Судьба храма как зеркало истории: Петропавловский собор г. Гомеля

Гомельский кафедральный Петропавловский собор – один из самых величественных православных храмов в Беларуси. Он является выдающимся памятником зрелого классицизма в культовой архитектуре. Перипетии истории отражаются не только на судьбах людей, но и на судьбе храма.

Идея возведения собора принадлежала владельцу гомельского имения графу Николаю Петровичу Румянцеву. Строительство было задумано в 1808 г. Н. П. Румянцев обратился к архиепископу Могилёвскому Варлааму с просьбой разрешить строительство в Гомеле каменной церкви. К письму прилагался проект английского архитектора Джона Кларка. Выбор графом стиля классицизма для собора был предопределен его вкусами и пристрастиями. 18 октября 1809 г. церковь Святых апостолов Петра и Павла была заложена протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем. Строительство шло вплоть до 1812 г. Из-за войны строительство прерывалось и закончено было только в 1819 г. [1, с. 28]. Вторым настоятелем гомельского собора был Иоанн Иоаннович Григорович, сменивший на этом посту своего отца. И. И. Григорович был активным членом историографического кружка, организованного графом Н. П. Румянцевым. Трудами И. И. Григоровича были собраны уникальные документы по истории Беларуси периода ВКЛ и Речи Посполитой. Николай Петрович Румянцев выразил желание быть похороненным именно в Петропавловском соборе. И хотя смерть застала его 3 марта 1826 г. в Петербурге, прах был перевезён в Гомель и предан земле в левой стороне от главного престола храма, о чём сообщает сохранившаяся памятная плита, само захоронение было утеряно в годы революции. Отпевал графа Н. П. Румянцева его воспитанник и соратник по историографическим изысканиям протоиерей Иоанн Григорович.

В 1907 г. Гомель получил своего викарного епископа. На этом посту служили в разное время выдающиеся архипастыри: священномученик Митрофан (Краснопольский), еп. Варлаам (Ряшенцев), священномученик Тихон (Шарапов).

Серьёзным испытанием для храма стал советский период. В 1920-е гг. Петропавловский собор был оплотом церковных обновленцев. Обновленческое движение, возникшее на волне революционных и либеральных настроений в церковной среде, являлось, по сути, операцией советских спецслужб по развалу Русской Православной Церкви (РПЦ) изнутри. В 1928 г. с санкции ГПУ кафедральный Петропавловский собор г. Гомеля был отдан в распоряжение обновленцев [2, с. 96–97]. Однако к этому времени большинство гомельского духовенства признали юрисдикцию Патриаршей церкви. В итоге обновленчество деградировало как модернистский проект радикально настроенного духовенства и провалилось как провокационный проект ОГПУ. В конце 1920-х гг. в Гомеле были закрыты Преображенская, Троицкая и Никольская церкви. Тайно городскими властями на Новиковское кладбище (сейчас Студенческий сквер) была перенесена могила княгини И. И. Паскевич, похороненной у стены Петропавловского собора (теперь на этом месте памятный бюст княгини; могила не сохранилась). В 1935 г. в Петропавловском кафедральном соборе разместили отдел исторического музея, а в 1939 г. – антирелигиозный отдел. В 1937 г. Могилёвская епархия, куда входил и гомельский регион, была ликвидирована [3, с. 10].

В годы Великой Отечественной войны в условиях немецко-фашистской оккупации церковная жизнь в Гомеле восстановилась. В Петропавловском соборе сначала проходили лютеранские службы, но 17 марта 1942 г. собор был возвращён православным [4, с. 23–24]. Непросто давать оценку церковной жизни в условиях немецко-фашистской оккупации. Оккупационные власти требовали от духовенства проявления лояльности. Находились в среде духовенства те, кто готов был к активному сотрудничеству с оккупантами, преследуя своекорыстные цели. Случались компромиссы со стороны духовенства с целью сохранения не только своей жизни, но и жизни прихожан. В Гомеле 20 апреля 1942 г. по распоряжению Городской Управы была совершена служба с многолетием А. Гитлеру по случаю его дня рождения. Но, как правило, верующие болезненно реагировали на втягивание церкви в пропагандистские кампании нацистов. Неприятное впечатление на православных гомельчан произвела служба в Петропавловском соборе, проведенная архиепископом Николаем (Автономовым). Ропот вызвала проповедь, направленная на поддержку фашистского режима, а также странный внешний вид архиерея – безбородый, стриженый, без мантии. 22 июня 1943 г. в годовщину нападения Германии на Советский Союз Николай Автономов на площади при большом стечении народа и в присутствии немецких и гражданских властей выступил с проповедью, восхвалявшей Гитлера как освободителя Европы от большевизма. Вскоре выяснилось, что Николай Автономов принадлежал обновленческой церкви и его архиерейство не признано РПЦ. По требованию верующих и большинства православного духовенства Николай Автономов был удален из Гомеля [4, с. 22–23]. Под давлением нацистов Белорусская Автокефальная Православная Церковь призывала к поддержке оккупационного режима. Но случаи доносов, нарушения тайны исповеди со стороны духовенства были единичны. Многие церковнослужители активно помогали подпольщикам и партизанам, среди них были священники, служившие впоследствии в гомельском Петропавловском соборе: протоиереи Кузьма Раина, Василий Копычко [5, с. 439], [6, с. 123].

