Найти тему

О теориях Творения

О теориях Творения

В основу развития Вселенной и жизни на Земле положен эво­люционный принцип. Одним из главных участников этого процесса является человек. По мнению В.И. Вернадского в мире существуют три реальности: реальность Космоса, реальность микромира и био­сферная реальность Земли, включающая человечество. Отсюда перед наукой стоят четыре задачи: познать Космос, познать микро­мир, познать биосферу и познать человечество.

С давних пор человечество пыталось понять, как возник и как устроен наш мир, в том числе животный, особенно человек.

В Ветхозаветном писании говорится, что Бог, прежде всего, со­творил из ничего небо, т.е. духовный невидимый мир или ангелов. Затем он сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю (мате­рию). Произошло это за семь дней. Но у Господа один день, как ты­сяча лет и тысяча лет, как один день (30). Святые отцы церкви счи­тают, что седьмой день Творения продолжается до сих пор.

Размышляя об устройстве мира, древние, прежде всего ин­дийские философы, пытались понять, откуда на Землю пришло зло и как можно справиться с несчастьями и страданиями.

Согласно Ветхому Завету зло принесли некоторые ангелы, которые не захотели любить Бога и исполнять его волю. Древнеин­дийские мыслители сделали вывод: для того чтобы объяснить происходящее, надо понять две реальности - окружающий мир и самого себя. В результате возникла философская система, полу­чившая наименование Санкхья.

Мир в целом - это бесконечная цепь причин и следствий. Ло­гично предположить, что должна быть некая первопричина. Они на­звали ее Пракрити (Природа, Праматерия) или первопричина всех вещей. По их мнению, творение материального мира происходило следующим образом. Вследствие эволюции непроявленной Пракрити, сформировалось пять очень тонких сгустков (квантов) энергии разных типов. Путем последовательных качественных изменений и комбинаций, они дали проявления пяти категориям материи: "эфир", "воздух", "огонь", "земля" и "вода".Эти категории соответствуют пяти органам чувств человека: «эфир»- слуху, "воздух" - осязанию, "огонь" - зрению, "земля" - обонянию (запаху) и "вода" - вкусу. Из этих пяти сформированных матери­альных элементов построено все: человек, животные, растения, планеты, звезды, минералы и т.д. Однако, указанные элементы, сами по себе, лишены жизненной энергии.

Каждый из нас живет с реальным ощущением собственного "Я". Поэтому, чтобы материя стала живой и пришла в движение, школа Санкхья допускает существование другой реальности - Пу­руша. Пуруша - это чистое сознание. Оно не относится к Сверхсо­знанию и отличается от субъективного сознания, ума, интеллекта, которые присущи человеку. Оно вечно и неизменно. В современ­ном понимании это истинное "Я".

На определенном этапе между материальной средой и Пуру­ша возникает контакт, который сходен с движением тела под дей­ствием мысли. Действительно, тело не может осуществлять целе­направленные действия без мысленного приказа. В то же время, сознание само по себе ничего не значит без тела.

После "союза" материи и Пуруша человек приобретает чувства, ум, интеллект, а также "ЭГО", роль которого заключается в ощущении "Я". С его помощью человек определяет свое отношение к миру, к окружающей действительности, ставит задачи и цели в жизни.

Но ЭГО-это ложное "Я". Оно заставляет действовать челове­ка исходя из собственных интересов, совершать ошибки, наращи­вать отрицательную карму. Однако, ЭГО необходимо для соз­дания и поддержания нашей индивидуальности и формирования лично­сти.

Теория не дает ответа на вопрос: что заставляет Пракрити и Пуру­ша вступать во взаимодействие.

В отличие от теории творения Санкхья, в Ветхом Завете оп­ределенно сказано, что Бог создал человека из праха земного (ма­терии) и Духа своего божественного. Причем эти две величины не­равноценны. Основой всего является Дух. Именно он определяет сущность личности (разум, волю, интеллект, поведение, творче­ские способности, чувства любви и сострадания). В древних мифах также говорится, что материя спала, а Дух пробудил ее.

Ложное "Я", приобретенное человеком после рождения, на­чинает уводить его в мир иллюзий, удовольствий, плотских потреб­ностей. Для того чтобы освободиться от зла и страданий, че­ловек должен понять разницу между истинным "Я" и его ложным прояв­лением. Однако одних знаний недостаточно. Необходимо прочув­ствовать ситуацию, пропустить ее через себя. Для этого требуется долгий путь духовных испытаний и размышлений. Этим целям, со­гласно аюрведическим канонам, должен служить мир.

Конечно, арии понимали, что люди отличаются друг от друга поведением, материальными запросами, мыслями и чувствами, от­ношением к ближним и окружающему материальному миру. Поэто­му в зависимости от состояния сознания, они делили людей на три основных категории или гуны: Саттва, Раджас и Тамас. В совре­менном понимании гуны отражают ментально-поведенческие дей­ствия людей, степень их нравственного и духовного состояния и развития. Приводим их характеристику.

Саттва. В этом состоянии человек ощущает благодать, гар­монию и равновесие в теле и природе, удовлетворенность собой и окружающим миром, здоровье. Он лишен плохих мыслей, а потому дружелюбно настроен к другим людям. Человек с качествами Сат­тва способен правильно оценивать свои поступки и действия и зна­ет, каким путем ему идти, имеет чувство меры. В случае экстре­мальной ситуации он воспринимает ее спокойно, без паники бли­же всего находится к пониманию истинного "Я".

Раджас. Это состояние, когда присутствует энергия, движе­ние, активная деятельность, направленная, прежде всего, на пре­одоление сопротивления. Преодолевая все на своем пути, люди этой гуны стремятся к материальным благам, жажде наслаждений.

Среди людей с преобладанием гуны Раджас много авантюри­стов, экстремалов, любителей приключений. У них, в отличие от Саттвы, сильно завышено ложное "Я". Вот почему их жизнь череду­ется то с бурными восторгами и радостями, то - со страданиями. Страдания чаще всего обусловлены завистью. Им кажется, что у них нет того, что есть у других. На этом фоне возникает гордыня и, как следствие, повреждается печень, возникают и другие болезни.

Тамас относится к низшему состоянию сознания. Эта ипо­стась инертных, пассивных, ленивых людей. Если Саттва-это про­явление света, то Тамас-тьмы. Если Саттва олицетворяет лег­кость, то Тамас - тяжеловесность. При доминировании Тамас че­ловек не думает, не размышляет, а все делает механически, как правило, по указанию других. Такие люди живут по стереотипам. Ими легко манипулировать, зомбировать. Тамас - это неведение и тупость.

Необходимо подчеркнуть, что у каждого человека присутству­ют все три гуны и каждая в любой момент стремится проявить себя. И только у людей развитых нравственно и духовно победу одерживает Саттва.