1,4K подписчиков

Что такое табачная клизма и почему сигаретный дым — это «Пердеж Дьявола»

Табак и курящий индеец. Изображение 1570 г.
Табак и курящий индеец. Изображение 1570 г.

Редакция МИ заранее предупреждает, что не пропагандирует всякие вредные привычки — ни курение, ни употребление алкоголя, ни даже выкапывание трупов для продажи преподавателям медицинских университетов. Это довольно вредно для здоровья, вашего бюджета и иногда свободы, берегите себя. Еще раз — ай-я-яй.

А теперь вернемся к нашей сегодняшней теме. Курение – привычка, которая прочно вошла в жизнь многих людей, но мало кто задумывается о том, как она появилась и как воспринималась в древности. Изначально, когда на Руси и в Европе табакокурение было еще в новинку, ее часто ассоциировали с употреблением алкоголя — так и называли «сухое пьянство».

Отношение к данном феномену также зависело от времени, нравов и даже местоположения. Так, переместившись в прошлое, вы могли бы получить незабываемый опыт в качестве участника священного ритуала — главное, попасть на территорию Северной или Южной Америки. Правда, тут есть небольшой нюанс: употреблять табачное варево пришлось бы… ректально. Именно так было принято «взаимодействовать» с табакосодержащими веществами в данной местности.

Если же вам такие развлечения окажутся не по нраву, то можно отправиться в Европу XVI века — например, в Португалию или Англию — здесь сторонники традиционного употребления оказались бы «как у себя дома». Хоть и с оговоркой.

Самое раннее изображение человека, курящего трубку, 1595 год, автор английский писатель Энтони Чут.
Самое раннее изображение человека, курящего трубку, 1595 год, автор английский писатель Энтони Чут.

Дело в том, что европейцы хотя поначалу с опаской отнеслись к новомодному увлечению, довольно быстро стали считать табакокурение панацеей от многих болезней. Например, так лечили от сифилиса, мигреней, меланхолии и других заболевание. Повлияли на восприятие не только никотиновая абстиненция, но и теория гуморов, воспетая в Античности. Считалось, что курение «подсушивает» эти самые гуморы, приводя человеческий организм в состояние, наиболее близкое к сангвинистическому — мужественному и здоровому.

Правда, есть подозрение, что медицина просто в очередной раз подстроилась под моду. Французский посол в Лиссабоне Жан Никот отправил в 1559 году сушенные образцы табака своему королю Франциску II и его матери Екатерине Медичи, предложив использовать их как лекарство. Король же в то время мучился от головных болей, скорее всего мигренозного характера, а потому с радостью согласился опробовать необычную находку. И, о чудо, мигрень прошла. А табак остался и захватил почти всю страну. Ну, точнее, ту ее часть, которая могла его себе позволить.

Однако если вопрос о влиянии табака на тело человека оказался решен (ну, или почти решен) благодаря медикам и веяниям среди знати, то вот духовное здоровье оставалось прерогативой церкви, которая открыто не одобряла использования дымного зелья.

Так, французский демонолог все того же XVI века Пьер де Ланкр считал, что табакокурение является видом межконтинентальной связи нечестивцев (нет, речь не про интернет). Мол, это европейские ведьмы связываются с индейскими духами, дабы творить всякие непотребства. Ланкр и его коллеги утверждали, что курение — это ритуал, да не просто ритуал, а настоящая пародия на священные ритуалы христианства, что попахивало необходимостью в тесной беседе с инквизиторами.

Медицинская экспертиза от лондонского юриста 17 века: Кофе и табак полезны для здоровья, а также крайне хорошо влияют на желудок и очищают его (осуждаем).
Медицинская экспертиза от лондонского юриста 17 века: Кофе и табак полезны для здоровья, а также крайне хорошо влияют на желудок и очищают его (осуждаем).

Поэтому если у вас завалялась машина времени, и вы хотите покурить настоящий табак во Франции XVI века, убедитесь, что сойдете за высокопоставленного придворного, проходящего особое лечение. А то так можно и еретиком оказаться.

Стоит отметить, что не все светские мыслители были оптимистично настроены по отношению к табаку, некоторые разделяли опасения представителей церкви. Например, английский драматург Бен Джонсон назвал курение «Пердежом Дьявола». Эта фраза быстро получила популярность, стала мемом и ушла в народ.

В некоторых странах можно было лишиться и головы за курение. Тут уместно будет вспомнить российского царя Михаила Романова, который ввел смертную казнь, правда, не за употребление, а торговлю табаком. За употребление наказания были мягче… Ну, относительно — били палками, секли кнутом, выдирали ноздри. Запрет отменил Петр I — конечно же, после того, как вернулся из Великого Посольства.

«Курильщики», фламандский живописец Адриан Брауэр, первая половина 17-го века
«Курильщики», фламандский живописец Адриан Брауэр, первая половина 17-го века

Последний китайский император династии Мин Чунчжень и вовсе официально приравнял курильщиков к изменникам родины. Беспощадные казни, правда, не спасли самого императора от предательства. Он был свергнут и убит настоящими изменниками.

Жесткие антитабачные меры встречались и в самой Европе. Так, в 1691 году смертную казнь за курение ввели в немецком Люнеберге. А почти за 70 лет до этого папа Урбан VIII всерьез заявил, что будет отлучать заядлых курильщиков от церкви.

В итоге уже в XVII веке европейцы столкнулись с законодательными запретами на употребление табака. Более того, тогда же Англия ввела огромные пошлины на импорт и экспорт популярного товара. К чему же это могло привести? Правильно, к появлению черных рынков, а значит и к контрабанде.

На этом поприще особенно прославились умельцы из Испании и Португалии. Магическим образом (нет) они превращали табачные листья в жгуты, из которым затем плели корзины. Эти корзины, кстати, отличались отвратительным качеством, однако сведущие люди, а несведущие очень быстро становились сведущими, использовали их исключительно не по прямому назначению.

Ну, а затем табак плотно вошел в жизнь цивилизованного мира. Причем укоренился там настолько, что уже во времена Первой мировой войны стал незаменимой частью рациона солдат.