О теориях Творения
В основу развития Вселенной и жизни на Земле положен эволюционный принцип. Одним из главных участников этого процесса является человек. По мнению В.И. Вернадского в мире существуют три реальности: реальность Космоса, реальность микромира и биосферная реальность Земли, включающая человечество. Отсюда перед наукой стоят четыре задачи: познать Космос, познать микромир, познать биосферу и познать человечество.
С давних пор человечество пыталось понять, как возник и как устроен наш мир, в том числе животный, особенно человек.
В Ветхозаветном писании говорится, что Бог, прежде всего, сотворил из ничего небо, т.е. духовный невидимый мир или ангелов. Затем он сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю (материю). Произошло это за семь дней. Но у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день (30). Святые отцы церкви считают, что седьмой день Творения продолжается до сих пор.
Размышляя об устройстве мира, древние, прежде всего индийские философы, пытались понять, откуда на Землю пришло зло и как можно справиться с несчастьями и страданиями.
Согласно Ветхому Завету зло принесли некоторые ангелы, которые не захотели любить Бога и исполнять его волю. Древнеиндийские мыслители сделали вывод: для того чтобы объяснить происходящее, надо понять две реальности - окружающий мир и самого себя. В результате возникла философская система, получившая наименование Санкхья.
Мир в целом - это бесконечная цепь причин и следствий. Логично предположить, что должна быть некая первопричина. Они назвали ее Пракрити (Природа, Праматерия) или первопричина всех вещей. По их мнению, творение материального мира происходило следующим образом. Вследствие эволюции непроявленной Пракрити, сформировалось пять очень тонких сгустков (квантов) энергии разных типов. Путем последовательных качественных изменений и комбинаций, они дали проявления пяти категориям материи: "эфир", "воздух", "огонь", "земля" и "вода".Эти категории соответствуют пяти органам чувств человека: «эфир»- слуху, "воздух" - осязанию, "огонь" - зрению, "земля" - обонянию (запаху) и "вода" - вкусу. Из этих пяти сформированных материальных элементов построено все: человек, животные, растения, планеты, звезды, минералы и т.д. Однако, указанные элементы, сами по себе, лишены жизненной энергии.
Каждый из нас живет с реальным ощущением собственного "Я". Поэтому, чтобы материя стала живой и пришла в движение, школа Санкхья допускает существование другой реальности - Пуруша. Пуруша - это чистое сознание. Оно не относится к Сверхсознанию и отличается от субъективного сознания, ума, интеллекта, которые присущи человеку. Оно вечно и неизменно. В современном понимании это истинное "Я".
На определенном этапе между материальной средой и Пуруша возникает контакт, который сходен с движением тела под действием мысли. Действительно, тело не может осуществлять целенаправленные действия без мысленного приказа. В то же время, сознание само по себе ничего не значит без тела.
После "союза" материи и Пуруша человек приобретает чувства, ум, интеллект, а также "ЭГО", роль которого заключается в ощущении "Я". С его помощью человек определяет свое отношение к миру, к окружающей действительности, ставит задачи и цели в жизни.
Но ЭГО-это ложное "Я". Оно заставляет действовать человека исходя из собственных интересов, совершать ошибки, наращивать отрицательную карму. Однако, ЭГО необходимо для создания и поддержания нашей индивидуальности и формирования личности.
Теория не дает ответа на вопрос: что заставляет Пракрити и Пуруша вступать во взаимодействие.
В отличие от теории творения Санкхья, в Ветхом Завете определенно сказано, что Бог создал человека из праха земного (материи) и Духа своего божественного. Причем эти две величины неравноценны. Основой всего является Дух. Именно он определяет сущность личности (разум, волю, интеллект, поведение, творческие способности, чувства любви и сострадания). В древних мифах также говорится, что материя спала, а Дух пробудил ее.
Ложное "Я", приобретенное человеком после рождения, начинает уводить его в мир иллюзий, удовольствий, плотских потребностей. Для того чтобы освободиться от зла и страданий, человек должен понять разницу между истинным "Я" и его ложным проявлением. Однако одних знаний недостаточно. Необходимо прочувствовать ситуацию, пропустить ее через себя. Для этого требуется долгий путь духовных испытаний и размышлений. Этим целям, согласно аюрведическим канонам, должен служить мир.
Конечно, арии понимали, что люди отличаются друг от друга поведением, материальными запросами, мыслями и чувствами, отношением к ближним и окружающему материальному миру. Поэтому в зависимости от состояния сознания, они делили людей на три основных категории или гуны: Саттва, Раджас и Тамас. В современном понимании гуны отражают ментально-поведенческие действия людей, степень их нравственного и духовного состояния и развития. Приводим их характеристику.
Саттва. В этом состоянии человек ощущает благодать, гармонию и равновесие в теле и природе, удовлетворенность собой и окружающим миром, здоровье. Он лишен плохих мыслей, а потому дружелюбно настроен к другим людям. Человек с качествами Саттва способен правильно оценивать свои поступки и действия и знает, каким путем ему идти, имеет чувство меры. В случае экстремальной ситуации он воспринимает ее спокойно, без паники ближе всего находится к пониманию истинного "Я".
Раджас. Это состояние, когда присутствует энергия, движение, активная деятельность, направленная, прежде всего, на преодоление сопротивления. Преодолевая все на своем пути, люди этой гуны стремятся к материальным благам, жажде наслаждений.
Среди людей с преобладанием гуны Раджас много авантюристов, экстремалов, любителей приключений. У них, в отличие от Саттвы, сильно завышено ложное "Я". Вот почему их жизнь чередуется то с бурными восторгами и радостями, то - со страданиями. Страдания чаще всего обусловлены завистью. Им кажется, что у них нет того, что есть у других. На этом фоне возникает гордыня и, как следствие, повреждается печень, возникают и другие болезни.
Тамас относится к низшему состоянию сознания. Эта ипостась инертных, пассивных, ленивых людей. Если Саттва-это проявление света, то Тамас-тьмы. Если Саттва олицетворяет легкость, то Тамас - тяжеловесность. При доминировании Тамас человек не думает, не размышляет, а все делает механически, как правило, по указанию других. Такие люди живут по стереотипам. Ими легко манипулировать, зомбировать. Тамас - это неведение и тупость.
Необходимо подчеркнуть, что у каждого человека присутствуют все три гуны и каждая в любой момент стремится проявить себя. И только у людей развитых нравственно и духовно победу одерживает Саттва.