493,3K подписчиков

«Как можно лишать мечты из-за цвета паспорта?» Его не пустили в Париж

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг). Последние двое – олимпийские чемпионы Токио и чемпионы мира. Вся четверка всерьез претендовала на медали.

Но комиссия МОК не пустила в Париж никого. Объяснений нет, только сухое заключение.

Чтобы хоть немного понять, что внутри у спортсмена, который получил надежду, вырвал лицензию, а потом остался без Олимпиады, мы связались с Максимом Храмцовым. Человеком, который выиграл в тхэквондо все и к 26 годам стал легендой своего спорта.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).

«Обидно, что нет никаких объяснений». Храмцов узнал о недопуске на Олимпиаду от журналистов

– Как ты обо всем узнал?

– У нас завершился плотный сбор в Кисловодске, там спокойно готовились. Вернулся домой. И на второй день звонят из какого-то СМИ: «Максим, хотели бы услышать комментарий». Я удивился, какой еще комментарий? «Вы что, не читаете новости? Вас не допустили на Олимпийские игры».

Я положил трубку, зашел в интернет – и сразу увидел интервью нашего главного тренера о письме с недопуском. Это была суббота. На пару дней взял паузу, а в понедельник мы созвонились с тренером, и он подтвердил, что мы никуда не едем.

– Жесть?

– Мягко говоря, расстроился. Мне уже 26, а тхэквондо не особенно возрастной вид спорта. В моей весовой категории пик – как раз 23-27 лет. Хотелось бы реализоваться, время идет. Несколько успокаивает, что мы успели попасть на прошлые Олимпийские игры – и золото оттуда уже есть. Одновременно с этим тяжело от мысли, что все это время я работал зря. Это же теперь уйдет в никуда. Для спортсмена главное – Олимпиада. Чемпионаты Европы и даже мира – это не то.

– При этом тебя и на прошлый чемпионат мира не допустили.

– Да, примерно по той же схеме. Перед стартом отстранили на три месяца, тоже никак это не объяснив. К сентябрю отстранение закончилось – и я начал снова выступать. За оставшееся время успел отобраться на Олимпийские игры. Получается, у Международной федерации тхэквондо вопросов не было. А вот МОК что-то не устроило.

– Есть догадки: что именно?

– Вот особенно обидно, что нет никаких объяснений. Я задавал этот вопрос главному тренеру, президенту федерации, но ни у кого нет информации. В письме ничего не указано. Я его потом тоже читал, но там просто написано: «По итогам проверки специальной комиссии ваши спортсмены не допущены». Все!

– Ты состоишь в ЦСКА или «Динамо»?

– В ЦСКА, но на гражданской должности, это никак не связано с вооруженными силами.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).-2

– Это как?

– По закону нельзя работать в двух местах. И спортсмены у нас выбирают: ЦСКА или ЦСП. Олимпийцы – в ЦСП. А в ЦСКА мы на гражданской должности – по-моему, это так называется. У нас, например, даже нет званий. Вот есть ребята, которые прям служат. У них как раз и звания, и все остальное.

Так что объяснений по недопуску у меня для вас нет. Мне кажется, в единоборствах просто убрали всех сильнейших – тех, кто мог взять медаль. Ни одного медалиста Токио не допустили.

Спортсмены радовались, что им достались лицензии, отобранные у российских тхэквондистов

– Мозгу свойственно в каждой ситуации искать виноватого. На кого сейчас обида у тебя?

– На МОК, на эту комиссию. Они без причины отстранили нас и белорусов. Не понимаю этого. Не понимаю и тех спортсменов, которые радуются. Наши путевки отдали тем, кого мы победили на квалификационных турнирах. Мне на их месте было бы неловко, а они – довольны.

Рассказали даже, что были люди, которые продумывали план: что бы такое написать в МОК, чтобы нас не пустили – и тогда смогли бы поехать они. Не по-мужски это.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).-3

– Какая атмосфера была на турнирах, куда ты ездил последние полгода?

