29,9K подписчиков

Тайм-менеджмент для фотографа: как спланировать свой день, чтобы всё успеть

Управлять творческим потоком может показаться трудной, а для некоторых и вовсе невыполнимой задачей. Если вы часто испытываете нехватку времени, дедлайны сдачи фотографий срываются, а баланс между работой и личной жизнью так и остался мечтой, вам стоит пересмотреть свои взгляды на тайм-менеджмент. В статье расскажем про техники и советы, которые помогут эффективно спланировать рабочий день фотографа.

Особенности тайм-менеджмента для фотографа

Многие представляют день фотографа как череду непрерывных съёмок, где главное — лишь щелчок затвора. Однако реальность далека от этого упрощённого восприятия. Фотография — это не только искусство создания изображений, но и множество других задач, которые требуют от фотографа внимания и времени:

  • планирование съёмок;
  • обслуживание техники;
  • общение с клиентами;
  • обработка, сортировка и копирование фотографий.

Кроме этого фотографу нужно постоянно обновлять свои соцсети и сайт. Неотъемлемой частью профессии является постоянное обучение новым техникам и программам, чтобы не отставать от трендов и улучшать свои навыки. Все эти аспекты необходимо учитывать при планировании рабочего дня.

   Жизненно, согласитесь? Иллюстрация: Дмитрий Немешаев
Жизненно, согласитесь? Иллюстрация: Дмитрий Немешаев

Как лучше спланировать свой день

День фотографа включает в себя гораздо больше, чем просто фотосъёмки. К тому же говорили мы только о профессиональной составляющей, а повседневные дела тоже отнимают немало времени. И чтобы всё это успевать, крайне важно научиться правильно планировать свой рабочий день. В этом разделе мы поговорим про методы тайм-менеджмента, которые помогут организовать свой день максимально продуктивно.

Приоритизация задач

Не все дела важные. Перед тем как писать план дня, разделите задачи по приоритетам. Сделать это поможет матрица Эйзенхауэра — инструмент, с помощью которого сортируют задачи по важности и срочности.

В матрице дела разделяют на четыре вида:

  • важные и срочные — делаем в первую очередь. Это задачи, которые необходимо выполнить сегодня, за них платит клиент: съёмки, обработка фото;
  • важные, но несрочные — дела на перспективу, которые нуждаются в планировании. Это дела, нацеленные на будущее, на рост профессиональной карьеры. Например, ведение социальных сетей, поиск клиентов, обучение;
  • неважные, но срочные — делегируем по возможности. Например, попросите своего партнёра помочь с повседневными делами;
  • неважные и несрочные — мелочи, отнимающие время. Это тухлые задачи, которые зависли уже на месяц. Такие дела делаем в последнюю очередь, если осталось время, или отказываемся от них.
   Если визуализировать, матрицу Эйзенхауэра можно представить в виде удобной таблицы. Иллюстрация: Дмитрий Немешаев
Если визуализировать, матрицу Эйзенхауэра можно представить в виде удобной таблицы. Иллюстрация: Дмитрий Немешаев

Разделение задач на этапы

В тайм-менеджменте есть техника «Съесть слона по кусочкам». Суть в том, что большая задача разделяется на небольшие подзадачи, которые легко выполнить. Такие крупные и трудоёмкие задания называют слонами. Главная проблема задач-слонов — к ним сложно приступить. Поэтому подзадачи, на которые разделяют большие задачи должны быть легко выполнимы, конечны и занимать меньше времени

Например, вам заказали свадебную съёмку. Это большая задача, конечная цель которой — это сдать готовые фотографии заказчику. Разберём её на задачи поменьше:

  • подготовка техники;
  • поиск референсов с молодожёнами;
  • съёмка;
  • обработка фотографий;
  • отправка фотографий клиенту.

Планирование в соответствие с биоритмами

В течение дня человеческий мозг работает по-разному. Это зависит от биологических часов, которые работают у всех людей примерно одинаково. Биоритмы организма влияют на работоспособность. И если выполнять дела в соответствие с ними, то завершить их становится гораздо проще.

