Иаков, старший сводный брат Иисуса Христа, от Иосифа Обручника, в своем соборном послании дает мудрые наставления иудеохристианам. Дает в то трудное время (середина 1 века), когда вера Богу последних начинает слабеть, появляются сомнения, колебания, ропот.
Язык соборного послания прост и доступен, а наставления апостола Иакова весьма практичны.
Современный интерес к апостолу Иакову и его посланию.
В последние десятилетия послание святого апостола Иакова, брата Господня, привлекает все больший научный интерес. Связан он с ростом внимания к историческому Иакову (прозванному Праведным). Изучается его роль в христианском движении, его веры, взаимоотношения с общиной и взглядов. Повышение интереса к Иакову кроме того связано с растущим уровнем осознания иудейской подоплеки, как конкретно этого послания, так и всего раннего христианского движения. Ведь христианство берет истоки в иудеохристианстве.
Послушаем же суть 7 важнейших наставлений святого апостола Иакова Праведного:
1. Вера и терпение.
«Испытание вашей веры производит терпение…Но терпение пусть имеет совершенное действие,…без недостатка»( Иак.1:3-4).
Часто вере может недоставать именно терпения. Если что-то не случается в какое-то время, то гаснет вера. Но это не ошибка веры, а недостаток терпения. Терпение не насильное, а осмысленное. Если ты понимаешь во что веришь, то дай время этому на исполнение. Не торопись терять веру, но исполнись терпения. И обретешь искомое.
2. Как просить у Бога мудрости?
Иаков говорит так:
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и не укоряя, и будет дано ему» (Иак.1:5).
Но апостол объясняет важный момент: просить надо без сомнений и колебаний в том, что просимое будет исполнено. У человека не должно быть раздвоенной души, когда он просит у Бога мудрости и исполнения желаний.
«Муж с раздвоенной душой не твёрд во всех путях своих» (Иак 1:8).
Мы помним, из психиатрии (Блейлер, Крепелин, Ганнушкин), что, например, при истерии идет раздвоение воли (конфликт разнонаправленных воль).
Как следует из наставлений святого Иакова: надо прежде соединить воли в единую, а потом просить и обретать просимое. А как соединить? Смирением Божьим. Есть воли конфликты во мне, но есть системообразующая воля Божья Единая надо мной. Смирю свои, прислушаюсь к Божьему - и соединится.
"Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас." Иак 4:10
3. Почему Бог не дает просимое?
Иаков объясняет двумя причинами:
- 1.Первое, что есть раздвоенность воли (см. предыдущий пункт).
Вот как он пишет об этом:
«Вы вожделеете и не имеете; вы убиваете и завидуете, и не можете достичь; вы входите в столкновение и воюете. Вы не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2)
- 2.Второе, что просим не того, не Божьего
«Вы просите и не получаете, потому что плохо просите, для того, чтобы на наслаждения ваши истратить» (Иак.4:3).
Можно, например, пойти войной на другое государство, забыв Бога и посчитав свою волю выше Его. Ты так решил. Можно просить у Бога побед себе и поражений врагу. Но это удовлетворение своего властного самолюбия, а не исполнение Божьего закона и Воли. Если не исполняются эти прошения, а жизнь ухудшается, то апостол Иаков говорит причину: «просите не о том, что Божье, а на свои вожделения». Что надо сделать? Просить Божье, а свое умалять, если ошибочно.
4. Уважение к бедным.
Святой апостол Иаков замечает, что
«Если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде. Вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего» (Иак.2:2-3).
То есть богатого мы облюбовали, а «бедного обесчестили».
Но правильно ли поступать так?
Апостол Иаков приводит два контраргумента:
1. "Не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?" (Иак.2:6)
2. "Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?" (Иак.2:7)
Богатым же святой Иаков предпрек:
«Теперь вы, богатые, плачьте и рыдайте о надвигающихся на вас бедствиях.Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью, золото ваше и серебро проржавели, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь» (Иак 5:1-3).
