Сингапур 42. В плен стройными рядами.

939 прочитали

Поскольку предыдущая статья была снесена модераторами (которым она показалась "шокирующим контентом") придется малость повториться, дабы было понимание о чем речь. (Уж простите за повтор, он вынужденный)

15 февраля 1942 года в 3 часа пополудни (в просторечии в 15 часов) по местному (сингапурскому) времени Артур Эрнест Персиваль, помолясь поехал сдаваться. "Помолясь" -это не фигура речи, он действительно вышел из храма после молитвы, сел в машину и... поехал. Генерал сей был весьма интересным "полководцем". Первую Мировую он закончил капитаном.Но...

В 1920 году Артур Персиваль служил в Ирландии, сражаясь против ИРА во время англо-ирландской войны сначала в качестве командира роты,затем в качестве  начальника разведотдела 1-го батальона Эссекского полка. За захват в плен нескольких руководителей ИРА он стал кавалером  Ордена Британской империи. С 1923 по 1924 год Артур Персиваль учился в Штабном колледже в Камберли, графство Суррей, которым в то время руководил генерал Эдмунд Айронсайд. Персиваль произвёл хорошее впечатление на инструкторов, которые внесли его в список восьми выпускников, рекомендованных для скорейшего продвижения по службе. В колониях он дослужился до подполковника, и в 1930-м поехал опять учиться. В 1930 году Артур Персиваль поступил в Королевский военно-морской колледж в Гринвиче, после годичной учёбы в котором стал Офицером Генерального штаба 2-го разряда. С 1931 по 1932 год он работал инструктором в Штабном колледже. Комендант Колледжа, генерал сэр Джон Дилл стал его покровителем на следующие десять лет, и помогал продвижению Персиваля по службе. С помощью Дилла Персиваль получил назначение во 2-й батальон Чеширского полка, где служил с 1932 по 1936 годы. В 1935 году он поступил в Имперский Колледж обороны. 
В марте 1936 года Артур Персиваль стал полковником, и до 1938 года в качестве Офицера Генерального штаба 1-го разряда работал начальником штаба генерала сэра Вильяма Добби, возглавлявшего Малайское командование. После начала Второй мировой войны Персиваль служил с 1939 по 1940 годы в качестве бригадира Генерального штаба при I-м корпусе Британского экспедиционного корпуса во Франции, которым командовал генерал Дилл. Он был произведён в генерал-майоры, а в феврале 1940-го на короткое время стал командующим 43-й (Уэссекской) дивизией. В 1940 году он стал ассистентом Начальника Имперского генерального штаба, но после катастрофы под Дюнкерком его попросили вернуться к службе в войсках. Получив под командование 44-ю дивизию (территориального ополчения), он провёл 9 месяцев, занимаясь подготовкой выделенных ему 100 километров побережья к обороне от потенциального германского вторжения. В 1941 году, по случаю Дня рождения Короля, Персиваль был произведён в Кавалеры Ордена Бани.  В общем, думаю, его "боевой" путь понятен. Войну он встретил в должности Малайского командующего, но за два месяца его "Малайзия" уменьшилась до Сингапура. И, вот...
В 1920 году Артур Персиваль служил в Ирландии, сражаясь против ИРА во время англо-ирландской войны сначала в качестве командира роты,затем в качестве начальника разведотдела 1-го батальона Эссекского полка. За захват в плен нескольких руководителей ИРА он стал кавалером Ордена Британской империи. С 1923 по 1924 год Артур Персиваль учился в Штабном колледже в Камберли, графство Суррей, которым в то время руководил генерал Эдмунд Айронсайд. Персиваль произвёл хорошее впечатление на инструкторов, которые внесли его в список восьми выпускников, рекомендованных для скорейшего продвижения по службе. В колониях он дослужился до подполковника, и в 1930-м поехал опять учиться. В 1930 году Артур Персиваль поступил в Королевский военно-морской колледж в Гринвиче, после годичной учёбы в котором стал Офицером Генерального штаба 2-го разряда. С 1931 по 1932 год он работал инструктором в Штабном колледже. Комендант Колледжа, генерал сэр Джон Дилл стал его покровителем на следующие десять лет, и помогал продвижению Персиваля по службе. С помощью Дилла Персиваль получил назначение во 2-й батальон Чеширского полка, где служил с 1932 по 1936 годы. В 1935 году он поступил в Имперский Колледж обороны. В марте 1936 года Артур Персиваль стал полковником, и до 1938 года в качестве Офицера Генерального штаба 1-го разряда работал начальником штаба генерала сэра Вильяма Добби, возглавлявшего Малайское командование. После начала Второй мировой войны Персиваль служил с 1939 по 1940 годы в качестве бригадира Генерального штаба при I-м корпусе Британского экспедиционного корпуса во Франции, которым командовал генерал Дилл. Он был произведён в генерал-майоры, а в феврале 1940-го на короткое время стал командующим 43-й (Уэссекской) дивизией. В 1940 году он стал ассистентом Начальника Имперского генерального штаба, но после катастрофы под Дюнкерком его попросили вернуться к службе в войсках. Получив под командование 44-ю дивизию (территориального ополчения), он провёл 9 месяцев, занимаясь подготовкой выделенных ему 100 километров побережья к обороне от потенциального германского вторжения. В 1941 году, по случаю Дня рождения Короля, Персиваль был произведён в Кавалеры Ордена Бани. В общем, думаю, его "боевой" путь понятен. Войну он встретил в должности Малайского командующего, но за два месяца его "Малайзия" уменьшилась до Сингапура. И, вот...

