (1974). Илья Захарович Трауберг (20 ноября 1905, Одесса - 18 декабря 1948, Берлин). В 1920-1924 годах учился на правовом отделении Петроградского университета, в 1924-1925 годах - на актёрском отделении Ленинградского института экранных искусств, в 1925-1926 годах – на факультете кино Института истории искусств. Поставил фильмы: "Буйной дорогой" (1928), "Голубой экспресс" ("Экспресс Нанкин - Су-Чжоу", 1929), "Турксиб" (1931), "Для вас найдётся работа" (1932), "Частный случай" ("Юность", "Карьерист", 1933), "Сын Монголии" ("Монгол хүү", 1936, совместно с Рафаилом Сусловичем, с участием монгольских артистов), "Год девятнадцатый" (1937, по пьесе Иосифа Прута), "Концерт-вальс" ("Киноконцерт № 2", 1940, совместно с Михаилом Дубсоном), "Мы ждём вас с Победой!" (фильм-концерт, 1941, совместно с Александром Медведкиным), "Боевой киносборник № 11" ("В кольце ненавести", новелла "Пауки", 1942). В 1943 году окончил авиационный факультет Военно-политической академии им. В.И. Ленина, который занимался подготовкой политработников для частей и соединений военно-воздушных сил. В звании капитана служил агитатором 208-й бомбардировочной авиадивизии, агитатором политотдела 2-й воздушной армии. Совершил также ряд боевых вылетов. Награждён Орденами Отечественной войны I степени (1944) и II степени (1945). С ноября 1947 года - член Совета директоров и художественный руководитель советско-восточно-германского акционерного общества по производству и прокату фильмов ДЕФА. Альберт Александрович Гендельштейн (04 апреля 1906, Пенза - 25 марта 1981, Москва). В 1927 году окончил режиссёрский факультет Государственного техникума кинематографии (ГТК). Поставил художественные фильмы: "Любовь и ненависть" (1935), "Поезд идёт в Москву" (1938, совместно с Дмитрием Познанским), "Боевой киносборник № 7" (новелла "Ровно в семь", совместно с Александром Роу), "Лермонтов" (1943), "Александр Покрышкин" (1945, документальный, о Трижды Герое Советского Союза лётчике-истребителе Александре Ивановиче Покрышкине), "Первые крылья" (1950, документальная история Андрея Федоровича Можайского, изобретателя первого в мире самолета). В 1930-1931 годах и с 1945 года работал режиссёром декументального и научно-популярного кино. В 1943-1945 годах - на фронте, режиссёр фронтовой киногруппы I Украинского фронта. Климентий Борисович Минц (21 января 1908, Екатеринбург - 22 декабря 1995, Москва). В 1925 году окончил студию массовых зрелищ и торжеств в Ленинграде, в 1930 - кинофакультет Ленинградского института истории искусств. В 1926-1927 годах руководил мастерской по подготовке актеров кино и театра, работал в театре уличных комедиантов "Балаган" режиссёром и клоуном. В 1928 году был одним из организаторов "Фабрики советского сценария" в Ленинграде. Поставил фильмы: "Мясорубка № 1" (1927, совместно с Александром Разумовским), "Ваши глаза" (1929), "Великий счёт" (1938, совместно с Иваном Мутановым), "Боевой киносборник № 7" (новеллы "Настоящий патриот" и "Самый храбрый", 1941), "Приключения Корзинкиной" (1941), "Швейк готовится к бою" (новелла "Моды Парижа", 1942), "Таджикский киноконцерт" (1943), "12 могил Ходжи Насреддина" (1966). Работал в основном кинодраматургом. Во время Великой Отечественной войны периодически выезжал на фронт в качестве корреспондента. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Андрей Николаевич Апсолон (26 марта 1908, Псков - 26 февраля 1994, Санкт-Петербург). В 1927-1930 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств. С 1928 по 1973 год в кино сыграл 31 роль. Работал актёром, вторым режиссёром, поэтом-песенником, сценаристом. Поставил фильмы: "Патриот" (1939, совместно с Яном Фридом), "Таланты и поклонники" (1955, по пьесе А.