23,3K подписчиков

Каким должно быть загородное имение? Разбираемся с «Журналом красивой жизни»

Задумывались ли вы когда-нибудь, как выглядел первый российский лайфстайл журнал? Ответ на этот вопрос этим летом вы сможете найти в Музее русского импрессионизма: с 20 июня и по 6 октября там проходит выставка «Журнал красивой жизни». Название говорит само за себя — экспозиция расскажет об издании «Столица и усадьба», который выходил в Российской империи перед самой революцией и пользовался огромной популярностью у высшего света. В экспозиции собраны те самые произведения, о которых писал журнал

   Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, МоскваМузей русского импрессионизма
Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, МоскваМузей русского импрессионизма

В программе журнала значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Одним из главных атрибутов такой красивой жизни для редакции являлось наличие собственного имения, что ярко демонстрировало название журнала. В этом материале вместе разбираем феномен усадеб в первой четверти XX века, а также их дальнейшую судьбу.

Усадьбы в конце XIX — начала ХХ века

Каждый номер журнала «Столица и усадьба» открывался статьей о загородном имении, знаменитом своими владельцами, историей и архитектурой, парками и угодьями. Фотографии усадеб сопровождали репродукции живописных произведений: художники много писали на заказ, или дружили с владельцами тех или иных имений, у которых жили и работали в разные периоды.

География «усадебных» очерков была весьма обширна и охватывала практически все губернии европейской части Российской империи. Если одними усадьбами продолжали владеть представители аристократических династий, то другие переходили в руки новых владельцев — новоиспеченных богачей.

Среди удачливых «дебютантов» были те, кто предпочитал создавать собственное семейное гнездо практически с нуля. Материалы о наиболее успешных опытах обустройства поместий также публиковались в «Столице и усадьбе» — как образец пути в привилегированный социальный класс.

Эти статьи и иллюстрации к ним стали сегодня бесценным источником сведений о дворцах, парках и интерьерах, часть которых не дошла до наших дней. Уже в начале XX столетия знаменитая русская усадьба была уходящей натурой: культура «дворянских гнезд» потеряла былую актуальность. Редакция журнала красивой жизни, желая сохранить и продолжить традиции дворянской культуры, сумела сберечь и задокументировать неизбежно уходящие «картины прошлого».

Усадьба и ее интерьеры

В журнале рассказывали и об интерьерах усадеб: читатели с интересом рассматривали убранства имений второй половины XIX века и гостиные, столовые и спальни более современной обстановки. По репродукциям живописных работ с изображением интерьера той или иной усадьбы, напечатанных в разных выпусках журнала, можно составить полноценный чек-лист обязательных атрибутов поместий аристократов.

   Софья Соллогуб. Интерьер в Павлине (дача Виельгорского). 1840-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. ПушкинаМузей русского импрессионизма
Софья Соллогуб. Интерьер в Павлине (дача Виельгорского). 1840-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. ПушкинаМузей русского импрессионизма

Например, показательной является картина графини Софьи Соллогуб — одной из дочерей известного музыканта-любителя Михаила Виельгорского, хозяина знаменитого салона. Художница-аристократка запечатлела на своей акварели интерьер одной из комнат в загородном доме семейства — в усадьбе Павлино под Петербургом.

Картина была написана в 1840-х годах. Она демонстрирует «типичный» интерьер комнаты той эпохи: пестрые узорчатые обои и ковры, гобелены, резная мебель, на стенах — портреты членов семейства. Эта работа была воспроизведена на обложке февральского номера 1917 года: акварель иллюстрировала статью «Забытые художницы».

Похожие мотивы встречаются и в дипломной работе «В гостиной» кисти Александра Рубцова, которая была выбрана для обложки 9-го номера (1914). Картина была написана художником в имении Марьино, принадлежавшему князю Павлу Павловичу Голицыну.

   Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, МоскваМузей русского импрессионизма
Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, МоскваМузей русского импрессионизма

Интересны и произведения Станислава Жуковского: в 1910-х годах художник создает целую серию интерьеров дома в имении Брасово, принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу, брату Николая II. Во всех этих работах убранство комнат схожи: отчетливо видно, что в начале XX века представители аристократии продолжали увлекаться идеями и вкусами прошлого столетия, которые ярко отражались в интерьерах их домов.

   Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусствМузей русского импрессионизма
Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусствМузей русского импрессионизма

Непозволительная роскошь: балы и танцы

Времяпрепровождение аристократического общества невозможно представить без балов и танцев. Поэтому в усадьбах особенно обеспеченных представителей общества танцевальный зал в особняке был негласным must-have.

Так, первый летний выпуск 1915 года — 35-й номер «Столицы и усадьбы» украшала акварель Луиджи Премацци, на которой был изображен интерьер танцевального зала в доме графа Григория Григорьевича Кушелева. Все огромное пространство зала украшено многочисленными произведениями европейский мастеров эпохи ренессанса и классицизма. Очевидно, что богатая коллекция живописи была одним из главных способов для демонстрации «красивой жизни», большого достатка, а также утонченного вкуса.

   Луиджи (Людвиг) Премацци. Танцевальный зал в доме графа Григория Григорьевича Кушелева у Симеоновского моста в Санкт-Петербурге. 1849. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.Музей русского импресисонизма
Луиджи (Людвиг) Премацци. Танцевальный зал в доме графа Григория Григорьевича Кушелева у Симеоновского моста в Санкт-Петербурге. 1849. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.Музей русского импресисонизма

Стоит отметить, музыка была одним из любимых занятий аристократов во все времена. Художники часто писали графинь или княжён за музицированием, например, Александр Средин на работе «В зале» и Иван Горюшкин-Сорокопудов на картине «Современная музыка».

Трансформация усадьбы: дачные поселки и «новая аристократия»

Однако не стоит забывать, что загородная жизнь в усадьбах не ограничивалась только аристократическими и княжескими имениями. Уже в начале ХХ века на смену знаменитой русской усадьбе начинают приходить дачи, как обещал предприимчивый Лопахин в чеховском «Вишневом саде». В конце XIX — начале ХХ века в Российской империи существовало несколько дачных поселков, в которых проживала интеллигенция того времени: литераторы, художники, музыканты.

Одним из таких мест был поселок Куоккала недалеко от Петрограда. Пожалуй, самым известным его обитателем был Илья Репин: его имение «Пенаты» являлось центром культурной жизни и популярным пристанищем артистической богемы в 1910-х годах.

   Елена Киселева. Дачницы. 1915. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.Музей русского импрессионизма
Елена Киселева. Дачницы. 1915. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.Музей русского импрессионизма

Конечно, времяпровождение в Куоккале оставило след в творчестве многих художников. Например, картина «Дачницы» ученицы Ильи Репина Елены Киселевой приоткрывает ту самую завесу «куоккальских дней». Двойной портрет привлекает внимание перекличкой цветовых акцентов и точно переданной атмосферой загородной жизни. Картина получила высокую оценку на выставке Союза русских художников и полюбилась редакции «Столицы и усадьбы» — «Дачницы» украшали обложку сдвоенного номера журнала 1916 года.

P.S. После просмотра выставки за дополнительными материалами и порцией эстетики рекомендуем заглянуть в иммерсивную гостиную Symphony 34 от MR Group. В ней можно в диджитал-формате изучить архивные номера «Столицы и усадьбы» и узнать, что о загородной жизни писали в журнале, а такжепослушать музыку той эпохи и аромат «Воздух красивой жизни» от интердисциплинарной художницы Анны Кабировой.

.