5 подписчиков

Тема смерти в современном искусстве ч 2.

Феликс Гонзалес-Торрес

«Без названия (Мемориал)», «Смерть от огнестрельного оружия», «Без названия (Двойной портрет)»

Феликс Гонзалес-Торрес – один из основателей «искусства 1990-х» — искусства прямого действия и открытой «интерактивной» коммуникации со зрителем.

Один из ключевых аспектов в творчестве художника – приглашение зрителя к взаимодействию с произведением, зритель «разрушает» произведение, мы видим как оно исчезает, перестает существовать, а затем восстанавливается, уже не в первоначальном, но идентичном виде.

Среди таких работ, например, скульптуры в виде стопок почти пустых белых листов бумаги (на них только надпись): «Стопки своей формой указывали на погребальные стелы на кладбищах ветеранов. Они назывались Veteran’s Day Sale и Memorial Day Weekend — по названиям американских национальных праздников, которые из дней памяти и скорби по ветеранам превратились в дату, к которой магазины приурочивают свои распродажи. Зрителям предлагалось уносить плакаты и тем самым разрушать эту — уже подорванную изнутри — монументальность.»

Также были представлены работа «Смерть от огнестрельного оружия», на которых офсетным способом напечатан список 460 жертв, убитых за неделю с 1 по 7 мая 1989 года и работа «Без названия (Республиканские годы)» (1992) — стопка листов, обведенных траурной черной рамкой.

«Смерть от огнестрельного оружия», Феликс Гонзалес-Торрес
«Смерть от огнестрельного оружия», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Мемориал)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Мемориал)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Двойной портрет)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Двойной портрет)», Феликс Гонзалес-Торрес

«Без названия (Плацебо)»

Еще несколько работ на тему исчезновения и утраты состоят из леденцов в качестве «расходного» материала. Без названия (Плацебо) – прямоугольник, выложенный на полу из конфет в серебрянной обертке, общий вес конфет был равен весу тела Росса – любовника художника, умершего от СПИДа. Художник приглашает зрителей взять конфету и поучаствовать в процессе «распада».

«Без названия (Плацебо)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Плацебо)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Плацебо)», Феликс Гонзалес-Торрес
«Без названия (Плацебо)», Феликс Гонзалес-Торрес
Еще одна работа такого типа носила подзаголовок «Общественное мнение: у каждого оно может быть» или (это игра слов) «…каждый может взять одно».
Еще одна работа такого типа носила подзаголовок «Общественное мнение: у каждого оно может быть» или (это игра слов) «…каждый может взять одно».

"Untitled" (1992), «Untitled»(Placebo-Landscape-for Roni)

"Untitled" (1992) Феликса Гонсалеса-Торреса — фотография фигуры, скрытой за занавесками. Гонсалес-Торрес устанавливал это фото на билборды по всему миру, чтобы привлечь внимание к проблемам СПИДа, гомофобии и неравенства.

"Untitled" (1992), Феликс Гонсалес-Торрес
"Untitled" (1992), Феликс Гонсалес-Торрес

Также на билбордах на Манхэттене было размещено фото разобранной постели, еще хранящей следы двух тел, как очень личный символ утраты и осознания смерти любимого человека, откровенно выставленный в общественном пространстве.

«Untitled»(Placebo-Landscape-for Roni), Феликс Гонзалес-Торрес
«Untitled»(Placebo-Landscape-for Roni), Феликс Гонзалес-Торрес

«Главное — оставить знак. Я существовал. Я был здесь. Я был голоден. Я был побежден. Я был счастлив. Я грустил. Я был влюблен. Я боялся. Я надеялся. У меня была идея, и у меня была хорошая цель, и именно поэтому я создал эти произведения искусства» – Феликс Гонзалес-Торрес.