6,5K подписчиков

ДОРОГА К ХРАМУ

30 июня нынешнего года исполнилось 160 лет симферопольскому храму Всех Святых. История его интересна в том числе и тем, что это единственный храм на всём Крымском полуострове, который никогда (!) не закрывался.

30 июня нынешнего года исполнилось 160 лет симферопольскому храму Всех Святых. История его интересна в том числе и тем, что это единственный храм на всём Крымском полуострове, который никогда (!

13 ноября 1 858 года настоятель Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Михаил Родионов обратился к архиепископу Херсонскому и Таврическому Димитрию с донесением о том, что церковный староста Преображенской церкви купец Василий Маслянников изъявил желание устроить часовню на новом симферопольском кладбище.

Архиепископ Димитрий представил проект и чертёж часовни в Святейший Синод с просьбой его Высочайшего утверждения. К немалому удивлению Маслянникова, из Святейшего Синода был прислан совершенно новый проект церкви «величественных размеров», на строительство которой у купца просто не хватало средств.

В 1 863 году, побуждаемый благим намерением, Василий Борисович вторично обратился к епископу Таврическому и Симферопольскому Алексию с просьбой разрешить устроить на новом кладбище часовню или временный молитвенный дом для отпевания в нём покойников, отложив исполнение Высочайше утверждённого проекта на неопределённое время.

Уже в следующем году появился новый небольшой храм. 14 июня 1864 года его освятили в честь Успения святой праведной Анны. Название церкви было выбрано не случайно. Ещё в 1844 году в Симферополе нашлась благодетельница — вдова, полковница Александра Андреевна Бражникова. Она взяла на себя обязательство устроить в Александро-Невском кафедральном соборе левый придел в честь Успения праведной Анны. Эта святая была небесной покровительницей её усопшей дочери, внучки Таврического вице-губернатора Андрея Ильича Шостака. К несчастью, шестнадцатилетняя Аня простудилась при открытии памятника князю В. М. Долгорукову и, проболев три дня, скончалась.

Ко времени окончания постройки церкви на новом кладбище Таврический епископ Алексий (Ржаницын) распорядился освободить левый придел собора с целью устройства в нём ризницы для хранения архиерейских и священнослужительских облачений.

Вид на Всехсвятскую церковь. Конец 1970-х гг.
Вид на Всехсвятскую церковь. Конец 1970-х гг.

В марте 1864 года из левого придела симферопольского Александро-Невского кафедрального собора в новую кладбищенскую церковь был перенесён иконостас с иконами Спасителя и Богоматери. Вместе с иконостасом к храму перешло и название — Успения святой праведной Анны.

Утварью и ризницей Аннинская кладбищенская церковь снабжалась от Александро-Невского кафедрального собора, к которому до начала ХХ века была приписана, т. е. не имела ни отдельного штатного духовенства, ни прихожан. Службы в ней совершались поочерёдно причтом кафедрального собора во все поминальные субботы и в воскресные дни.

13 августа 1901 года Определением Святейшего Синода на новом кладбище был открыт самостоятельный причт в составе священника и псаломщика. Вероятно, тогда же церковь получила и новое название — в честь Всех Святых. Осенью при храме начала работу школа грамоты, позже преобразованная в четырёхгодичную церковно-приходскую школу.

В 1912-м по благословению священноначалия сформировался строительный комитет по возведению новокладбищенской колокольни и причтового дома. В его состав вошли священники Николай Швец и Стефан Шпаковский, а также староста церкви симферопольский мещанин Никита Филаретович Фуксенбаум. 9 июня 1913 года — в Неделю Всех Святых — здесь служил Таврический епископ Димитрий (Абашидзе). Владыка окропил святой водой новоустроенную при церкви колокольню. Так храм Всех Святых приобрёл привычный для всех нас сегодня вид.

30 июня нынешнего года исполнилось 160 лет симферопольскому храму Всех Святых. История его интересна в том числе и тем, что это единственный храм на всём Крымском полуострове, который никогда (!-3

До Белого исхода в ноябре 1920 года и последующего утверждения на территории Крымского полуострова советской власти приход церкви жил относительно спокойной жизнью, после — наступило время испытаний и скорбей. Преодолев их, храм выстоял, сохранив большую часть своих святынь, и удостоился иметь таких небесных покровителей, как священномученик Тимофей (Изотов) и новомученик Стефан (Наливайко).

Всехсвятская церковь никогда не закрывалась, а с 1939 по 1941 год была единственным действующим храмом в Крыму. 15 июня 1944 года здесь через покаяние были воссоединены с Русской Православной Церковью все крымские священнослужители старого рукоположения. При жизни свт. Луки храм Всех Святых был местом прохождения и проверки знаний вновь посвящённых и прибывших из иных областей священнослужителей. С 1944 по 1 958 год крещение взрослых в Крымской епархии совершалось только в этой церкви. На кладбище возле храма Всех Святых похоронены выдающиеся личности, вошедшие в историю полуострова. Духовенство и прихожане церкви чтут память погребённых здесь архипастырей и пастырей: митрополита Гурия (Егорова), епископа Михаила (Грибановского), архимандрита Тихона (Богославца) и многих других.