В 17 часов английская делегация, в которой Персиваль лично нёс белый флаг, в сопровождении японского офицера проследовала к японскому штабу. Продержав англичан под палящим солнцем, Ямасита пригласил их в тесное помещение, где столпилось более 40 человек и было нечем дышать. Ямасита резко произнёс: «Мы требуем немедленной безоговорочной капитуляции». Он опасался, что англичане поймут, в каком угрожающем положении находится японская армия. Персиваль заявил, поставив белый флаг в угол, что окончательный ответ английская сторона даст в половине одиннадцатого вечера. Понимая, что нужно блефовать под угрозой краха, Ямасита пригрозил Персивалю, что если условия капитуляции не будут приняты немедленно, то японцы начнут всеобщее наступление. Персиваль был растерян: «Нельзя ли попросить японскую сторону оставаться на позициях до утра? Мы продолжим переговоры по отдельным проблемам в 5 часов 30 минут утра». Ямасита был непреклонен, и Персиваль уступил, согласившись прекратить огонь в 20 часов 30 минут (было шесть часов вечера). Он попросил японского генерала сохранить жизнь семьям английских граждан. «Мы примем меры», — ответил Ямасита.

Так 15 февраля 1942 года капитулировал Сингапур - мощнейшая британская крепость в Юго-восточной Азии, которую называли "азиатским Гибралтаром". Известие об этом вызвало шок не только в Лондоне, но и во всем мире, поскольку гарнизон Сингапура насчитывал 85 тысяч человек, 562 артиллерийских орудия (в том числе 208 противотанковых) и 200 бронемашин, (а в наступавшей на него армии японского генерала Ямаситы было всего 36 тысяч бойцов и 440 пушек).

Все это прекрасно, но...

Куда размещать пленных?

В срочном порядке на уже захваченной японцами территории был подготовлен комплекс казарм в районе Чанги. Британские, индийские и австралийские части разоружались на позициях, а, затем строевым шагом, под командованием СВОИХ офицеров двигались к местам их дальнейшей дислокации. Индийские части направлялись не в казармы, а к месту расположения японских частей. Затем с ними вели беседу индийские военнослужащие, перешедшие на сторону японцев. С теми, кто не внял "голосу сердца", и бормотал какие-то слова про честь, долг, присягу, беседовали уже японцы (на очень убедительном языке который назывался "арисака"). После первой же показательной "беседы" большинство индусов стало "добровольно" записываться в "Армию освобождения Индии"

Что касается "белых" военнослужащих, то... Для "организованно" сдавшихся были выделены казармы Селаранг.

