17,6K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. QUARTETO 1111. Португальский король, диктатура, прото-прог и психоделия

Основателем и лидером группы был Хосе Сид (полное имя – José Albano Cid de Ferreira Tavares), родившийся 4 февраля 1942 года в семье со знатной родословной (однако титул барона и другие не могли быть им унаследованы).

Фото взято из книги А. Галина
Фото взято из книги А. Галина

Свою музыкальную карьеру он начал с OS BABIES, созданной в 1955 году в Могофореше (район в Португалии, составная часть муниципалитета города Анадии). Репертуар этой музыкальной группы в основном составляли кавер-версии – интерпретации известных на то время эстрадных песен. Такое музицирование продолжалась до 1958 года. Часто возникала интерпретация вальсов, танго и других жанров. В OS BABIES юный Хосе играл в основном на пианино.

В 1959 году, в семнадцатилетнем возрасте 17 лет, Хосе Сид, будучи в составе новой группы COIMBRA, сочинил свою первую песню «Andorinha» – тему с джазовыми влияниями. В текстовом плане группа развивалась под влиянием творчества португальського музыканта и члена Коммунистической партии Адриано Коррейа де Оливейра (Adriano Correia de Oliveira). Написанная им в 1963 году «As Trovas Do Vento Que Passa» («Гром проходящего ветра»), стала гимном студенческого движения и сопротивлением диктатуре. Но в 1965 году Хосе Сид покидает COIMBRA.

В 1966 году Эдмундо Сильва (Edmundo Silva) и Луис Уоддингтонон (Luís Waddington) приглашают Сида в одну из первых порутальских бит-групп CONJUNTO MISTÉRIO, имевшей в своем арсенале четыре выпущенных EP на английском и португальском языках. На одной из пластинок этой группы представлена кавер-версия THE BEATLES «Sem Ti Não Sei Viver» («I’ll Get You», 1963). Но вскоре Хосе Сид предлагает своим коллегам по CONJUNTO MISTÉRIO создать новую группу, которая записывала бы в основном песни собственного сочинения, исполненные на португальском языке. Однако увязать новый рок-репертуар с официальным языком страны было непростой задачей.

Тем не менее, CONJUNTO MISTÉRIO можно отчасти считать прямым предшественником QUARTETO 1111.

В итоге, в 1967 году в Кашкайше (Cascais)

Город и морской порт в Португалии, центр одноименного муниципалитета в составе округа Лиссабон.

была создана оригинальная формация, в состав которой вошли: Мигель Артур да Силвейра (Miguel Artur da Silveira) – ударные, Хосе Сид (José Cid) – вокал и клавишные, а также братья – гитарист Антонио Мониз Перейра (António Moniz Pereira) и басист Хорхе Монис Перейра (Moniz Pereira).

Призыв Хосе на военную службу усложнил процесс развития новой группы, но не остановил его. Сид, оставаясь офицером военно-воздушных сил Португалии, днем проходил службу в Центре военно-технического обучения, расположенном в Оте – в 50 километрах от Лиссабона, а вечером и по выходным репетировал в гараже дома Мигеля.

Молодые музыканты начинали работать как обычная для тех лет бит-группа. Коммуникационная конструкция новой «гаражной группы» сформировалось под влиянием состава образца THE BEATLES, но со звуком и структурой песен, напоминающих скорее ранний THE MOODY BLUES.

Название группы и было вдохновлено совокупностью двух факторов, отмеченных выше, – «квартет» (как вокально-инструментальный ансамбль, состоящий из четверых музыкантов) и номер телефона «1111», который был в доме семьи барабанщика Силвейра.

Группа начала петь по-португальски, с репертуаром из поп-рок-хитов и с использованием методов записи, которые позволяли перекрывать инструменты и звуки. Молодые люди начинают создавать оригиналы, записанные в собственной тестовой комнате на два рекордера с лентой Revox, по два трека каждый.

В августе 1967 года в программе Em Órbita («На орбите») радиостанции Radio Clube Português молодой группе удалось прозвучать с песней «A Lenda De El Rei D. Sebastião», которая и определит поэтические и философские ориентиры развития пионеров португальского фолк-прога.

Ютуб-канал Arq PT

Поэтому предлагается краткий исторический экскурс. Содержание дебютной песни основано на мифе об исчезнувшем Короле Доне Себастьяне – наследнике Ависского трона и внуке Карла V, императора «Священной римской империи» и испанского короля. Взойдя на престол, он мечтал о преумножении силы португальского оружия и обретении славы государя и полководца. Эксцентричность характера честолюбивого Себастьяна нередко толкали его на необычные поступки. Мечта о славе государя в 1570-е годы стала воплощаться у Себастьяна в намерения по вторжению в бесплодные просторы Северной Африки с целью основать там великую империю.