Иаков объясняет 3 причины, почему будет так:
1.«Вот задержанная вами плата работников, собравших хлеб с полей ваших, вопиет, и крики жнецов дошли до слуха Господа». (Иак.5:4)
2. «Вы предавались роскоши на земле и жили в наслаждениях, вы упитали сердца ваши на день заклания». (Иак.5:5)
3. «Вы убили праведника: он не противится вам». (Иак.5:6)
Все эти предречения апостола Иакова можно посчитать проклятием богатым, неким жестким посылом. И оно, скорее всего, действительно таково. В самом послании, написанном в 1 вере от РХ, нет пояснений.
Но христианское осознание пришло потом, веками позже: эти причины «геены богатых» сказаны Иаковым не к проклятию и смерти богатых людей, а как основание к их духовному изменению и покаянию.
Кратко можно сформулировать так:
Будь богатым, но будь милостивым, не презирай и не обманывай бедных. И тогда милость Господня будет с тобой.
5.Соблюдение закона Божьего (заповедей) должно быть полным.
Святой апостол Иаков замечает, что ряд людей исполняют одни заповеди нравственного закона Божьего, а другие игнорируют. И при этом считают себя исполнителями закона. 3 заповеди из Закона исполняю - на остальные плюю, я исполняю закон. Ошибочная самооценка.
Например, сегодня говорят в России: там на Западе геи и сатанисты (гордясь тем, что в России такого, якобы, нет). Но правильно ли судить так?
- Во- первых это все есть и в России, но на скрытом уровне, неофициально.
- Во-вторых, хорошо, пусть там в этом нарушают закон, а в чем закон Божий нарушаем мы? Лжем, насилуем, лицемерим. Это разве не нарушение закона? Или оно безобидно? Все заповеди закона Божьего равнозначны.
Вот, как аргументирует полноту исполнения Божьего закона (нравственного) Иаков:
«Кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен.
Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, – ты преступник Закона» (Иак.2:10-11).
6.Вера без дел мертва.
Иаков приводит такой пример из жизни:
«Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания.
И скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза?». Иак.2:16
Очень яркий пример: мы всегда больше видим советчиков, чем тех, кто подтверждает советы делами. Иди делай, говорят. А ты обеспечил тем, чтобы сделано было? Нет? Только совет дал. Толку от него = 0.
Также и в вопросах дел по вере.
Другой пример приводит Иаков на этот счет:
«Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?
Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,
и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим» (Иак 2:21-23).
Поэтому, когда человек говорит: Я верю Богу, а на делах сомневается и не доверяет Ему, идет по своей прихоти, а не по обетованиям Божьим. Или, я люблю Бога, а на делах не Бога любит, а что-то другое (себя, авторитета, власть, еще кого-то, но не Бога), то это не идет ему в зачет. Это двоякость, лицемерие и не имеет исполнения.
Иаков заключает
«делами оправдывается человек, а не верою только» (Иак.2:24)
7.Мудрый обуздывает свой язык.
Иаков делает очень большой упор на этом наставлении.
Напоминая, что:
«язык – маленький член, а много хвастается.» (Иак.3:5).
«Язык помещается между нашими членами, оскверняет всё тело и воспламеняет круг жизни, будучи сам воспламеняем геенною» (Иак.3:6).
«Языка укротить никто из людей не может: неугомонное зло, он полон яда смертоносного.Им мы благословляем Господа и Отца и им мы проклинаем людей, по подобию Божию созданных: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, чтобы это было так.» (Иак.3:8-10)
Заключение.
Вроде, написано святым апостолом Иаковым Праведным, сводным старшим братом Христа, в середине 1 века, а звучит актуально и сейчас, и полезно сегодня.
Недаром, что научный и практический интерес к Иакову и его соборному посланию весьма высок в сегодняшние дни. Вроде бы простые советы, а насколько божественны и спасительны.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Добра всем.