Найти в Дзене

Новгородские драконы

В Новгороде найдено множество археологических находок в форме дракона (ящера) или предметов с украшениями в виде дракона. Академик Борис Александрович Рыбаков писал: "признаки культа-ящера-"крокодила" особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до X в. н. э., но истинную хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы определить не можем" [1, стр. 40].

                                        Навершие в виде головы дракона X в.
Навершие в виде головы дракона X в.


Насколько мне известно и насколько удалось найти информацию на данный момент, можно выделить три версии, объясняющих широкое распространение звериного стиля на новгородских находках. Эти версии представлены в порядке убывания вероятности соответствия действительности.

                                                 Накладка с изображением дракона XIV в.
Накладка с изображением дракона XIV в.


1. Заимствование из Скандинавии.
В Европе с древних времён знакомы с мифологическими существами — драконами. Корни скандинавской мифологии уходят в древнегерманскую и в этих мифах можно выделить несколько основных драконов: Нидхогг, Йормунганд и Фафнир, а также огромных змей — линдворм.

В самых ранних версиях скандинавских мифов существа, называемые «драконами», обозначались как "ormr". Это слово означало “змея” или ”червь", а также "дракон" [2]. Действительно, изображения драконов на различных скандинавских и новгородских предметах больше похожи на змей.

Драконы были популярны в скандинавском искусстве эпохи викингов IX–XI веков и использовались не только в ювелирных украшениях и бытовых предметах, но и в декоре кораблей — вырезанная из дерева голова дракона часто украшала нос судна, именуемого Драккаром, что берёт своё название от древнескандинавского Dreki — «дракон». [3, 4].

                                     Накладная бляха с изображением дракона XIII века.
Накладная бляха с изображением дракона XIII века.


Поскольку путь "из варяг в греки" проходил через Великий Новгород, то естественно был обмен товарами и культурой между скандинавами и новгородцами. Новгородцам могли понравиться изделия с драконами, а скандинавы могли поселиться в Новгороде и создавать предметы с орнаментами, близкими им по духу [3, 5].

Е. Ю. Пухначева в своей научной статье, посвящённой орнаментальному языку новгородской резьбы по дереву X–XIII веков, отмечает: "... художественный язык произведений находится в русле общеевропейской средневековой культуры" [6].

                              Накладная пластина с изображением дракона. Середина XIV в.
Накладная пластина с изображением дракона. Середина XIV в.


2. Бог Велес в образе змея.
По летописному определению Велеса как "скотьего бога" можно сделать вывод, что он был в частности богом богатства и достатка, поскольку чем большим стадом обладал человек, тем богаче он был. [1, стр. 421] Как продолжает Б. А. Рыбаков: " Не удивительно, что вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" — финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" — казна [1, стр. 425].

Новгород же, как известно, был крупным торговым городом, в котором, согласно мнению Валентина Янина, на месте древнего капища Велеса была построена церковь Власия [7, стр. 38]. Обосновывая свою точку зрения, Янин ссылается лишь на «декорум христианизации», включающий «идею торжества над поверженным язычеством». Версию В. Л. Янина, поддерживал Б. А. Рыбаков, однако В. Л. Васильев пишет, что наличие здесь языческого капища археологически до сих пор не прослежено [8, стр. 352].

                                                        Ручка ковша XIII-XIV вв., рубеж
Ручка ковша XIII-XIV вв., рубеж


Помимо прочего, церковь Власия, многократно перестраивавшаяся, расположена на перекрёстке трёх улиц — Мерецкова — Волосовой, Каберова — Власьевской и Большой Власьевской улицы. Явно прослеживаются слова, связанные с волосами, а ведь Велеса ещё называют Волосом. Да и в христианстве было принято языческие имена и термины в более или менее искажённом варианте принимать в свой состав для ускорения и облегчения перехода людей из одной веры в другую. Б. А. Рыбаков пишет: "После принятия христианства, двойником древнего Волоса-Велеса стал святой Власий Севастинский, что, конечно, произошло по созвучию имён: Волос — Влас. В Новгороде на древней Волосовой улице была поставлена в XIV в. (очевидно, на месте идола) церковь св. Власия." [1, стр. 427 — 428]. До сих пор ведутся споры между учёными по поводу связи названий улиц и церкви с богом Велесом.

Связь Новгорода и Велеса можно проследить по названию главной городской реки — Волхов. Б. А. Рыбаков описывая Велеса пишет: " Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру? – Б. Р.)." [1, стр. 424]. Т. Н. Малькова указывает, что жрецы назывались волхвами (волх – жрец, влъхва – жрица, волхвы – общее название, от них – волшебники; волшение, волшвение – мистерия) и что волхвы были связаны с Велесом, от термина "волхв" произошло название реки Волхов [9, стр. 25]. Б. А. Рыбаков также отмечает, что культ Велеса прослеживается значительно чётче на северных окраинах славянского мира, где роль охоты сохранялась дольше, чем на юге, а ведь новгородские земли располагались именно на севере и в них велся промысел пушного зверя.

                                         Рукоять ковша в виде головы дракона X-XV вв.
Рукоять ковша в виде головы дракона X-XV вв.



По вышеописанным данным можно предположить несомненную связь Великого Новгорода прежде всего с Велесом. Интересным будет ещё тот факт, что на памятнике «Тысячелетие России» изображены Велес и Перун, который похож на Велеса.

Теперь о связи Велеса и образа змеи. Согласно теории "основного мифа", созданной лингвистами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым в 1960-е — 1970-е годы, в которой выделяется основной мифологический сюжет борьбы Громовержца со Змеем, Громовержец — это Перун, а Велес — Змей [10, стр. 929—934]. У данной теории есть как сторонники, так и критики.

Опираясь на всё вышеописанное можно предположить, что большое количество изображений драконо-змееподобных существ на новгородских археологических находках может быть связано с почитанием бога Велеса, не смотря на то, что основная часть находок датируется в среднем XIII — XIV веками, поскольку в тот период существовало двоеверие и были сильны дохристианские мировоззрения.

                             Булавка с навершием в виде дракона и цепочками XIII-XIV вв.
Булавка с навершием в виде дракона и цепочками XIII-XIV вв.


3. Волхов — крокодил.
Существует новгородский историко-публицистическом памятник, созданный не позднее 1630-х годов, в котором говорится о происхождении славян, заселении окрестностей Новгорода племенем словен, их истории до Рюрика, эпических предках русского народа и начале Русского государства.

В этом произведении упоминаются два брата Словен, от которого произошёл Словенск, будущий Великий Новгород, и Рус, от которого произошёл город Старая Русса. У Словена, согласно летописи, был старший сын Волхов в честь которого переименовали реку Мутная в Волхов. Волхов же умел превращаться в крокодила: "Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя." [11].

Две стороны одной деревянной ложки. Два S-образных стебля оканчиваются мордами драконов.
Две стороны одной деревянной ложки. Два S-образных стебля оканчиваются мордами драконов.


Хотя сказание и написано в XVII веке, а исследуемые археологические находки датируются как минимум двумя веками ранее, кажется, что для подтверждения или опровержения связи между ними необходимо провести более детальное исследование.

Если вы заметили какие-то ошибки, неточности или несостыковки в тексте, то прошу в комментариях указать на них.


В альбомах сообщества о ВКонтакте (
https://vk.com/club226417299) есть две папки: одна с новгородскими драконами, вторая — со скандинавскими. Периодически альбомы редактируются, и в них добавляются новые изображения.

[1] Б. А. Рыбаков Язычество Древних славян, 1981 г.
[2]
https://www.ranker.com/list/vikings-dragons-myth-fact..
[3]
https://vk.com/wall-33717973_1870
[4]
https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT/1267..
[5]
https://vk.com/wall-71941140_62157
[6] Пухначева Е.Ю. Орнаментальный язык новгородской резьбы по дереву X-XIII веков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 71-76.
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-71-76
[7] Янин В. Л., Алешковский М. X. Происхождение Новгорода, стр. 38
https://web.archive.org/web/20071231083153/http://www..
[8] Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2005. С. 352
[9] Малькова Т. Н. Экономическое наследие Великого Новгорода / Т. Н. Малькова — «ЛитРес: Самиздат», 2018
[10] Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира : Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 929—934
https://archive.org/details/Myths_of_the_Peoples_of_t..
[11] Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение XVII века. (есть в файлах сообщества)