В итоге африканская кампания в июне 1578 г. была начата. На пути следования португальское войско сопровождали трудности и лишения. Нависла угроза голода. Не хватало воды. Наконец на полях Марокко войско Себастьяна вступило в неистовый бой с арабскими всадниками. Молодой король в измятых и залитых кровью доспехах не покидал места сражения; под ним трижды меняли лошадь. На предложения своих приближенных спастись он отвечал отказом. После того, как 4 августа 24-летний Себастьян с мечом в руке во время битвы при Алькасер-Кибире бросился навстречу маврам, о дальнейшей его судьбе никому не известно.

Отсутствие достоверной информации способствовало распространению слухов и легенд. После того, как король проиграл, португальское королевство потеряло свою независимость, поскольку в 1581 году португальские кортесы провозгласили Филиппа II королем Португалии и согласились войти в состав Испании на условиях автономии.

С этого времени Португалия лишилась суверенитета на 60 лет. В этой ситуации легенда о Себастьяне приобрела черты патриотического мифа. Суть легенды состояла в том, что Себастьян жив и спустя годы он возвратится из опаснейших путешествий и спасет Португалию от врагов.

В легенде угадывались явные черты сопротивления иностранному владычеству. Юный благородный король был во многом точным воплощением своей эпохи и мы разделяем мнение о том, что несправедливо возлагать на него всю ответственность за исторические судьбы страны.

В этой поэтической песне с умеренным темпом Сидом воссоздана легенда и рассматриваются мифы, связанные с возвращением короля.

«Ведьмы и гадалки говорили о том, что Король Дон Себастьян остался в высоких горных хребтах… Пасторы и менестрели из прибрежных районов утверждали, что среди сосновых лесов видели Короля Дона Себастьяна… Пытались обмануть людей и цыгане, якобы в тумане видевшие короля и нашедшие его лошадь… Но сердце Короля Дона Себастьяна пробито мечом и он никогда не возвращался из прошлого. И родилась легенда…».

Текст песни подается в сокращенном авторском переводе.

Как для группы, так и для португальской музыки 1960-х годов в целом эта эпохальная песня оказалась важным событием. Инструментальное сопровождение вдохновлено находками британской группы THE SHADOWS. Впервые в португальской рок-музыке в инструментальных партиях задействован клавесин. Двенадцатиструнная гитара и «псалмофон» усиливают аудийное восприятие сочинения как «архаичного» и «средневекового».

Позднее на радиосессиях была специально записана и английская версия песни – «The Legend Of King Sebastian».

Репертуар «живых» выступлений продолжал содержать англо-американские поп-песни в танцевальном стиле.

Итак, пришло время выпуска первого носителя с записью. Содержание дебютного малого диска особых споров не вызывало. Однако издатель настаивал на изменении названия группы на MYSTERY BAND. Как оказалось, такое наименование уже использовалось, поэтому разрешили оставить QUARTETO 1111. В ноябре 1967 года выходит первый EP (SLEM 2289), записанный на рекорд-студии Валентина де Карвалью (Valentim de Carvalho).

Представленные на «сорокопятке» четыре композиции на португальском можно охарактеризовать термином – «рок-психоделия, пропитанная заметными фолк-интонациями».

Обложка диска взята на progarchives.com
Обложка диска взята на progarchives.com

Три песни единолично написал Хосе Сид, а в четвертой – инструментале с истерическим смехом «Fantasma ‘Pop’», размещенном первым треком «би-сайда», в качестве авторов указана вся группа. Практически в это же время во Франции под номером CF 177 выходит сингл с таким же названием, но с измененной конфигурацией – заглавный трек «A Lenda De El Rei D. Sebastião» размещен на стороне В, а новая «Balada Para D. Inês» – на A-Side.

Ютуб-канал Arq PT

В том же году вышел еще один EP, названный по имени заглавной баллады (SLEM 2304). Все отмеченные выше композиции стали хитами. В следующем году «Balada Para D. Inês» заняла третье место на песенном фестивале Canção da RTP. Из этого диска оказалась замеченной и вторая дорожка – «Partindo-se» – красивая композиция, написанная Сидом с использованием текстов Жоао Роиз де Каштелу Бранко (João Roiz de Castelo Branco)

Знатный португальский рыцарь, дворянин Королевского Дома и один из самых выдающихся придворных поэтов XVI века.

В музыкальном плане группа неспешно, но внятно все больше погружалась в плоскость «прогрессивного рока».

Ютуб-канал Quarteto 1111 – тема

Четвертой малоформатной пластинкой стал сингл «Meu Irmão» (45ML 244),

Обложка диска взята на progarchives.com
Обложка диска взята на progarchives.com

выпущенный в 1968 году: очаровательная заглавная баллада и несколько «замороченная», практически без слов «Ababilah» – со второй стороны.