В послевоенный период религиозным обществом Петропавловского собора была восстановлена небольшая колокольня и возвышение для креста. В течение 1949–1951 гг. был произведён капитальный ремонт, отмыта и восстановлена роспись, восстановлено центральное калориферное отопление [7, л. 153].

Приход Петропавловского собора просуществовал до хрущевской «оттепели», которая для РПЦ ознаменовалась новым витком репрессий. Антирелигиозная кампания начала 1960-х гг. сопровождалась массовым закрытием храмов. Республиканским руководством БССР была объявлена первой атеистической республикой. «Идя навстречу пожеланиям трудящихся» в октябре 1960 г. решением Гомельского облисполкома собор был закрыт для верующих. Культовое здание переоборудовали под планетарий.

Уже к началу 1980-х гг. планетарий становится убыточным, а с середины 1980-х гг. здание стояло заброшенным. С началом перестройки у православных верующих появилась надежда на возвращение собора. За шесть месяцев 1987–1988 гг. от них поступило 16 заявлений в разные инстанции с большим количеством подписей. Под обращением на имя уполномоченного по БССР стояло 4068 подписей [8, л. 22]. Уполномоченный по делам религий по Гомельской области Г. С. Затора отреагировал сначала в привычной для советского чиновника манере: «вести наступательную атеистическую пропаганду и ускорить переоборудование пустующих культовых зданий под культурно-просветительские учреждения» [8, л. 28]. Первоначально городские власти отказывали верующим под тем предлогом, что в здании собора решено разместить концертный зал с органом. Когда к кампании по возвращению собора подключилась широкая общественность – гомельская интеллигенция, депутаты ВС СССР, деятели культуры с мировым именем (Д. С. Лихачев, Л. Г. Зыкина), – вопрос был решён положительно. Никакой торжественной передачи собора не было, группу активистов о решении облисполкома даже не оповестили. В сентябре 1989 г. в Гомельский облисполком на прием к уполномоченному Г. С. Заторе был вызван тогдашний благочинный протоиерей Федор Харик, которому отдали ключи от храма. Начался трудный процесс восстановления. В каком состоянии было здание собора, вспоминал настоятель Федор Харик: «открывал в большом волнении двери собора и чуть не упал в обморок от затхлого запаха. Шагнул вперед и споткнулся о ворох пивных бутылок. Кругом битый кирпич, осыпавшаяся штукатурка, разлагающиеся кошачьи трупы, полов нет, окна выбиты» [9, с. 137]. Храм восстанавливали буквально всем миром и трудом энтузиастов. 7 января 1990 г. на Рождество Христово в Петропавловском соборе была совершена первая Божественная литургия. В 1990 г. была восстановлена Гомельская епархия, которую до апреля 2012 г. возглавлял архиеп. Аристарх (Станкевич), много сделавший для возрождения на Гомельщине церковной жизни. Петропавловский собор вновь приобрел статус главного епархиального храма. Среди его святынь мощи преподобной Манефы Гомельской, канонизированной в 2006 г. Несмотря на изменчивость внешних обстоятельств, Петропавловский собор остается символом духовного единения народа под знаком Веры, Надежды и Любви.

В. А. Шевкунова, Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»
Научный руководитель И. А. Грищенко

Литература

1. Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 гг. / Л. Виноградов. – Гомель: КИПУП «Сож», 2005. – 48 с. – Репринт. изд.: Л. Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 г. – М. : Тип. Н. Н. Шарапова, Кудринская ул., д. Киреевой, 1900.
2. Шиленок, Дмитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939): («Обновленческий» раскол в Белоруссии) / священник Дмитрий Шиленок. – М. : Изд-во Крутицкого подворья, 2006. – 217 с.
3. История Гомельского кафедрального собора Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. – Изд. Гомел. Свято-Петропавловского кафедр. собора. – Гомель, 2008. – 68 с.
4. Кривонос, Ф. П. Незабвенный пастырь преподобномученик Серафим Жировицкий / протоиерей Феодор Кривонос. – Минск : ВРАТА, 2016. – 52 с.
5. Шкаровский, М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь / М. В. Шкаровский. – М. : Изд-во Крутицкого подворья, 2002. – 524 с.
6. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве / М. В. Шкаровский. – М. : Изд-во Крутицкого подворья, 2005. – 424 с.
7. Регистрационное дело № 2 религиозного общества «Гомельский кафедральный ПетроПавловский собор г. Гомеля», 10 июня 1946 – 5 сентября 1961 // Государственный архив Гомельской области (ГАГО). – Ф. 3441. – Оп. 3. – Д. 33.
8. Информации, сведения о деятельности религиозных объединений в Гомельской области в 1988 г. // ГАГО. – Ф. 1354. – Оп. 5. – Д. 162.
9. Ерошенко, А. И. Исправи сердце свое: к двадцатилетию Гомельской епархии / А. И. Ерошенко. – Минск : Беларусь, 2010. – 342 с.