449,7K подписчиков

Китай оказался гораздо более дальновидным

510 прочитали
В столице Казахстана Астане 3 июля начался расширенный саммит лидеров стран - членов Шанхайской организации сотрудничества(ШОС).

В столице Казахстана Астане 3 июля начался расширенный саммит лидеров стран - членов Шанхайской организации сотрудничества(ШОС). Съехались лидеры, чуть позже должен был подъехать президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он принимал парад в честь Дня независимости Белоруссии - единственный такой праздник, не привязанный к развалу СССР. Он отмечается в день, когда советская армия освободила Минск от немецко-фашистских оккупантов. На этом саммите в ШОС будут принимать Белоруссию. Владимир Путин прибыл в Астану и у него насыщенный график переговоров и бесед с президентом Монголии, президентом Азербайджана, премьер-министром Пакистана, председателем КНР, президентом Казахстана и президентом Турции. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Путин и Эрдоган должны обсудить Украину и двусторонняя встреча будет достаточно продолжительной.

Сергей Михеев: ШОС – это одна из форм альтернативной Западу интеграции, организации многополярного мира. Он фактически уже существует и будет развиваться дальше. Я думаю, чем более многополярным будет мир в дальнейшем, тем больше понадобится самобытного исторического творчества от этих полюсов. Мы всё больше будем видеть изменения форм политического управления, сотрудничества. Потому что псевдо-западная демократия, которую навязали с распадом колониальной системы, не отвечает реальностям этого мира. Думаю, постепенно мы будем видеть всё более самобытные формы политической организации.

Не буду говорить, что ШОС противостоит западным формам интеграции, но она явно является им вызовом, альтернативой. В этой организации нет ни Америки, ни Европы, ни американских или европейских прямых союзников (кроме Турции). И это совершенно очевидная заявка на многополярность. Поэтому я думаю, что в целом это положительное явление.

Конечно, можно долго рассуждать насчет того, что это рамочная организация, ее надо наполнять более конкретным содержанием - это всё так. Но что-то развивается, а что-то будет развиваться. Сам факт существования организаций, в которых нет Запада, на мой взгляд, положительный. Многие страны стремятся вступить в эту организацию, хотя БРИКС выглядит более привлекательным для них, потому что он более широкий и более планетарный. Шанхайская организация в чем-то детерминирована, определяется одним своим названием: многие видят в ней доминанту Китая. Хотя, на мой взгляд, это не совсем так, но китайское присутствие и значение Китая там достаточно серьезное. Желающие есть, но их меньше, чем в БРИКС. Но для нас это важная форма организации и сотрудничества. Потому что всё равно основные игроки в этой организации - Россия и Китай. Самое главное - если там нет Запада, то это уже вызов для Запада.

Две самые главные страны этой организации - Россия и Китай - имеют довольно сложные отношения с Западом. Поэтому Запад любые подобные формы организации раздражают, так как это ведет и к экономической интеграции вне Запада, и к политическому сотрудничеству вне Запада, не спрашивая разрешения Запада, не учитывая напрямую его мнения и т.д. К любому явлению в этой жизни, в том числе политическому, можно предъявлять вопросы и претензии, у любого из них есть сильные и слабые стороны, но в целом с точки зрения ухода от однополярного мира, в котором американцы всем диктуют свои правила как жить или как не жить, ШОС – это скорее хорошо, чем плохо.

Вы сказали, что это пример многополярности мира. Получается, что эту многополярность Китай стал закладывать еще в середине 1990-х годов, когда была образована «Шанхайская пятерка» в 1996 году, а в 2001 году была создана ШОС. То есть уже тогда Китай предвидел раскол с Западом (в первую очередь – с Соединенными Штатами) и обретение союзников в этом регионе, с которыми он соседствует.

Сергей Михеев: Да, Китай, который в своей истории проходил через самые разные периоды, находившийся абсолютно в разгромном состоянии в конце XIX - начале XX века, тем не менее, в XX веке сначала с помощью Советского Союза, а потом и без его помощи, смог достичь очень многого, в том числе в осмыслении такой действительности, в которой приходится жить, в изменении самого себя в соответствии с целями развития, в прогнозировании и достаточно успешном стратегическом развитии. Он учёл ошибки, которые сначала с ужасом, а потом с удивлением, а дальше просто с вниманием наблюдал в ходе распада советского блока, а потом Советского Союза. Я считаю, что он все эти ошибки достаточно глубоко проанализировал. Многих наших проблем и катастроф ему удалось избежать. И, на мой взгляд, он гораздо быстрее нас на фоне произошедших перемен понял стратегические тенденции развития мира. Он понял, что распад советского блока неизбежно ведет к двум обстоятельствам. Первое: распад биполярного, двухполярного мира и противостояние между двумя блоками, что сделает американцев и их союзников самым мощным, доминирующим блоком на планете, что будет иметь свои плюсы, но и огромное количество минусов.

Второе: Китаю стало ясно, что на фоне развития собственной экономики единственный выбор для него – это создание собственных блоков, собственных организаций по интеграции. Потому что в одиночку против мирового гегемона в лице США и его союзников Китаю не выстоять, а попасть под его влияние или быть разбитым Китай тоже совсем не хотел. Поэтому он понял, что единственный выход – это создавать собственные полюса, собственных союзников и искать, объединять их в свои организации. В тот момент, когда Китай до этого вполне логично додумался, у нас здесь бушевало абсолютное безумие дикого рынка и стопроцентной зависимости от Запада и всего того, что мы тогда называли «дружбой с Америкой». В этом смысле Китай оказался гораздо более дальновидным. Если бы и он оказался недальновидным, то современная ситуация в мире была бы хуже для нас, чем она есть сейчас. Она и сейчас очень сложная, но она была бы еще хуже.

Турция - страна, которая ведет двойную игру. И ее участие во всех этих организациях размывает и ее союз с США, и однозначно раздражает самих американцев. Турция здесь играет на всех досках, на каких только можно, и я думаю, что это нормально. Лучше пусть будет так, чем если бы Турция была однозначно союзником США, какими являются большинство стран Европы.