Ютуб-канал DoTempoDosSonhos

Происходит первое изменение в составе группы – ушедшего Хорхе Перейру сменяет басист Марио Ру Терра (Mário Rui Terra). В ноябре того же года выходит EP (SLEM 2325) с четырьма треками – «Dona Vitória», «Guarda Nocturno», «Perspectiva» и «Tempo Da Inocência», записанными в режиме «моно». Ввиду минимизации введения аудиодозы «тяжелой психоделии» эта пластинка оказалась ближе к стандартам восприятия слушателей.

В октябре 1969 года был выпущен новый сингл «Nas Terras Do Fim Do Mund» (45 ML 245), ставший шестым малоформатным релизом группы. На стороне В записана «Bissaide» – инструментальная композиция, пропитанная авангардным психоделическим подходом, вызванным модой на англосаксонскую музыку. Любопытно, но общая звуковая тема в более поздней португальской программы Zip-Zip основана именно на «Биссайд» QUARTETO 1111.

Ютуб-канал GaragePsychetc

Исходя из хронологии выпусков, можно предположить, что седьмой диск пропущен. Но такой подсчет историко-музыкальных источников не совсем точен. Первоначально минимальным тиражом вышла 7-дюймовая тестовая промо-копия «Génese//Os Monstros Sagrados» (E 006 40035) – так называемый White Label с монозаписью.

«Белый лейбл» – условное обозначение целой группы служебных фонодокументов, изначально не предназначенных для официального массового распространения. На подобных экземплярах этикетка (т.н. «яблоко»), приклеенная к центру пластинки, белого цвета, а на ней, как правило, обычной ручкой прописью написаны названия исполнителя, треков и их длительность. Возможны и другие допонительные обозначения служебного характера. Такие диски могли направляться радио-диджеям.

Две композиции записаны с участием Бетти Уилкинсона Сильвейра (Betty Wilkinson Silveira). Сегодня это пробное издание относится к ультрараритетным фонодокументам. К концу 1969 года сингл появился в продаже официально.

Обложка диска взята на progarchives.com
Обложка диска взята на progarchives.com

13 февраля 1970 года наконец свет увидел одноименный долгоиграющий диск (LP). Данный альбом представляет собой глубокомысленное произведение концептуальной направленности, посвященное рассмотрению острых проблем – расизма и миграции. Имеется в виду колониальная война, происходящая в Африке, а также бедность, вызванная эмиграцией значительной части населения в крупные города или за рубеж. Из-за обращения к этим двум темам Сид характеризовал этот альбом как «би-концептуальный». Тексты большинства песен написаны, как и ранее, Сидом.

Обложка диска взята на progarchives.com
Обложка диска взята на progarchives.com

Однако также были использованы стихи Мануэла Алегре (Manuel Alegre) – португальского поэта, писателя и политика, члена запрещенной Португальской коммунистической партии и выступавшего против фашистского режима Салазара. С 1964 года он находился в вынужденной эмиграции в Алжире, где работал на радиостанции «Голос свободы», вещавшей на португальском языке. Для группы это был смелый ход, негативные последствия от которого не заставили себя долго ждать.

Через неделю после выхода альбома цензура накладывает запрет на дальнейшую реализацию пластинок с этой записью в специализированных магазинах. Из-за запрета на продажу альбом не может быть коммерциализирован.

António Moniz Pereira – lead guitar, rhythm guitar, twelve-string guitar, bass, vocals; José Cid Tavares – organ, piano, flute, harpsichord, vocals; Mário Rui Terra – bass guitar, vocals; Miguel Artur Da Silveira – percussion.

Прекрасный образец элегантно неспешного европейского психоделического рока с элементами симфонизма, приправленного отличной игрой на органе и различными спецэффектами (пожалуй, самый навороченный трек, это – «A Fuga Dos Grilos». А. Галин

В марте 1970 года выходит EP Domingo Em Bidonville (E016 40059), в которые вошли песни из запрещенного альбома – «Domingo Em Bidonville», «Estrada Para A Minha Aldeia», «João Nada», «Epílogo». В мартовском выпуске нового музыкального журнала Mundo da Canção («Мир песни»), умудрились опубликовать две песни из этого альбома – «João Nada» и «Pigmentação».

Ютуб-канал DoTempoDosSonhos

Продолжение следует

Автор - Олег С. Редактура - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки книг
Обложки книг

Интернет-радио "Рок на БиС" продолжает трансляции вот здесь

Классик-рок, блюз, хеви-метал, альтернатива, прогрессив, поп-хиты и капелька джаза. Всё лучшее в мире музыки выбрано нашими авторами для вас. Станьте нашими слушателями!