Распорядок дня можно составить на основе биоритмов:

  • с 4:00 до 6:00 активно работает мозг. Это время основной работы — обработки и сортировки фотографий. Но при условии, что человек высыпается и регулярно отдыхает;
  • с 6:00 до 9:00 работает логика и долгосрочная память. Займитесь аналитикой сайта, социальных сетей или обучением;
  • с 9:00 до 12:00 работают внимание и кратковременная память. Это время для съёмок, встреч с заказчиками и работы со счетами;
  • с 12:00 до 14:00 мозг требует отдыха;
  • с 14:00 до 18:00 время для физической нагрузки и несложных заданий. Общайтесь с заказчиками или спланируйте контент;
  • с 18:00 до 20:00 активность мозга падает, но повышается креативность. Это время для создания контента или новых дизайнов;
  • с 21:00 до 23:00 мозг требует отдыха.

Планирование по времени или ситуации

Есть дела, которые нужно выполнить в определённый день и час. Например, у вас съёмки 20 мая с 15:00 до 18:00. Но как быть с задачами, которые не привязать ко времени? Например, обновить карту памяти, или прочитать книгу по пейзажной съёмке. Проще всего такие задачи выполнить заодно, когда будете в одном и том же месте или работать в программе.

Такое планирование называют контекстным. Это гибкое планирование, которое привязано не к определённому времени, а к ситуации. Благоприятные ситуации называют контекстами.

Как распланировать дела по контекстному планированию:

  • выпишите задачи — накопившиеся и те, что только предстоит сделать;
  • найдите личные контексты — где чаще всего делаете работу, где бываете, в каких программах работаете;
  • распределите задачи по контекстам;
  • выполните дела из списка, когда контекст наступит.

Например, контексты могут быть следующими: зашёл в магазин, Adobe Premiere Pro, Lightroom. В контекстах, связанных с программами, можно хранить однотипные задачи по всем проектам сразу. Например, выполнить предобработку по всем проектам в контексте «Lightroom».

Награда за результат

Полезно награждать себя за выполненные задачи, чтобы работа была в удовольствие. Алгоритм простой: выполнить дело, а после получить приятность. Награды также стоит вносить в план дня. Когда знаешь, что запланирован отдых или приятное действие, то охотнее садишься за работу.

Например, вы с утра встали и обработали фотографии со дня рождения клиента, отослали результат. За это попили чай с любимым блюдом и похвалили себя. Попив чай, создали посты для социальных сетей о прошедшей фотосессии. После прогулялись и опять похвалили. Сделали пару дел из просроченных, опять похвалили себя и сходили в любимое кафе. Пример выше основан на приоритизации задач. Награды можно использовать и после каждого этапа задачи, выполнения дел из одного контекста или любого другого списка, который вам подходит.

Полезные советы

Поймите, что у вас есть время. Всегда можно найти время, даже в загруженном графике. Когда есть выбор делать или нет, человеческий мозг выбирает не делать. Так он устроен. Первый шаг — понять, что вам нужно планирование и есть время на него.

Отдыхайте достаточно. Если не высыпаться и уделять мало времени отдыху, то человек находится в постоянной тревоге, которая может перерасти в депрессию. В такой ситуации мыслить здраво не получается. Спите достаточно, выделите время для отдыха в течение дня, и не игнорируйте отпуска.

Делайте, раз решили. Первые два пункта помогли решиться на планирование. Следующий шаг — перейти от слов к действию.

Найдите главную цель. Работая бесцельно, человек быстро выгорает или делает то, что и делать не стоило. Цель — всего одна, а задач — множество. Главная цель — это что-то масштабное, выходящее за рамки работы. Что-то важное для вас. И планирование — это подчинение всех задач одной главной цели.

Выписывайте все задачи. Сложно планировать без понимания, сколько работы накопилось и сколько будет в дальнейшем. Проанализируйте, сколько в среднем у вас проектов в месяц. Сколько времени вы тратите на съёмки, ретушь, разговоры с заказчиками.

Автоматизируйте рабочие процессы. У фотографа множество разнообразных задач. И так как время в сутках ограничено, сделать всё эффективно просто невозможно. Если делегировать время не пришло, то поможет автоматизация процессов.

Чтобы оптимизировать работу в соцсетях и на сайте, используйте готовые шаблоны для постов и страниц. А для общения с потенциальными заказчиками можно создать чат-боты. Это сэкономит вам время, а иногда и нервы.

Для планирования используйте таск-менеджер. Одни из самых популярных планировщиков задач — Microsoft To-Do, ЛидерТаск, SingularityApp. Они позволяют фиксировать дела, устанавливать сроки и распределять задачи по проектам.