Священным местом для паломников, многие из которых получают духовную поддержку и исцеление своих недугов, остаются могилы, где когда-то почивали мощи святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Гурия (Карпова). За всё время существования приходской общины в церкви Всех Святых сменилось более двадцати настоятелей. С 2019 года Указом правящего архиерея настоятелем храма назначен протоиерей Владимир Кашлюк. Сегодня основным направлением приходской деятельности являются: проповедь, богослужение, социально-благотворительное служение, церковное искусство, миссионерство, духовно-нравственное образование, а также обновительные, иконописные и реставрационные работы в храме.

30 июня нынешнего года исполнилось 160 лет симферопольскому храму Всех Святых. История его интересна в том числе и тем, что это единственный храм на всём Крымском полуострове, который никогда (!-4

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

На колокольне Всехсвятского храма среди восьми колоколов есть три самых старых в крымской столице, изготовленных ещё в XIX веке. На одном — клеймо крупнейшего в Российской империи производителя колоколов «П. И. Оловянишникова». Второй — производства московского завода Финляндского, выполнявшего заказы «первостепенной важности» (в частности, на этом заводе был отлит исполин весом в 4000 пудов для колокольни Ивана Великого в Кремле). А на третьем — надпись: «Дар её величества государыни императрицы Марии Александровны, 1872».

25-ЛЕТИЕ ЧУДЕСНОГО ЯВЛЕНИЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ХРИСТА

В 1998 году во время реставрационных работ в храме Всех Святых с иконостаса малого алтаря, освящённого (по благословению архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в честь великомученика и Победоносца Георгия, сняли икону Христа Спасителя.

Через несколько дней сотрудники храма заметили, что на стекле киота, перед которым стояла икона, виднеется изображение, повторяющее образ, о чём было сообщено настоятелю храма протоиерею Вячеславу Цешковскому. Он, в свою очередь, проинформировал об этом Управление Симферопольской и Крымской епархии. Незамедлительно во главе с правящим архиереем была создана комиссия, в которую вошли священнослужители, художники и иные независимые эксперты. Обратились к учёным для проведения экспертизы, чтобы выяснить, произошла ли обычная диффузия красок, или это феномен, требующий тщательного изучения.

30 июня нынешнего года исполнилось 160 лет симферопольскому храму Всех Святых. История его интересна в том числе и тем, что это единственный храм на всём Крымском полуострове, который никогда (!-5

Прибывшие в марте 1999 года из Киева эксперты, проведя химический анализ и фотопробы, а также исследования с помощью ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, подтвердили нерукотворность явленного образа на стекле и его идентичность с явленным на стекле образом Божией Матери иконы «Призри на смирение», которая находится в Киеве в Свято-Введенском монастыре.

Внимательно всмотревшись в стеклограмму, можно заметить, что она отпечатана словно тоненькими лучиками. Эксперты пришли к выводу: нерукотворный отпечаток иконной росписи представляет собой тонкий налёт, состоящий из двух органических кислот и воска. Проведённый анализ показал, что изображение на стекле возникло под воздействием излучения неизвестной природы, исходящего от самого образа.

Духовенство и боголюбивый народ считают: поскольку чудо произошло в храме, который никогда не закрывался, — это явление Божественной милости для укрепления в вере, что особенно важно в периоды испытаний, дабы люди чувствовали благодатную помощь и получали исцеления. Чудесное явление, ниспосланное благодатью Святого Духа из Вышнего мира, православные христиане Крыма с благоговейным дерзновением назвали нерукотворным образом Христа Спасителя на благословенной Таврическойземле.

СВЯТЫНИ ХРАМА

К ним относятся чудотворная икона Господа нашего Иисуса Христа, отобразившаяся на стекле в 1998 году, Священные могилки святителя Луки Крымского и Гурия Таврического, икона св. блгв. кн. Александра Невского, хранившаяся в кафедральном соборе Симферополя до его разрушения в 1 930 году, иконы равноап. Марии Магдалины, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона, прав. Симеона Богоприимца и мч. Марфы, свт. Николая Чудотворца, свт. Иоасафа Белгородского, ап. Иоанна Богослова, архистратига Михаила, Божией Матери «Троеручица» и «Знамение». А также старинная голгофа, гроб Господень и плащаница XIXвека, икона-мощевик, ковчег с частицами мощей Гурия Таврического и Луки Крымского.

Трудами церковно-приходской общины и при поддержке Фонда президентских грантов в 2023 году в помещении древлехранилища Всехсвятского храма открылся приходской музей «Христианский Симферополь». В экспозиции представлены облачения трёхступенчатой иерархии православной церкви (епископа, священника и диакона), старинные иконы, богослужебные сосуды и книги, церковная утварь XVIII—XXвв. и другие священные предметы. Уникальнейшим экспонатом является антиминс храма Всех Святых, собственноручно подписанный святителем Лукой Крымским в 1947 году. Музей знакомит посетителей с историей не только Православия в столице Крыма, но и других христианских конфессий.

Светлана КИРЬЯНОВА
(по информации Пресс-службы храма Всех Святых).
При подготовке материала использована монография протоиерея Алексея Астапова и протоиерея Владимира Кашлюка «Церковь Всех Святых в Симферополе и её некрополь».

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК