Итоги учебного года на семейном обучении: успехи и выводы

478 прочитали

Моей дочери 12 лет, 4 года она на семейном обучении и за это время освоила программу пяти классов. А сейчас перешла в 8-й.

Аттестация сдана на отлично, но это формальность. Потому что при тестовом экзамене онлайн сложно получить другие отметки. Главное же на СО —работать самостоятельно и получать знания. В любой обычной школе учёба худо-бедно контролируется, а вот дома легко расслабиться и что-либо упустить. С моей дочерью нечто подобное случалось.

На семейном обучении она оказалась внезапно, подтолкнула к этому пандемия. Когда всех заперли по домам, а дистанционные технологии в нашем регионе не были налажены, дети вынуждены были учиться самостоятельно — кто как может. Мы читали учебники, решали задачи, писали упражнения, домашние задания просто фотографировали на телефон и посылали фото учительнице в Whats App. Обратной связи практически не было, только фиксировалось количество ошибок, которые исправлять нужно было самостоятельно. И тогда мы с изумлением увидели, что у нашей дочки, на тот момент второклассницы, есть множественные пробелы в знаниях.

Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.

Мы так усердно принялись их устранять, что наверстали программу второго класса задолго до окончания учебного года. Дочка была вдохновлена достижениями и захотела заглянуть в учебники третьего класса, что мы и делали весной и летом. Таким образом, к 1 сентября, когда детям разрешили вернуться за парты, она уже частично изучила программу, и я забрала её на семейное обучение. В тот год дочь освоила материалы третьего и четвертого классов.

А потом пыл поутих: одноклассники остались далеко позади, больше не с кем было соревноваться и некого обгонять, но в целом всё шло хорошо. Я и моя мама хорошо справлялись с ролями учителей. Конечно, мы не всё помнили из школы, да и некоторые вещи изменились со времени нашей учёбы. Но интеллекта и желания хватало, чтобы перечитать учебник и объяснить содержимое ребёнку. Лишь для изучения английского языка дочка посещала дополнительные курсы.

Моей дочери 12 лет, 4 года она на семейном обучении и за это время освоила программу пяти классов. А сейчас перешла в 8-й. Аттестация сдана на отлично, но это формальность.

Однако к седьмому классу нам стало сложно: вроде бы и понимали, как решить уравнение или задачу, но доходчиво объяснить не могли. Мы не тешили себя тем, что итоговый тест дочь как-нибудь сдаст: нужно было, чтобы она обладала базовыми знаниями математики, которые не выветрятся за месяц-другой отдыха.

Поэтому для занятий алгеброй и геометрией пригласили репетитора. Мы, конечно, попробовали сначала обойтись видео-уроками по нужным темам, и вроде бы дочь понимала. Но когда в нашем решебнике попадалась нешаблонная задача, ребёнок сразу же путался и впадал в отчаяние. Нужен был человек не из интернета, которому можно задать вопрос, который увидит ошибку в учебнике (а такое, к сожалению, встречается) и сможет объяснить на пальцах всё непонятное.

Также минувший год показал, что ребёнку, не учащемуся в обычной школе, будет трудно правильно выполнить задания основного государственного экзамена (ОГЭ). Причём испытание это придётся сдавать вместе со всеми остальными школьниками в общем порядке. Не потому, что «семейник» не обладает нужными знаниями. А потому, что он не знает, как всякие задания необходимо правильно оформлять на бумаге. На семейном совете мы решили, что и по русскому языку нужно будет за год до экзаменов пригласить педагога из системы. Пусть тот научит всё делать так, как нужно, и поднатаскает по самым распространённым заданиям!

Ещё я заметила, что дочь начала хуже писать: почерк стал рваным и скорость письма не увеличивается. На семейном обучении она меньше пишет вручную. Много информации воспринимает на слух, что-то записывает в компьютере, а что-то заполняет в рабочих тетрадях на печатной основе, где ручного письма минимум.

Ребёнок смеётся и говорит, что навык красивого и быстрого ручного письма — это рудимент. То есть генетическое наследство, утратившее функциональность и ненужное в современном мире. Ведь куда проще напечатать текст, который легко прочтётся. Да и печатать быстрее, чем писать.

Я, признаюсь, ещё не решила, нужно ли заставлять дочь писать больше и требовать красивого почерка. Поскольку мой также никогда не отличался красотой, утратил былую живость и разборчивость. Писать вручную мне приходится год от года всё реже, и делать это становится тяжелее. Так, может, и не стоит наседать на детей, требуя от них идеального почерка?

Два поколения назад сено для коров заготавливали косой вручную и доили вручную. И стирали, и ткали, и шили вручную. А сейчас всё это делают с помощью машин. Профессии ткачихи или вышивальщицы сегодня чуть ли не экзотические. Так, может, и ручное письмо ожидает нечто подобное?

Правда, известные психологи утверждают, что именно письмо активирует новые нейронные связи в мозгу и развивает интеллектуальные способности.

По мере взросления ребёнка становится очевидно, почему в 10–11-м классах семейное обучение называется самообразованием. Моей дочери ещё два года до 10-го класса, но уже хорошо заметно, как она из несмышлёной малышки начальной школы превращается во взрослую девушку. И если раньше ей приходилось объяснять банальные вещи, то сейчас она самостоятельно читает учебную литературу, находит нужную информацию в интернете. И уже мне поясняет некоторые моменты, о которых я не читала и не знаю. То есть к 10-му классу при наличии желания человек способен обучаться сам с минимальной посторонней помощью. А может, даже и без неё.

Автор статьи: Любовь Мельяновская, мать троих детей (один из которых на семейном обучении), автор Дзен-канала «Мама в спорте».

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: