Долго Пашинян ходил на встрече с лидерами государств с портфелем, в котором хранились описание «великого» проекта , на взгляд армянской стороны, - МТК «Север-Юг».
Международное соглашение о МТК "Север-Юг" было подписано 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге.
Проект представляет собой транспортный коридор протяженностью в 7,2 тыс. км, который должен обеспечить связь между балтийским регионом и Индией через Иран и Россию. Пропускная способность коридора – от 20 до 30 млн тонн грузов в год. Предполагались три маршрута. Ни в одном из них и не упоминалась находящаяся в блокаде Армения.
В 2009 году в Армении был дан старт амбициозному проекту транспортный коридор «Север – Юг». Каждый раз участники предполагаемого проекта собирались, обсуждали насущные проекты и … разбегались по домам, чтобы через год встретиться и … поговорить.
Армянские потуги реализовать очередной мифический проект заканчиваются привычной болтовней участников «проекта».
И вот вновь, наткнувшись на «стену» на Востоке и на Западе, в Ереване все чаще раздаются голоса вернуться к этому проекту. Т.е. речь идет, по сути, об усеченном проекте «перекресток мира»!
Армянские СМИ цепляются за слова некоего индийского эксперта, который считает, что лучшим вариантом для Индии является то, чтобы международный транспортный коридор Север-Юг проходил через Армению, а не через Азербайджан. Об этом в беседе с новости Армении - NEWS.am заявил доктор Абхино Пандья, основатель и директор мозгового центра-Фонда «Уясанас».
В качестве довода этот эксперт приводит мысль, что «если транспортный коридор Север-Юг пройдет через районы, контролируемые Азербайджаном или Турцией, в долгосрочной перспективе у нас могут возникнуть проблемы, поскольку эти две страны имеют тесные отношения с Пакистаном, который до сих пор блокировал для нас пути, ведущие на европейский и российский рынки».
Напомним, что после израильских событий Индия и США попытались выдвинуть новый проект в противовес Китаю. Новый экономический коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» предполагается, что свяжет три региона через Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иорданию и Израиль по морю и железной дороге, что позволит, как заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, на 40% ускорить передвижение товаров.
Израильские события отбросили этот проект на лучшие времена. Да и сам проект не выдерживал критики. https://dzen.ru/a/ZP9izjoLFmVO0sjZ
И вот индийский эксперт решил напомнить о забытом проекте «Север-Юг» через Армению. https://news.am/rus/news/831888.html
Напомним, что старт строительства автодороги "Север–Юг" в Армении был дан в 2009 году, когда было подписано первое кредитное соглашение с Азиатским банком развития. Спустя 13 лет, 1 июня 2022 года, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что к этому времени построено всего 5-6% дороги "Север-Юг".
Короче, Армения доказала свою неспособность реализовывать серьезные проекты. Забалтывание проекта надоело главным участникам проекта России и Ирану, которые решили завершить ранее начатый проект через Азербайджан. Об этом «забыл» индийский эксперт.
Железнодорожная ветка Решт — Астара в Иране, входящая в международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» будет построена в 2027 году, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, передает Интерфакс.
«У нас в соответствии с соглашением строительство должно составить 4 года. Уже идет проектирование, геологоразведка. Мы планируем, что в III квартале 2027 года или к концу 2027 года полностью все работы должны быть завершены», — сказал он.
Белоусов сообщил, сейчас идет очень активная работа по раскатке этого маршрута. Прибрежная зона Каспийского моря мелководна, и для того, чтобы туда могли заходить суда с осадкой 4 метра, там строится специальный канал и в этом году начались соответствующие дноуглубительные работы.
«Это все идет достаточно успешно, и мы исходим из того, что к 2030 году объемы перевозок по этому направлению достигнут 10 млн. тонн», — отметил чиновник.
«Всего по маршруту «Север-Юг» мы планируем довести провозные мощности к 2030 году до 41-45 млн. тонн, что в три раза больше, чем сегодняшние объемы. Сегодня мы где-то 15 млн. тонн примерно провозим по этим трем направлениям (Восточное, Центральное и Транскаспийское — ИФ)», — добавил первый вице-премьер.
Как сообщалось, в минувшую среду Россия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт — Астара в Иране.
Напомним, что протяженность линии Решт - Астара составит 170 км. Предполагается, что линия Решт - Астара будет строиться при участии Москвы и Тегерана, а линия Астара (иранский город) - Астара (азербайджанский город) - при участии Москвы, Тегерана и Баку.
Несмотря на все это вторит своему индийскому коллеге эксперт из Армении.
Активизация участия Армении в проектах "Север-Юг" и "Персидский залив-Черное море" повысит уровень безопасности нашей страны, поскольку в этом заинтересованы сразу 3 государства — Россия, Индия и Иран. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян. Он добавил, что индийский "Север-Юг" и иранский "Персидский залив-Черное море" проходят по территории Армении и, естественно, исходя из своих интересов эти страны будут способствовать повышению уровня нашей безопасности.
В качестве довода о необходимости реализации этого проекта также приводят слова главы Северной Осетии Сергея Меняйло, который заявил, что «пункт пропуска «Верхний Ларс» на границе России с Грузией могут включить в маршрут международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг». Об этом сообщил, передает ТАСС.
«Работаем вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей над возможностью включения пункта пропуска «Верхний Ларс» в маршрут международного транспортного коридора Север – Юг», - говорится в сообщении.
Такие безответственные заявления политиков, имеющих слабое представление о реализации таких грандиозных проектов, наделяет армянское общество пустыми надеждами. Тем более, Армения на деле доказала свою несостоятельность в реализации такого рода проектов.
Безотносительно желания Армении Зангезурский маршрут - политико-экономическое требование времени, который будет реализован.
Читайте и подписывайтесь также в:
https://teletype.in/@kamranrustam
https://www.hashtap.com/@kyamran.rustamov
https://kamranrustam.blogspot.com/
https://dzen.ru/profile/editor/id/5f47313694c86652b080ee19/publications?state=published
https://stihi.ru/avtor/krustrambler