История папы Евгения и дочки Алисы
В 2021 году на телевидении и в сети прогремела сенсация - девятилетняя девочка Алиса Теплякова поступила на психологический факультет Московского университета (МГУ), платное отделение.
Многодетное семейство, в котором Алиса - старший ребенок, всем составом выступило на телешоу "Док-ток" Александра Гордона; отец семейства - Евгений Тепляков, чудаковатого вида мужчина в пляжных шортах, с длинной бородой и волосами - утверждал, что успехи дочери - результат его собственной образовательной методики, согласно которой девятилетний ребенок способен закончить школу, а дальше пройти шестилетнюю программу ВУЗа за два года, и что он намерен развивать по этой программе всех своих детей (которых на тот момент было шестеро, а на сегодняшний день - мама Наталья ждет уже девятого). Сам Евгений, по его словам, закончил факультет психологии МГУ с "красным" дипломом (как он говорит, "диплом 5.0"), а его жена - механико-математический факультет МГУ так же "на отлично".
Увы, эксперимент с Алисой провалился. Девочка приходила на занятия в МГУ всего несколько раз и затем "завалила" зимнюю сессию, получив "неуд" уже на базовом профильном предмете - введении в психологию - и, что ожидаемо от малолетнего ребенка, совсем не показав нужных знаний. Отец после этого скандальным образом, вплоть до драки на проходной, требовал своего присутствия на обучении и экзаменах, обвинял преподавателей в предвзятости, неумении и нежелании учить "гениального ребенка".
Последующие годы ознаменовались судебными исками (проигранными) и требованиями семейства Тепляковых к МГУ, голословными утверждениями родителей, что их старшие дети (уже двое) учатся параллельно во множестве ВУЗов, закрывая сотнями зачетные единицы по разным специальностям, постоянными оскорблениями в адрес МГУ и... совсем недавним сообщением от них же, что и третий их ребенок намерен поступать в тот же Московский университет. Грубое и агрессивное поведение Теплякова-старшего в сети по отношению к не признающим "выводок вундеркиндов" скептикам (которых он зовет "хейтерами", и это самый приличный из его терминов) вызвало только более пристальное внимание к этому семейству и публично выраженные сомнения в уровне развития детей Тепляковых, подходящих для детей условий жизни в этой семье и ее ценностей вообще.
В общем, "ля скандаль". Желающие легко могут поискать в сети подробности.
Многим же интересен вопрос, каким образом человек, в свое время окончивший с отличием один из лучших вузов страны, дошел до жизни профессионального склочника, одержимого нереализуемой идеей, не работающего и живущего на социальные пособия многодетным... И как этот самый лучший вуз (и факультет, на который в свое время конкурс был 10 человек на место) выдал диплом "с отличием" Евгению Теплякову, поведение которого ныне выходит за всякие рамки, или принял в ряды студентов его маленькую дочку Алису?
Что психолог может и что - нет?
Мы все видели психологов в фильмах и сериалах, и в быту создалось некое мнение о том, чем занят психолог. Он либо принимает на мягкой кушетке человека, который жалуется ему на жизнь и проблемы, возникшие в основном потому, что в детстве у него были нелады с родителями ("консультант"), либо быстро и почти волшебным образом "подбирает ключик" к поведению человека ненормального - социопата, преступника, душевнобольного ("профайлер"). На самом деле, конечно же, психология по умолчанию - это гораздо более широкий спектр задач, и, что важнее всего в рамках нашего разговора, она совершенно не предполагает по умолчанию умения разбираться в людях и особенно - в себе самом. У психотерапевтов есть даже специальный человек - т.наз. супервайзер, который выступает как консультант -психотерапевт по отношению к ним самим.
Поэтому, кстати, идти учиться "на психологию" нет смысла идти тем, кто хочет тем самым решить вопросы самопознания и разобраться в себе (а те, кто выбирает эту профессию по вышеуказанный причине, превратно ее себе представляют, и постигает их потом жестокое разочарование).
И более того, психология по большому счету не занимается душевными болезнями (для этого есть врач-психотерапевт и психиатр).
