13K подписчиков

«Высшая математика» осуждения. Три «вещи», что следует осуждать? (по св. Серафиму Саровскому)

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

На самом деле, осуждать не только не плохо, но хорошо и необходимо. А для христианина – и обязательно. Нужно только знать, что или кого.

В этом нам поможет разобраться св. Серафим Саровский.

Во-первых, вслед за Христом он предупреждает о том, что нельзя осуждать своих ближних – братьев, причем, даже если они согрешают и согрешают тяжко:

«Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божии, по слову Божию: Не судите, да не судими будете (Матф. 7.1), и паки: Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает; станет же, силен бо есть Бог поставити его (Рим. 14.4)».

Да – уже не в бровь, а в глаз нам. Мы только таких «коснеющих» во грехах вокруг нас и видим. И как их не осуждать?

Тут уместно задать вопрос: почему мы не можем не осуждать их? Что за тайнодействующий механизм срабатывает в нас? Механизм немедленного осуждения.

Здесь и впрямь есть какая-то тайна. Но батюшка Серафим приоткрывает ее для нас:

«Отчего мы осуждаем братий своих? От оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других».

Вот оно что!.. А ведь все ясно, как свет. Вспомните, когда вы последний раз были чем-то сильно увлечены. Разве в этот момент мы замечает что-либо внешнее? Разве что как досадную помеху.

Так и здесь. Если бы нас действительно интересовали собственные грехи и то, как от них избавиться – нам бы совсем не интересовали грехи других людей. Со своими бы справиться!..

Но себя мы считаем хорошими, это вокруг – одни мерзавцы!.. Вот это и есть главная причина осуждения других. Примитивная психология грешника.

Но мы уже узнали один объект обязательно осуждения – это мы сами. Есть еще два. Послушаем преподобного Серафима дальше:

«Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, которые прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта и неизвестно, кто прежде войдет в нее – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою».

Попутно обратили внимание на то, что иногда нам только кажется, что кто-то «делает худо»? Именно по нашему неразумию и тупоумию. И ведь сколько же таких случаев!..

Да и с покаянием – в точку. Неизвестно, кто раньше покается. И судя по нашему неистребимому осуждению всех и вся – точно не мы.

Но мы тем не менее узнали и второй объект нашей полезной ненависти и необходимого осуждения – дьявола.

Научиться бы за всеми дурными поступками, за которые мы осуждаем других – видеть его!.. И на него переносить всю нашу ненависть и осуждение!.. Вот задача! И задача на всю жизнь.

Итак, уже два объекта осуждения мы узнали: мы сами и дьявол. Есть еще третий. У вас есть варианты?

Слушаем батюшку Серафима:

«Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества (Ант. 49)».

Да – это уже настоящая глубина и «высшая математика» нравственности!

Итак, каждый из нас будет осуждать за все то, за что осудил ближних.

Уф!.. У вас нет мурашек!.. А ведь должны быть. Если только представить всех тех, кого мы за что-то осудили!.. За всех понесем ответ - за самовольное присвоение себе должности «великого Судии», не просто ведающего, но и «ведушего» все «сердца и страсти естества».

Однако же мы узнали и третий объект должного осуждения – «дурное дело». И отделить человека от его дурного дела с осуждением только последнего – это действительно операция математического «дифференцирования», доступная далеко не каждому, а только имеющим навык в «высшей математике» нравственности.

Нам же, тупым в этой «математике», едва умеющим единственно складывать и вычитать: только бы печатать человека грешником, не отделяя его от греха. Складываем ничего не отделяя грешников в одну корзину осуждения – и дело с концом!..

Только с концом для кого!?..

Что ж подведем итог. Есть только три объекта осуждения. Три необходимых объекта осуждения для христианина:

- ты сам;
- дьявол;
- дурные дела.

Будем же учиться «высшей математике» осуждения по различению их друг от друга и от других объектов осуждения, за которые сами понесем осуждение.

Это не просто, а кто утверждал, что «высшая математика» - это легко?