Сдавшиеся шли в казармы походным маршем, играл оркестр. У хайлендеров на марше играли волынки (это не шутка и не преувеличение).

"Фильтрационным" лагерем являлась тюрьма Чанги. Для раненых были выделены казармы Робертса. В связи с тем, что разместить всех сдавшихся (которых, неожиданно для японцев, оказалось слишком много) дополнительно были развернуты дополнительные лагеря:

-"River Valley Road" и "Havelock Camps" , разделенные каналом (в Ривер Вэлей была не только церковь. но, даже библиотека).

-казармы береговой артиллерии на острове Бакланг Мати (да, на том самом острове Сентоса)

-фильтрационный лагерь в тюрьме Аутрам

- лагерь на Сайм-роуд, Сингапур

Потом все устоялось, и в Сингапуре осталось только 16 тысяч пленных (в основном, "белых").

Поначалу все было прекрасно: внутренний порядок поддерживала своя военная полиция (это не коллаборационизьм, это совсем другое!). Командовали в лагерях только британские офицеры (и это не коллаборационизьм!). Правда, достаточно скоро всех старших офицеров забрали в отдельный лагерь (не в Сингапуре, а на Тайване (тогда Формоза). Потому, британцами командовал "временный полковник" Холмс, австралийцами начальник штаба 8-й дивизии Галлахен. Рацион был весьма скудным, но, в принципе, терпимым. Но это для рядовых. (Офицеры питались намного лучше, (да и посылки приходящие в лагерь сначала "досматривались" офицерами). Так было до инцидента в казармах Селаранга (о которых писалось ранее).

Потом начался.... (не очень комфортный) период в жизни британских и австралийских пленных. (но об этом в следующей статье.

Ну и восстанавливая утраченную после удаления статьи галерею рисунков артиллериста Деса Беттани даю подборку (ради чего статья и писалась)