– С теми, с кем выступал в прошлом олимпийском цикле, мы были в хороших отношениях. Я им писал после побед, они меня поздравляли, когда отобрался на Олимпийские игры.

Сейчас появилось много новеньких, но и с ними вроде бы все нормально. И смотреть за турниром в Париже планирую, интересно, кто победит в моей категории.

– Разочарование – подходящее под эту ситуацию слово?

– Я не понимаю, как можно отстранить спортсмена просто потому, что он русский. Как лишать мечты из-за паспорта?

Я шел к этому всю жизнь. И заслуженно отобрался на эту Олимпиаду. На квалификационном турнире в финале мне в первом раунде сломали челюсть и отправили в глубокий нокдаун...

– Да ладно?

– Но я так хотел, что сумел собраться, вытащил второй и третий раунды – и победил. Вот так мне досталась олимпийская лицензия. А потом ее хлоп – и забрали. Просто так.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).-4

«У людей забрали мечту из-за цвета паспорта». Как жить и тренироваться дальше?

– Лыжник Сергей Устюгов после недопуска в Пхенчхан-2018 сказал, что разочарован в олимпийском движении и для него теперь чемпионаты мира интереснее. Есть такое?

– Ненависти к самому олимпийскому движению у меня нет. Я не ассоциирую его с теми людьми, которые принимали это решение. Их я не видел и не знаю. Что на них злиться? Они делают то, что им выгодно.

Но Олимпийские игры – мечта каждого спортсмена. Сергей Устюгов считает вот так, и чемпионаты мира в каком-то плане действительно сложнее – там больше участников, больше раундов. Но…

– При этом Сергей в Пекине-2022 все-таки победил в эстафете. Есть вариант, что и ты останешься на 4 года и всем все докажешь?

– Пока не могу сказать точно. Потому что прямо сейчас желания вообще нет. Возможно, оно появится. Но каких-либо заявлений делать не готов.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).-5

– Как отреагировали остальные ребята по сборной, которых не пустили?

– Да расстроены. Главный тренер сказал нам перед нынешним сбором, что олимпийцев – вообще не трогает. Если захотим собрать чемодан и поехать домой – поймет, если захотим остаться и не тренироваться – тоже. В итоге Влад, Таня и Полина делают по одной тренировке в день, а я решил, что будет легче и правильнее готовиться полноценно.

– А к чему вы готовитесь?

– Тренер говорит, что к Играм дружбы.

– Так их же не будет.

– Я тоже так считаю. Но тренер сказал, что их официально еще не отменили. Он делал запрос, и пока ему не пришло ответа, что их точно не будет – поэтому готовимся.

– Каково тебе сейчас готовиться к старту, который существует только на бумаге, да еще после этого жуткого недопуска на Олимпийские игры?

– Да вот хочу у тебя спросить – может, ты знаешь? Пока я в раздумьях. Не понимаю, как быть дальше. Какие у нас старты впереди, будут ли допускать туда? До конца года тренируюсь, а дальше будет видно.

В тхэквондо олимпийские лицензии завоевали четверо россиян: Татьяна Минина (до 57 кг), Полина Хан (67 кг), Максим Храмцов (80 кг) и Владислав Ларин (80+ кг).-6

– Тхэквондисты были первыми, кого не допустили в Париж. Стало психологически проще, когда узнали, что вы не одни, а та же история с борцами и дзюдоистами?

– Не стало ни легче, ни тяжелее. Мне исключительно обидно за ребят-борцов. Я видел, как они готовятся, через какие травмы проходили. Поверь, эти олимпийские лицензии никому не давались просто. И больно, что все вышло вот так. У людей забрали мечту только из-за того, что кому-то не понравился цвет паспорта.

МОК не пускает наших в Париж-2024 даже нейтралами – уже минус пять чемпионов. В чем дело?

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков, Владимир Астапкович, Кирилл Каллиников, Александар Джорович; instagram.com/maksim_khramtcov; Jia Haocheng/XinHua/Global Look Press