Н. Островского, совместно с Борисом Дмоховским), "Приключения Артёмки" (1956, по повести Ивана Василенко "Артёмка в цирке"), "Люди голубых рек" (1959). Во время войны командовал взводом на Ленинградском фронте и был тяжело ранен в руку. Часть кости у него была удалена, после чего рука всю жизнь просто висела на коже и мышцах. Награждён Орденом Отечественный войны I степени (1985), боевыми медалями. Ян Борисович Фрид (настоящее имя Яков Борухович Фридланд, 31 мая 1908, Красноярск - 19 декабря 2003, Штутгарт, Германия). Крупнейший представитель советской музыкальной комедии 1950-1980-х годов. В 1932 году окончил режиссёрский факультет Лениградского театрального института, а в 1938 году - Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был С.М. Эйзенштейн. Поставил фильмы: "Патриот" (1939, совместно с Андреем Апсолоном), "Хирургия" (1939, по рассказам А.П. Чехова "Хирургия" и "Сельские эскулапы"), "Возвращение" (1940), "Удмуртия" (документальный, 1950), "Советская Бурят-Монголия" (документальный, 1952), "Любовь Яровая" (1953, по пьесе Константина Тренёва, совместно с Иваном Ефремовым), "Родному народу" (1954, фильм-концерт, совместно с Гусейном Сеид-заде), "Двенадцатая ночь" (1955, по комедии Уильяма Шекспира), "Дорога правды" (1956), "Балтийская слава" (1957), "Чужая беда" (1960), киножурнал "Фитиль" (№ 13 - новелла "Проверка на прочность", № 15 - новелла "Университет культуры", 1963), "Весенние хлопоты" (1964), "Зелёная карета" (1967), "Прощание с Петербургом" (1971), "Собака на сене" (1977, по пьесе Лопе де Вега), "Летучая мышь" (1978, оперетта Иоганна Штрауса-младшего), "Благочестивая Марта" (1980, по пьесе Тирсо де Молины), "Сильва" (1981, оперетта Имреи Кальмана), "Вольный ветер" (1983, оперетта Исаака Дунаевского), "Дон Сезар де Базан" (1989, по пьесе Филиппа Дюмануара и Адольфа Д`Эннери), "Тартюф" (1992, по произведению Мольера). В октябре 1941 года добровольно ушёл в ополчение. Воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики. В январе 1944 - мае 1945 - начальник армейского Дома Красной Армии 15-й воздушной армии. Войну закончил в звании майора. Награждён Орденом Красной Звезды (1944), двумя Орденами Отечественной войны II степени (1945, 1985). Заслуженный деятель искусств Бурят-Монгольской АССР (1951). Ираклий Луарсабович Андроников (28 сентября по н. ст. 1908, Санкт-Петербург - 11 июня 1990, Москва). В 1930 году окончил историко-филологический факультет Ленинградского университета, одновременно учился на словесном отделении Института истории искусств. С 1928 года выступал как лектор Ленинградской филармонии. Писал и публиковал статьи и книги о М. Ю. Лермонтове, в устных рассказах создал "портреты" писателей, артистов и других лиц, часто юмористически окрашенные, точно воспроизводит осанку, жест, мимику, интонацию и тембр голоса изображаемого им лица, улавливает построение фразы, особенности мышления, черты, типичные для изображаемого им человека, и раскрывает существо характера своего героя. По сценариям и при участии И. Л. Андронникова созданы фильмы: "Загадка Н.Ф.И." (историко-познавательный фильм, 1959), "Суд сумасшедших" (1961, от автора), "Ираклий Андроников рассказывает" (1964), "Первый раз на эстраде (1971), "Ираклий Андронников. Слово Андронникова" (сборник из восьми фильмов. Записи разных лет из архивов киностудии Мосфильм и Ленинградского телевидения. 1959-1988). Во время Великой Отечественной войны в 1942 году работал литературным сотрудником газеты "Вперёд на врага" на Калининском фронте. В 1943 году награждён Орденом Красной Звезды. Доктор филологических наук (1956). Государственная премия СССР (1967). Ленинская премия (1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959) и Грузинской ССР (1961). Народный артист СССР (1982). Николай Владимирович Досталь (Старший) (04 мая 1909, Саратов - 22 апреля 1959, Москва). В 1929 году Николай окончил Московский электромеханический институт, а в 1934 году - режиссёрский факультет ГИКа. В 1932-1933 годах работал заместителем директора ГИКа. Работал ассистентом режиссёра, вторым режиссёром. Поставил фильмы: "Сад" (1939), "Сын джигита" (1940), "Мы с вами где-то встречались" (1954), "Дело "Пёстрых" (1958, по повести Аркадия Адамова), "Всё насинается с дороги" (1959, после трагической гибели режиссёра постановку завершил Виллен Азаров). С началом Великой Отечественной войны добровольно ушёл на фронт. Попал в плен, числился пропавшим без вести, но впоследствии был освобождён и в 1945 году вернулся домой. Фёдор Иванович Филиппов (14 июля 1911, Егорьевск, Рязанская губерния - 1988, Москва). C 1928 года работал актёром и режиссёром в Егорьевском Театре рабочей молодёжи. Окончил режиссёрский факультет Государственного института кинематографии (мастерская С.