106,6K подписчиков

Транспортный налог спишут принудительно? Какой закон готовит Минфин

Минфин собирается упростить налоговикам схему взимания долгов по имущественным налогам, в том числе — по транспортному.

Минфин собирается упростить налоговикам схему взимания долгов по имущественным налогам, в том числе — по транспортному. Решение о принудительном взыскании будет принимать налоговая, самостоятельно передавая дело приставам без решения суда. Это упростит взыскание задолженностей и облегчит работу судебной системы. Вместе с юристом разбираем, какие нюансы стоит учесть налоговикам, чтобы избежать ошибочных списаний со счетов автомобилистов.

Что предлагает Минфин

Инициатива Минфина была на днях опубликована на портале нормативных актов. Согласно законопроекту, с 1 января 2025 года налоговики смогут самостоятельно, то есть без решения суда, передавать долговые дела по транспортному налогу и другим видам имущественных налогов напрямую судебным приставам-исполнителям. Чтобы последние могли оперативно арестовать счета и списать задолженность.

Законопроект был разработан в рамках исполнения поручения президента и касается только физических лиц. Минфин хочет обеспечить возможность досудебного взыскания обязательных платежей и сборов в бюджет (коим является и транспортный налог), но оставить возможность судебного контроля в случаях спора с налоговиками. «Реализация заявленной инициативы о внесудебном порядке взыскания подразумевает сохранение обязательности судебной процедуры в случаях представления налогоплательщиком возражений в отношении сумм задолженности, подлежащих учёту на его едином налоговом счёте», — пояснили Журналу Авто.ру в ФНС.

Сейчас для того, чтобы взыскать долги с автомобилиста, который не платил транспортный налог, обязательно нужно решение суда — именно оно и передаётся в производство приставам. По предложению Минфина, в суд придётся обращаться автовладельцу, если он соберётся обжаловать решение налоговой. Тогда процедуру взыскания приостановят до конца разбирательств.

«Законопроект позволит унифицировать процедуру взыскания с налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса ИП, недоимки по налогам и сократить нагрузку на суды в рамках административного судопроизводства за счёт упразднения необходимости вынесения судебного приказа», — говорится в пояснительной записке к документу.

Этот подход позволит не только исключить лишние административные процедуры, но и снизить издержки налогоплательщиков, которые они могут понести в виде пени, начисляемой за период рассмотрения в суде заявления налогового органа, госпошлин, а также исполнительского сбора. Сейчас эти издержки, по расчётам ФНС, добавляют в среднем 30% сверх  суммы долга при его принудительном взыскании.

До 8 июля будет идти общественное обсуждение законопроекта.

Как будет работать новый закон

Предполагается, что перед списанием долга граждане будут получать в личных кабинетах налогоплательщика на сайте или в приложении ФНС решения о взыскании задолженности. Также данные передадут в личные кабинеты на Госуслугах. Если нет ни того, ни другого, уведомления будут отправлять по почте заказным письмом. Процедура взыскания начнётся при сумме долгов более 10 тысяч рублей по состоянию на 1 января отчётного года.

По мнению автомобильного юриста Михаила Никитина, с одной стороны, инициатива Минфина здравая, потому что поможет разгрузить суды. С другой стороны, есть нюансы, из-за которых в новой схеме могут возникнуть проблемы.

«Судебный порядок подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права граждан на защиту своих прав. Сюда добавляются систематические сбои в базе данных ФНС, бывают случаи неучёта платежей, которые впоследствии людям приходится подтверждать. При условии, что у них сохранились платёжные документы. Но не все настолько предусмотрительны», — объясняет юрист. Чтобы разобраться во всех плюсах и минусах предложения, надо смотреть, как инициатива будет реализована на практике, говорит Никитин.

Похожее мнение высказал защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов. По его словам, и сегодня схема не идеальна — приставы направляют в суд огромную пачку документов по должникам, а у судей нет физической возможности разобраться в каждой бумаге.

«Суд уже давно, не вдаваясь в подробности, разрешает приставам списывать деньги с карт. Поэтому посредника в виде суда можно устранять. У нас заработал единый налоговый счёт. Практически у всех есть Госуслуги, все эти задолженности отражаются почти везде. Не заплатить их по невнимательности весьма проблематично», — считает Шкуматов.

Проблемы, по словам Шкуматова, могут возникнуть у собственника, который утилизировал машину, но не снял её с учёта в ГИБДД. Тогда налог продолжает начисляться. Но даже тут речь идёт о суммах в 1–2 тысячи рублей за старый транспорт.

«Мелкие долги с помощью такого механизма будут закрыты. Но массового уклонения от уплаты транспортного налога я не вижу уже много лет. Это единичные случаи. В масштабах страны это, наверное, десятки тысяч человек. Суды надо разгрузить, а приставам дать возможность спокойно работать по долгам», — пояснил эксперт.

Для того, чтобы оспорить решение о взыскании, должнику достаточно будет обратиться в ФНС в досудебном порядке, объяснили Журналу в ведомстве. Сделать это можно, например, с помощью сервиса ФНС России «Оперативная помощь» — сообщение будет рассмотрено в течение 24 часов. Если оно останется без удовлетворения, у должника сохраняется возможность оспорить взыскание в судебном порядке. Кроме того, решение о внесудебном взыскании не будет вынесено, если есть нерассмотренное требование о перерасчёте задолженности.

Впрочем, подчёркивают в ФНС, до судов дело доходит редко. «За время работы сервиса в более чем 98% случаев обращений для снятия налогоплательщиками своих разногласий требовались только дополнительные разъяснения, данные специалистами в онлайн-режиме при индивидуальном разборе ситуации. По итогам рассмотрения возражений налогоплательщиков судами и последующих судебных разбирательств при отмене судебных приказов требования налоговых органов о взыскании с физических лиц остаются неудовлетворёнными судами лишь в 0,044% случаев», — пояснили в ФНС.