При переходе на другую должность у работника иногда запрашивают характеристику. Ведь важно получить информацию не только от самого соискателя, но и от других людей. Разбираемся, как получить характеристику и что там обычно пишут.
- Что такое характеристика на сотрудника
- Какой бывает производственная характеристика
- Содержание
- Примеры
- Что делать, если не согласен с характеристикой
Что такое характеристика на сотрудника
Характеристика — это документ, где описывают профессиональные и личные качества работника, суть выполняемых им обязанностей и достигнутые результаты.
В каких случаях запрашивают характеристику:
- когда это предусмотрено политикой компании;
- когда должность очень ответственная — к примеру, главный врач больницы;
- когда сотрудник хочет работать в иностранной компании. За рубежом характеристики с предыдущего места работы запрашивают чаще, чем в России;
- есть сомнения по резюме. Работодателю важно убедиться, что работник соответствует вакансии, у него достаточно опыта и квалификации. Если, к примеру, на позицию нужен человек с пятилетним опытом, а у сотрудника только три, работодатель может запросить характеристику, чтобы понять, стоит ли рисковать;
- есть сомнения в объективности отзывов о кандидате. Некоторые соискатели оставляют контакты лояльного лица — обычно коллеги, с которым он раньше хорошо общался. У работодателя могут закрасться сомнения, а все ли настолько хорошо, как он говорит.
Характеристику запрашивают с текущего и/или предыдущего места работы. В крупных компаниях ее готовит непосредственный руководитель или HR. В маленьких фирмах — директор или его заместитель.
Почти у всех HR-менеджеров есть шаблон, в который вписывают нужные качества и навыки сотрудника. Или просят его самостоятельно написать характеристику и принести на подпись. Руководитель может внести правки, если с чем-то не согласен.
Какой бывает производственная характеристика
Есть два вида: внешняя и внутренняя.
Внутренняя
Внешняя
Расширенная оценка деловых и профессиональных качеств работника, которую запрашивают внутри организации. Нужна, если сотрудника хотят повысить, перевести на новое место, наградить, привлечь к ответственности или аттестовать.
Внутренняя характеристика помогает вышестоящему руководству детально оценить человека и принять решение.
Обычно составляют без ведома сотрудника.
Готовят для третьих лиц: государственных органов, банка, нового работодателя и так далее.
Предоставляют по запросу работника. Работодатель обязан написать ее в течение трех рабочих дней.
Если вы еще нигде не работали, то можете запросить характеристику из учебного заведения или места прохождения практики.
Содержание
Образец характеристики на сотрудника с места работы обычно включает:
- фамилию, имя, отчество, дату рождения, уровень образования;
- должность, стаж, трудовые обязанности;
- наличие курсов повышения квалификации, аттестаций, конкурсов;
- оценку релевантных навыков. К примеру, для юристов это уровень владения справочно-правовыми системами вроде «Консультант Плюс»;
- оценку личных качеств: например, работоспособности и исполнительности;
- примеры успешного или неудачного выполнения рабочих задач и проектов.
Внизу должны стоять дата, подпись и должность подписанта.
Обычно в бумаге указывают, для кого конкретно ее пишут, или оставляют общую формулировку: «по месту требования».
Примеры
Характеристики с места работы бывают разные. Пример отрицательной характеристики:
«Константин Калиниченко работал в должности руководителя отдела кадров. Несколько раз неправильно оформил увольнение сотрудников, после чего суд восстановил их в должности, а компания понесла значительные материальные потери.
Неоднократно опаздывал на работу, иногда выглядел неопрятно.
Кадровые документы передавал с запозданием, нарушая положения трудового законодательства. Занимаемой должности не соответствовал».
Пример положительной характеристики:
«Константин Калиниченко работал в должности руководителя отдела кадров. Наладил процессы взаимодействия с сотрудниками, в том числе по выдаче доверенностей, вел график отпусков, участвовал в разработке кадровых документов компании. Быстро отвечал на любые запросы сотрудников по кадровой части.
Стоит отметить высокий уровень компетентности, работоспособности и исполнительности К. Калиниченко. Сотрудник полностью соответствовал занимаемой должности».
Хотите продолжить карьеру в одном из крупнейших российских банков? Разбираетесь в инвестициях? Тогда переходите к вакансии финансового советника и присоединяйтесь к нашей команде.
Разбираетесь в нюансах инвестирования и финансового планирования, знаете, как помочь клиентам решить любые денежные вопросы? Тогда вас ждет работа мечты в Совкомбанке! Мы предлагаем белую зарплату, карьерный рост и профессиональное развитие, бесплатный полис ДМС, дружный коллектив профессионалов, продукты банка на выгодных условиях и много других бонусов.
Что делать, если не согласен с характеристикой
Оспорить характеристику, с которой вы не согласны, проблематично. Можно попросить работодателя удалить сведения, которые не соответствуют действительности, но только в том случае, если у вас есть доказательства.
Если он откажется, отстаивать правоту придется в суде. Это займет несколько месяцев и потребует затрат на юриста.
Оцените замечания в ваш адрес и максимально подробно разъясните их на собеседовании на новую должность. Если критика была необоснованной, докажите, что вы хороший сотрудник и что негатив на предыдущем месте был связан с конфликтом или личной неприязнью.
А еще составьте сильное резюме, чтобы новый работодатель сфокусировался на ваших достоинствах, а не недостатках.