Перед каникулами и выборами депутаты заговорили о вечном – проблемах государственного экзамена и спасении татарского языка. И призвали не делать из школьников преступников.
Довольные депутаты собираются на каникулы и выборы
На заключительное заседание Госсовета шестого созыва депутаты собрались в приподнятом настроении — за пять лет народные избранники Татарстана приняли 571 закон. Повлияла то ли жара за окном, то ли перед каникулами и новым созывом (ведь изберутся многие, но не все) решили насладиться обществом друг друга. Ярче всех сияла женская половина депутатского корпуса, активно фотографировавшаяся друг с другом. Однако больше всех внимание привлекал вице-премьер Василь Шайхразиев — его широкая улыбка выдавала чувство большой радости, повод которой был неизвестен.
Самым горячим вышло обсуждение доклада о реализации проектов в сфере образования. Профильный республиканский министр Ильсур Хадиуллин напомнил, что за 2023 год в республике построено 4 детских сада, из них два — в Казани. Также за год открыто восемь новых школ. А в рамках программы «Земский учитель» в прошлом году 23 педагога получили по миллиону рублей за переезд в сельскую местность.
Улучшаются в республике и результаты ЕГЭ — баллы у татарстанских школьников на экзамене выше, чем в целом по стране. В прошлом учебном году в республике было 199 стобалльников, девять из них набрали 200 баллов по двум предметам. А в этом году, по предварительным данным, количество стобалльников увеличилось и достигло 361, 19 из них набрали 200 баллов по двум предметам, два ученика — 300 по трем. А по эффективности участия во Всероссийской олимпиаде школьников республика заняла второе место, по количеству победителей и призеров — третье после Москвы и Московской области.
«Без полемики, давайте не вступать в дискуссии»
Одной из самых горячих тем стало состояние системы образования на родных языках. Министр сообщил, что в федеральном реестре сейчас 86 учебников по татарскому языку и литературе. Депутат, председатель Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдуллин обратился к министру и заявил, что в этом учебном году ЕГЭ по татарскому языку сдавали только семь выпускников — цифра такая, что хоть плачь. И призвал разрешить сдавать предметы ЕГЭ на родных языках. Впрочем, Хадиуллин ответил, что смысла лить слезы нет и остается только работать, делать то, что в силах. И ушел от ответа на вопрос о сдаче предметов ЕГЭ на родных языках.
- За 10 лет «исчезло» около миллиона татар. Если так будет продолжаться и дальше, через 10–20 лет мы и языка своего лишимся, — выражал свои опасения Зайдуллин. — Такого народа, как татары, просто не будет.
- Отключите микрофон! Без полемики, давайте не вступать в дискуссии, — вмешался в диалог председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.
Но отключение микрофона не помешало депутату высказывать переживания о судьбе национального образования и народа. Сам Мухаметшин прокомментировал вопросы Зайдуллина так: их разрешение — дело не одного дня, это долгий процесс, но сохранить образование на родном языке, конечно, нужно.
Также министр сообщил, что с января 2024 года школы работают в обновленной системе «Электронное образование в Республике Татарстан». Решением раиса Татарстана Рустама Минниханова при поддержке Ак Барс Банка в прошлом году учителям передали 24 тысячи ноутбуков. Для борьбы с нехваткой педагогов в Татарстане работают профильные педагогические классы. Сейчас в них учатся около 6,5 тысячи школьников.
Проблемы ЕГЭ и «громадный теневой рынок репетиторов»
Ожидаемо реплик по традиционно чувствительной теме образования (а тем более перед выборами) у депутатов было много. Так, «зажигал» главный коммунист татарстанского парламента Хафиз Миргалимов. Депутат подверг резкой критике процедуру проведения ЕГЭ и предложил внести изменения в закон об образовании. Он, как водится, назвал единый государственный экзамен «порождением Международного валютного фонда», которое было навязано первому президенту России Борису Ельцину.
- 10 лет мы доверяли преподавателям, школьникам, а в 11-й год обучения такие рамки! Как будто они преступники и преступницы! Почему такое недоверие? Надо навести порядок, доверять ученикам, учителям и родителям! Преступники и преступницы — они на Украине… Вы понимаете, какой моральный урон мы детям наносим, — негодовал Миргалимов.
А вот здесь Фарид Мухаметшин отчасти даже согласился с доводами своего коллеги. И сообщил, что, возможно, республиканский парламент подготовит предложения по изменению процедуры экзамена. Возможно, даже в виде законопроекта.
- Этот вопрос стал дискуссионным по всей стране. У многих он вызывает опасения и сомнения. Мы умаляем роль педагога, который 10 лет обучал человека, — заявил председатель татарстанского парламента.
Декан факультета социально-культурных технологий и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры Фадбир Сафин, в отличие от однопартийца Миргалимова, свою критику смягчал признаниями, что в сфере образования в республике сделано много. А волновало парламентария недостаток учителей (более половины — старше 45 лет, а 20% уже пенсионного возраста) и засилье репетиторов.
- Образовался громадный теневой рынок репетиторства. Оборот рынка услуг репетиторов в Татарстане составляет около одного миллиарда рублей в год, — сообщил депутат.
Также народный избранник призвал возродить в Татарстане педагогический вуз. Миргалимов, лидер фракции КПРФ, также коснулся темы репетиторов. Он считает, что учителя, которые одновременно работают репетиторами, не могут дать детям полноценные знания в школе. Из-за этого родителям приходится платить за дополнительные занятия. Поэтому депутат призвал ввести лицензирование репетиторов.
Неожиданно досталось министру Хадиуллину и от Фарида Мухаметшина. Председателю республиканского парламента не понравилось, что министр не коснулся в докладе зарплат учителей — дескать, чтобы не прогневать коллег по правительству. Всем угодить не получится, нужно смелее отстаивать интересы своей отрасли, напутствовал председатель республиканского парламента министра.
Автор материала: Рамиль Акберов