73,8K подписчиков

«Союз-5». Несколько мгновений до трагедии

4,2K прочитали

Мы много и часто говорим здесь о великолепно проделанной работе США относительно лунных миссий. Те люди, которые умеют читать умные книги, просто восхищены техническим подвигом, который совершили ребята из НАСА. Но есть и те, кто называет первых «насарогами», обвиняя их в получении грантов и нелюбви к России, поскольку только граждане СССР могли слетать на Луну. А поскольку не слетали, значит и американцы не могли.

Есть и ещё один тип граждан. Которые, когда речь заходит о том, что в нашей отечественной космонавтике есть серьёзные проблемы, начинают рассказывать, что у американцев тоже не всё в порядке. Логику этих ребят мне вообще сложно понять. Что-то типа: ну и плевать, что у нас корова сдохла. Единственная и последняя. Зато смотри: у них – сдохло две! Получается, что у нас даже лучше, чем там!

Да, всё в жизни относительно, конечно. Получается, что если у них сдохло 40 коров, то это означает, что мы живём в 40 раз лучше. У нас минус одна (всё, что было). У них минус 40 (каждая десятая).

Прекрасный способ заглушить прячущийся где-то глубоко внутри огонёк тихой зависти и раздражения от осознания собственной громадной технологической отсталости. Вот и рождаются потом злобные вопли о продажности тех, кто смеет говорить правду. Нет, мы не живём в таком мире! Мы всё ещё лучшие! Мы такие просто по праву рождения! Нас не сломить! Они лживые наглосаксы! Они не люди вообще! И т.д. и т.п…

Ладно, что-то я сегодня отвлёкся от темы статьи. Прошу меня простить, просто в очередной раз столкнулся с «патриотами», которые в упор не видят реальность. Или видят, но не хотят её принимать. Но это ещё ладно. Некоторые подобные граждане пытаются агрессивно навязывать своё мнение другим. Что очень сильно расстраивает.

Вернёмся всё же к теме нашей сегодняшней статьи.

Итак, мы начали сегодня с имитации полётов на Луну. Это, конечно, никакой не заговор. Тонны материалов говорят о том, что они происходили в реальности. Но настоящие космические заговоры всё же случались. И как правило этим как раз-таки «грешил» СССР. Все мы знаем сегодня, как строго была засекречена советская лунная программа.

Но это был далеко единственный подобный случай.

О нём мы сегодня и поговорим.

16 января 1969 года. Советско-американская гонка за Луну в самом разгаре. СССР осуществляет впечатляющую весь мир совместную экспедицию. Накануне на околоземную орбиту Земли были выведены два пилотируемых космических корабля (КК) — «Союз-4» (на борту находился космонавт Владимир Шаталов) и «Союз-5» (члены экипажа: Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов). Корабли стыкуются на орбите. «Союз-4» начинает процедуру стыковки с «Союз-5» в автоматическом режиме, а завершает её в ручном.

Стыковка на орбите. Источник: Википедия.
Стыковка на орбите. Источник: Википедия.

КК связаны между собой системами энергоснабжения, связи и управления, и в течение четырёх с половиной часов образуют то, что советская пресса восторженно называет «первой в мире экспериментальной космической станцией».

Это была первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей в истории космонавтики. Нет, стыковки происходили и раньше, но только между беспилотными аппаратами или между одним пилотируемым и одним беспилотным.

После стыковки двое космонавтов «Союза-5» Евгений Хрунов и Алексей Елисеев перешли на «Союз-4», через открытый космос, что фиксировалось бортовыми камерами. Это был первый в истории космонавтики переход экипажа с одного космического корабля на другой, выполненный таким образом. Очередной рекорд советской космонавтики!

Но всё это было, на самом деле, не просто так. Это был не рекорд ради рекорда. Только через несколько десятилетий станет известно, что все эти манёвры осуществлялись для отработки и проверки элементов лунной программы СССР.

«Союз-4» без каких-либо проблем возвращается на Землю 17 января. В его экипаже Шаталов, Хрунов и Елисеев. «Союз-5» остаётся на орбите ещё на одни сутки. Его единственный член экипажа – тридцатичетырёхлетний Борис Волынов.

И всё было нормально.

Но когда «Союз-5» приступил к спуску, начались трудности.

Приборно-агрегатный отсек, расположенный в задней части корабля Волынова, не отсоединяется должным образом от спускаемой капсулы после начала манёвра спуска. Не срабатывает пиропатрон. Спускаемый аппарат (СА) остаётся соединённым с приборно-агрегатным отсеком. И поскольку этот отсек оказывает огромное аэродинамическое сопротивление, он закономерно оказывается позади СА.

Огненный спуск. (Живой Космос).
Огненный спуск. (Живой Космос).

И это была очень серьёзная проблема. Дело в том, что такое расположение СА противоположно правильному при входе в атмосферу. Тепловой экран «Союза» оказался не там, где ему было положено. Корабль летел «головой назад».

Это был конец. Без всяких сомнений сильный жар, который возникает при входе в атмосферу, будет воздействовать на наименее защищённую часть СА. Волынов беспомощно наблюдает, как постепенно прогорают уплотнения люка, и СА наполняется дымом. У космонавта даже нет скафандра, который мог его хоть как-то защитить.

Сотрудники ЦУП, проинформированные Волыновым по радио о возникшей ситуации, сразу поняли – космонавта спасёт лишь чудо. И что ничего уже не поделаешь. Один из них взял шапку, положил в неё три рубля и пустил по кругу, чтобы собрать деньги для будущей вдовы (из воспоминаний участника событий).

Но чудо произошло! К ликованию людей на Земле, бешеное тепло привело к взрыву топливных баков приборно-агрегатного отсека, который расплавил злосчастное соединение между ним и спускаемым аппаратом за несколько мгновений до того, люк должен был полностью прогореть. Приборно-агрегатный отсек резко отделился от СА, и тот, следуя аэродинамическим законам, возвратился в нормальное положение. Тепловой экран, наконец, оказался там, где нужно, и начал поглощать тепло, выделяющееся от контакта с атмосферой на колоссальной скорости.

Волынов испытал перегрузку в 10 g, потому что тормозной двигатель не сработал: его топливо было израсходовано бортовой вычислительной системой в тщетной попытке правильно сориентировать СА, пока он ещё был «привязан» к приборно-агрегатному отсеку.

Но и это был ещё не конец: тросы парашюта СА частично запутались, а система мягкой посадки оказалась повреждена при неправильном входе в атмосферу, и сработала нештатно – в 1 метре от поверхности Земли.

Удар был очень сильный, и снег не сильно помог. Волынов сломал несколько зубов и получил различные травмы.

Но остался живым.

Из личного архива Бориса Волынова.
Из личного архива Бориса Волынова.

Вы можете сказать автору СПАСИБО👉 Сбер, Юмани, Вконтакте

СА приземлился в Уральских горах, в сотнях километров от расчётной точки в Казахстане, поэтому помощь не смогла прибыть оперативно. На улице было -38°С, а отопление в СА не было предусмотрено. Однако спасатели добрались до героического космонавта примерно через час после его счастливого приземления.

Вся эта история держалась в секрете до 1997 года.

Борис Валентинович Волынов в этом году отмечает 90-летний юбилей. Давайте же пожелаем ему крепкого здоровья!

Всем добра.

Категорически рекомендую:👇

Тем, кто умеет и любит читать*👇

Тем, кто любит комфортно путешествовать*👇

Тем, кто хочет стать моим лучшим другом!*👇

*Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543