М. Эйзенштейна). На киностудии "Мосфильм" работал ассистентом режиссёра, вторым режиссёром в группах С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, И.А. Пырьева, А.П. Довженко. Поставил фильмы: "Волшебное зерно" (1941, совместно с Валентином Кадочниковым), "Золотые яблоки" (1954), "Челкаш" (1956, по рассказу М. Горького), "По ту сторону" (1958, по роману Виктора Кина), "Хлеб и розы" (1960, по пьесе Афанасия Салынского), "Грешница" (1962, по повести Николая Евдокимова, совместно с Гавриила Егиазарова), "На завтрашней улице" (1965), "По Руси" (1968, по мотивам ранних автобиографических рассказов Максима Горького "Однажды осенью", "Коновалов", "Двадцать шесть и одна", "Мой спутник", "Вывод", "На соли", "Женщина"), "Расплата" (1970), "Это сильнее меня" (1973), "Поздняя ягода" (1978, по повести Зота Тоболкина "Жил-был Кузьма"). В годы войны был фронтовым корреспондентом. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (1985). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Эразм Александрович Карамян (Мелик-Карамян) (15 марта 1912, Париж - 15 июня 1985, Ереван). В 1935 году окончил актёрский и режиссёрский факультеты Музыкально-драматического института в Харькове. С 1937 работал на Ереванской киностудии, ставил как худлжественные, так и документальные картины. Поставил фильмы: "Каро" (1937, по повести Аркадия Гайдара "Школа", совместно с А. Ай-Артяном, С. Таросяном, С. Тайцем), "Семья патриотов" (1941, совместно с Фаддеем Сарьяном), "Призраки покидают вершины" (1955, совместно со Степаном Кеворковым), "Тропою грома" (1956, по роману Питера Генри Абрахамса, совместно со Степаном Кеворковым), "Лично изестен" ("Камо", 1957, совместно со Степаном Кеворковым), "Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц" (1959, по повести Леонида Соловьёва "Очарованный принц", совместно с Амо Бек-Назаряном), "Двенадцать спутников" (1961), "Чрезвычайное поручение" (1965, совместно со Степаном Кеворковым), "Взрыв после полуночи" (1969, совместно со Степаном Кеворковым), "За час до рассвета" (1973, по пьесе Иосифа Прута «Бронепоезд "Князь Мстислав Удалой"», совместно с Нерсесом Оганесяном). Добровольно пошёл на фронт. В октябре-ноябре 1941 года воевал в составе на Западном фронте, участвовал в обороне Москвы. В ноябре 1941 года был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. С декабря 1941 года в составе 9-й горнострелковой дивизии в должности командира пулемётного взвода воевал на Северо-Кавказском фронте, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. В марте 1942 года был контужен. В мае 1942 - мае 1943 - командир пулемётного роты 1329-го горнострелкового полка. Воевал на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. Участвовал в обороне Кавказа, Краснодарской и Новороссийско-Таманской операциях. В мае 1943 года был вновь тяжело ранен и до июля 1943 года находился в госпитале. С июля 1943 - литературный сотрудник газеты "За Родину" 9-й пластунской стрелковой дивизии. В составе 4-го и 1-го Украинских фронтов участвовал в обороне Таманского полуострова, в Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Верхносилезской, Моравско-Остравской и Пражской операциях. Закончил войну в звании капитана. Награждён Орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны (1985), боевыми медалями. Народный артист Армянской ССР (1966). Народный артист СССР (1971).

А МЫ ИХ ПОГНАЛИ С НАШЕЙ ЗЕМЛИ!
А МЫ ИХ ПОГНАЛИ С НАШЕЙ ЗЕМЛИ!

Сколько человеческих судеб объединяет общая трагедия. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий, разного достатка и разных возрастов, разного образования и разного понимания жизни оказались вместе, "в одном окопе", чтобы отстоять нашу Родину, нашу жизнь, жизнь наших детей и внуков, наше будущее. Потому, что на НАШУ ЗЕМЛЮ пришли иноземцы, чтобы НАС убить, чтобы НАС поработить. И отказались от брони, хотя могли работать на благо Родины в эвакуации, в относительной безопасности, и пошли воевать на фронт с оружием в руках, защищать СВОЮ РОДИНУ уже не молодые люди разных профессий, квалифицированные рабочие и инженеры, учёные, литераторы, работники театров и кинематографии. Конечно, далеко не у всех снимали бронь. Квалифицированные профессионалы необходимы были в тылу, на производстве. Без мощной экономики, без военного производства, без науки и технических новшеств невозможно выиграть войну, многих квалифицированных специалистов возвращали с фронта в тыл, на производство. И ещё надо было кормить народ - развивалось сельское хозяйство. Конечно, специалистов, прежде всего добровольцев, на фронте старалисть использовать по специальности - инженеров в инженерных, строительных, сапёрных подразделениях, артистов - во фронтовых клубах (армейских, это не фронтовые бригады), литераторов, кинорежиссёров - во фронтовой журналистике, кинохронике. И тем не менее это был фронт. Люди каждый день рисковали жизнью. И без моральной поддержки было бы тяжело. Литература (небольшие рассказы и стихи печатались как в центральных, так и во фронтовых газетах, выпускался даже журнал "Юмор на фронте"), музыка (прежде всего популярные песни), театр (воинов на фронте обслуживали фронтовые бригады - их было около 4 тысяч), тёплые письма от родных согревали души и сердца воинов перед боем, возможно последним боем. И кино, в силу своих специфических возможностей - киномеханик привозил кинопроектор (если не было электроэнергии, что редко - крутил ручку), между деревьями натягивали простыню - экран, заряжал в проектор ленту (как правило, на фронт фильмы поставлялись на 16 мм плёнке со звуковой дорожкой - то есть полнометражный фильм - две большие бабины) - давало возможность солдатам побывать в мирном времени, вспомнить своих родных, документалистика показавала положение на фронтах, современную жизнь в тылу (что тоже было важно). И, несмотря на огромные потери (всего через фронт за всю войну прошло порядка 15 миллионов человек, из них порядка 10,5 миллионов человек не вернулись с боёв, как известно, всего советских людей во Вторую Мировую войну погибло 27 миллионов, значит 16,5 миллионов мирных жителей, население Страны в 1940 году составляло 190 миллионов человек), несмотря на слёзы и кровь МЫ ВЫСТОЯЛИ И ПОБЕДИЛИ, ПОТОМУ ЧТО ПРАВДА БЫЛА ЗА НАМИ!

И ПОБЕДИЛИ!
И ПОБЕДИЛИ!

ВЕЧНАЯ СЛАВА И ПАМЯТЬ ЗАШИШАВЩИМ И ЗАЩИЩАЮЩИМ НАШУ РОДИНУ!

ВСЕМ МИРА, СЧАСТЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ, УСПЕХОВ!

Подписывайтесь на этот канал, пишите комментарии, ставьте лайки!