Чему самом деле учит психологический факультет и научил ли он Евгения?
Опираясь на свой собственный красный диплом психфака МГУ, скажу: как и любой факультет классического университета, он готовит научные и преподавательские кадры высокой квалификации, и все обучение там в первую очередь заточено на то, чтобы "заложить" в обучающегося навыки и методологию научной и исследовательской деятельности и дать ему наиболее широкое представление о факультетской дисциплине как науке. По сути психфак возник в середине прошлого века как ответвление философского факультета того же МГУ, что должно навести вас на мысль о преимущественно академическом характере обучения в его стенах.
В отличие от средней школы, на которую общество возлагает непременную задачу научить ребенка, любой ВУЗ обязан только предложить студенту определенные знания, а должное их усвоение - дело самого студента. Усвоил ли их Женя Т. в свое время в полном объеме? Почему бы и нет, отвечу я, ведь это академические знания, их можно заучить для экзамена, и часть из них он помнит и уверенно воспроизводит до сих пор. Достигнуто ли было им понимание предмета, мог ли он на этом базисе дальше развиваться в науке, для ответа на этот вопрос стоило бы как минимум посмотреть его дипломную работу (которую я сама не видела, и не только я). По своему опыту скажу, что защита диплома проходила у нас достаточно придирчиво, так что если (?) его красный диплом настоящий - он успешно отучился.
Является ли Евгений Тепляков психологом сейчас?
И должно ли признавать ли коллегам-ученым результат его эксперимента по ускоренному развитию детей?
С теоретической точки зрения - ну, сомнительно. Если, по его утверждениям, после психфака он отучился на совершенно другую специальность (что там с "молбиол"?) и после этого какое-то время работал именно по ней, его квалификация как ученого-психолога уже за это время была в значительной степени утрачена. Я уж не говорю про многолетнее времяпрепровождение в роли отца-воспитателя.
С практической точки зрения: 1) есть обоснованные сомнения в комплексном развитии детей (коммуникативные, логопедические, неврологические проблемы) 2) результаты институтского обучения показывают провал либо известны только со слов родителей 3) результаты школьного обучения порогово низкие (как хитро говорит Евгений, "дети показывают отличный результат с поправкой на возраст") и засчитаны через систему МЦКО, в отличие от.
То есть да, эксперимент результат дал, но ни разу не психологический. "Мы умеем хакнуть систему образования", вот что полностью доказали Тепляковы.
Зачем психфак принял Алису?
А тут интереснее. Психологический факультет МГУ в силу своей специфики исторически практикует среди своих студентов в т.ч. образовательные экспериментальные программы с особыми группами учащихся. В частности, один из них - "Загорский эксперимент", когда слепоглухонемые (!) студенты получали в его стенах полноценное образование. Точно так же, как в случае с малолетней студенткой, особым студентам были созданы дополнительные условия обучения, выделены помощники, подготовлены специальные учебные пособия. Но здесь эксперимент был успешным. Как результат, они состоялись как ученые-психологи, а наука психология продвинулась в соответствующей области для работы с людьми с подобными дефектами.
Могу предположить, что решение принять на пробное обучение девятилетнего ребенка, заявленного родителями как вундеркинд - из этой же серии. Отношение любой науки к экспериментам вообще специфическое ("отрицательный результат - тоже результат"), однако риска в нем ни для вуза, ни для студентки никакого не предполагалось, поскольку склочного агрессивного папу в условия задачи никто не закладывал. Более того, с годами люди сильно меняются, и оценить по образу студента 15летней давности намерения нынешнего сорокалетнего мужика не всегда представляется возможным... а психологи, как я уже говорила выше, не волшебники, читающие тайны личности при взгляде на человека.
Компрометирует ли все это МГУ?
Нет. Сохранил ли Евгений Тепляков полученные профессиональные знания, квалификацию и свою психическую нормальность до момента, когда начал свой "образовательный эксперимент", неизвестно, но за поведение нашего новатора после окончания ВУЗа факультет психологии МГУ ни разу не в ответе. Хотя, конечно, история сама по себе неприятная.