Автор рисунков крайний слева. В начале 1939 года Дес Беттани и несколько его друзей вступили в Территориальную армию (Королевской артиллерии) и были мобилизованы в августе того же года. Младший бомбардир Беттани воевал во Франции и Бельгии в составе 88-го полевого полка Королевской артиллерии, укомплектованного 25-фунтовыми полевыми орудиями, а после эвакуации из Дюнкерка служил в различных местах на юге Англии, готовясь к ожидаемому немецкому вторжению. Затем его отправили на Дальний Восток на войсковом транспорте «Empress of Canada» через Фритаун (Западная Африка), Кейптаун и Коломбо, Цейлон (Шри-Ланка). В ходе Малайской кампании он сражался с японцами при Ипохе и Алор Стар. Он находился в Куантане на восточном побережье, у которого японской авиацией были потоплены Корабли Его Величества «Принс оф Уэльс» и «Репалс». В составе 8-й австралийской дивизии и 9-й индийской бригады он участвовал в большинстве боевых действий в Малайе вплоть до капитуляции в Сингапуре в феврале 1942 года. В период нахождения в своем первом лагеря на шоссе Таунер, Дес был одним из многих военнопленных, работавших в Сингапуре и восстанавливавших поврежденное трофейное оборудование для нужд Японской армии. Позже, переведенный в тюрьму Чанги, Дес попал в рабочие бригады, которым, помимо прочего, требовалось расчистить болотистую местность для строительства аэродрома на месте нынешнего международного аэропорта Чанги. Перед одной из групп военнопленных стояла задача разбирать поврежденные автомобили на запчасти, иногда с помощью совершенно неподходящих инструментов. Тогда же началось организованное сопротивление военнопленных. Акты саботажа были сопряжены с большим риском, тем не менее, предпринимались дерзкие акции, при которых в интересах военнопленных нередко использовалась доверчивость малообразованных японских охранников. Например, пленные получали на складах бензин для парового (!!!) дорожного катка, а затем обменивал его на черном рынке на продукты питания.
Дес всегда носил с собой небольшие альбомы и записывал свои воспоминания о боевых действиях в Малайе и Сингапуре, а также делал наброски и рисунки карандашом, тушью, акварелью и пастелью. Он продолжал вести свои дневники в качестве военнопленного.
Автор рисунков крайний слева. В начале 1939 года Дес Беттани и несколько его друзей вступили в Территориальную армию (Королевской артиллерии) и были мобилизованы в августе того же года. Младший бомбардир Беттани воевал во Франции и Бельгии в составе 88-го полевого полка Королевской артиллерии, укомплектованного 25-фунтовыми полевыми орудиями, а после эвакуации из Дюнкерка служил в различных местах на юге Англии, готовясь к ожидаемому немецкому вторжению. Затем его отправили на Дальний Восток на войсковом транспорте «Empress of Canada» через Фритаун (Западная Африка), Кейптаун и Коломбо, Цейлон (Шри-Ланка). В ходе Малайской кампании он сражался с японцами при Ипохе и Алор Стар. Он находился в Куантане на восточном побережье, у которого японской авиацией были потоплены Корабли Его Величества «Принс оф Уэльс» и «Репалс». В составе 8-й австралийской дивизии и 9-й индийской бригады он участвовал в большинстве боевых действий в Малайе вплоть до капитуляции в Сингапуре в феврале 1942 года. В период нахождения в своем первом лагеря на шоссе Таунер, Дес был одним из многих военнопленных, работавших в Сингапуре и восстанавливавших поврежденное трофейное оборудование для нужд Японской армии. Позже, переведенный в тюрьму Чанги, Дес попал в рабочие бригады, которым, помимо прочего, требовалось расчистить болотистую местность для строительства аэродрома на месте нынешнего международного аэропорта Чанги. Перед одной из групп военнопленных стояла задача разбирать поврежденные автомобили на запчасти, иногда с помощью совершенно неподходящих инструментов. Тогда же началось организованное сопротивление военнопленных. Акты саботажа были сопряжены с большим риском, тем не менее, предпринимались дерзкие акции, при которых в интересах военнопленных нередко использовалась доверчивость малообразованных японских охранников. Например, пленные получали на складах бензин для парового (!!!) дорожного катка, а затем обменивал его на черном рынке на продукты питания. Дес всегда носил с собой небольшие альбомы и записывал свои воспоминания о боевых действиях в Малайе и Сингапуре, а также делал наброски и рисунки карандашом, тушью, акварелью и пастелью. Он продолжал вести свои дневники в качестве военнопленного.
Сдача в плен надпись на борту машины "ТОЛЬКО ДЛЯ ОФИЦЕРСКИХ ВЕЩЕЙ"
Сдача в плен надпись на борту машины "ТОЛЬКО ДЛЯ ОФИЦЕРСКИХ ВЕЩЕЙ"
Разбор машины
Разбор машины
Строительство аэродрома Чанги (Да-да, его строили японцы руками пленных)
Строительство аэродрома Чанги (Да-да, его строили японцы руками пленных)
Офицер спекулирующий часами.
Офицер спекулирующий часами.
Упитанный врач-англичанин больному: " В качестве лечения магнезия (слабительное)  и зеленые листочки!"
Упитанный врач-англичанин больному: " В качестве лечения магнезия (слабительное) и зеленые листочки!"
Досмотр в лагере: вместе с японцами стоит британское "начальство" (но это не коллаборация, это "совсем другое"
Досмотр в лагере: вместе с японцами стоит британское "начальство" (но это не коллаборация, это "совсем другое"
Британская военная полиция, которая сторожит своих же.
Британская военная полиция, которая сторожит своих же.
Офицеры "уполовинивающие" солдатские посылки.
Офицеры "уполовинивающие" солдатские посылки.
Стояние на плацу казарм Селаранг (о нем мы уже писали). С этого случая начались немного другие времена...
Стояние на плацу казарм Селаранг (о нем мы уже писали). С этого случая начались немного другие времена...