176,6K подписчиков

«Каждая третья-четвертая поездка будет с пересадкой»: как в Казани перекроили маршруты автобусов

1,4K прочитали

Первая за 18 лет реформа охватила 12 маршрутов. Публикуем схемы, как теперь ездить

«В условиях недофинансирования транспорта не можем позволить автобусы, которые будут курсировать от двери дома до любой точки города», — так сегодня объяснил кардинальные перемены в автобусной схеме города председатель транспортного комитета Казани Алексей Сидоров. Исполком обозначил главные причины изменений: бюджет РТ платит перевозчикам за поездку льготника только 28 рублей, а не 42, рост цен, дефицит кадров, спад пассажиропотока с 2019 года. Закрывать кризис общественного транспорта решили за счет пассажира, но не ростом тарифа, а числом пересадок. Единого пересадочного тарифа не будет, но есть безлимитные проездные «Транспортной карты». Подробности со схемами сокращенных маршрутов — в материале «БИЗНЕС Online».

   В Казани с 8 июля изменят схемы движения 12 городских маршрутов, из которых сократят 8, два закроют, один удлинят, еще один незначительно скорректируют. Среднее время ожидания сократится на 10–15 минут. Об этом сегодня глава комитета транспорта города Алексей Сидоров объявил на пресс-конференции в «Татмедиа».   
Фото: Иван Скрябин
В Казани с 8 июля изменят схемы движения 12 городских маршрутов, из которых сократят 8, два закроют, один удлинят, еще один незначительно скорректируют. Среднее время ожидания сократится на 10–15 минут. Об этом сегодня глава комитета транспорта города Алексей Сидоров объявил на пресс-конференции в «Татмедиа». Фото: Иван Скрябин

Теперь с пересадками. Как будем ездить с 8 июля?

В Казани с 8 июля изменят схемы движения 12 городских маршрутов, из которых сократят 8, два закроют, один удлинят, еще один незначительно скорректируют. Среднее время ожидания сократится на 10–15 минут. Об этом сегодня глава комитета транспорта города Алексей Сидоров объявил на пресс-конференции в «Татмедиа». Действующая схема движения городских автобусов просуществовала 18 лет с незначительными правками, хотя два года назад в Казани уже изменили трамвайное движение.

«Принимаемые меры носят антикризисный характер, направлены на поддержку отрасли, которая в последние годы испытывает финансовые трудности, — сказал Сидоров. — Благодаря сокращению схем движения ряда дублирующих маршрутов увеличится регулярность движения на других, где интервал движения был слишком большой. Перевозчики в свою очередь смогут эффективнее использовать подвижной состав и трудовые ресурсы, где имеется серьезный дефицит».

Меняют движение следующих городских автобусных маршрутов:

  • №2 «Станция метро „Аметьево“ — ул. Привокзальная». Конечная остановка переносится с ул. Привокзальной на ж/д вокзал Казань-1. Взамен до ул. Привокзальной удлинят маршрут №30 «Переулок Дуслык — станция Лагерная» и увеличат количество автобусов. Это улучшит транспортное обслуживание в сторону Юдино, сократит время ожидания.
  • №40 «Ул. Гаврилова — кафе „Ак Барс“». Начало маршрута переносится с ул. Гаврилова к КДК им. Ленина, рядом со станцией метро «Авиастроительная». Оттуда до ул. Гаврилова предлагают ездить на автобусе №18. Время ожидания маршрута сократится с 50 минут до 30.
  • №62 «ДВВС — жилой комплекс „Салават Купере“». Начало маршрута переносится от Дворца водных видов спорта к станции метро «Яшьлек». Интервал сократится с 14 до 10 минут. От станции метро «Яшьлек» в направлении Дворца водных видов спорта можно добраться на автобусах №18, 36.
  • №63 «Ул. Комиссара Габишева — жилой массив Левченко». Из-за дефицита кадров интервал движения автобуса на этом маршруте достигает 1,5 часа, поэтому начало маршрута переносят к станции метро «Яшьлек». Со станции метро «Яшьлек» в направлении ул. Комиссара Габишева и обратно предлагают ездить с одной пересадкой на автобусах №46, 18, 33, 45 и на метро до станции «Дубравная».
  • №68 «Ул. Иман — ж/д вокзал». Окончание маршрута переносится к станции метро «Проспект Победы». Оттуда до железнодорожного вокзала предлагают ездить с одной пересадкой на автобусах №5, 30, трамвае №5. Интервал движения сократится с 22 до 18 минут.
  • №71 «Городская клиническая больница №5 — жилой массив Константиновка». Движение маршрута в обе стороны будет проходить по одним улицам, убран проезд по ул. Тукая, Нурсултана Назарбаева, Вишневского и на Самосыровское кладбище. Количество автобусов увеличат до 10, время ожидания сократится с 15 до 10 минут. До кладбища предлагают добираться на автобусе №123, сезонном №109с. В памятные и вероисповедальные праздники выделят дополнительные маршруты.
  • №72 «Площадь Вахитова — профилакторий». Начало маршрута переносят с площади Вахитова к остановке у театра им. Камала. Интервал ожидания составит 12 минут. До площади Вахитова пассажиры смогут доехать с одной пересадкой на трамваях №3, 5, 5а, на автобусах №5, 23, 56.
  • №77 «Переулок Дуслык — нефтебаза». Начало маршрута переносится на остановку «ТД „Дубрава“», это сократит интервал движения с 40 до 21 минуты. От ул. Фучика к переулку Дуслык предлагают ехать на автобусах №5, 18, 30, 33, 34, 45, троллейбусах 5, 12. Суммарно это 173 единицы подвижного состава. При сокращении схемы движения интервал на маршруте №77 сократится с 40 до 21 минуты.
  • №47 «Ул. Батыршина — Деревня Универсиады». В прямом и обратном направлении маршрут будет следовать по ул. Декабристов через станцию метро «Яшьлек», ДК химиков, ТРК «Тандем», энергетический университет. Маршрут обеспечит связь улицы Декабристов с улицами Нурсултана Назарбаева, Павлюхина, Оренбургским трактом.
   До 8 июля в городе перезапишут автоинформаторы, разместят объявления в салонах автобусов, на остановках и транспортном портале города.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
До 8 июля в городе перезапишут автоинформаторы, разместят объявления в салонах автобусов, на остановках и транспортном портале города. Фото: «БИЗНЕС Online»

Два городских маршрута закрываются полностью. Это автобус №25 «Ул. Техническая — жилой массив Дербышки» и №49 «Станция Лагерная — вещевой рынок». Теперь пассажирам этих маршрутов предлагают ездить с пересадками. Альтернативой для маршрута №25 станут автобусы №1, 43, 91. Вместо автобуса №49 жителям предлагают пользоваться автобусами №34, 30, 36, 45.

«Мера вынужденная, сегодня у нас большой дефицит кадров, водителей, — так сказал о переменах генеральный директор МУП „ПАТП №2“ Альберт Мухаметшин. Этот перевозчик обслуживает 80% автобусных маршрутов города. — Транспортная сеть не менялась с 2006 года. Город растет и как организм меняется, маршрутная сеть тоже нуждается в изменениях. В принципе, по основным маршрутам станет лучше. Автобусное сообщение поселков для нас номер один. Ни один поселок не ущемлен».

До 8 июля в городе перезапишут автоинформаторы, разместят объявления в салонах автобусов, на остановках и транспортном портале города.

Пересадочных тарифов не будет, но есть безлимитные проездные

Сегодня с пересадками по Казани передвигаются 20% пассажиров автобусов, а с 8 июля, по прогнозам, будут 30%. Поездка с двумя пересадками для городов от 500 тыс. человек соответствует федеральному стандарту транспортного обслуживания населения, подчеркнули на пресс-конференции.

«Каждая третья-четвертая поездка будет с пересадкой, — сказал Сидоров. — Но это вынужденная мера. У нас такой показатель ниже, чем в других городах-миллионниках, потому что любая маршрутная сеть строится на эффективном использовании подвижного состава и сокращении дублирования основных маршрутов».

Пересадки приведут к дополнительным ежедневным расходам жителей на проезд в общественном транспорте Казани, где нет и пока не будет единого пересадочного тарифа — такое меню действует только в электротранспорте. Нужны компенсации. «Таких решений нет», — подчеркнул Сидоров.

Экономить предлагают с действующей тарифной сеткой. По словам председателя транспортного комитета Казани, у «Транспортной карты» действует безлимитный тариф на все виды транспорта и 50 поездок на метро за 2,8 тыс. рублей в месяц. Безлимитный на все маршруты автобусов за месяц стоит 2,5 тыс. рублей.

Причины изменений

Корректировки охватили 22% автобусных маршрутов столицы РТ. По данным транспортного сайта Казани, в городе прежде работало 58 маршрутов, а с учетом предыдущих потерь будет 53.

«В условиях недофинансирования транспорта не можем позволить автобусы, которые будут курсировать от двери дома до любой точки города. На это нет ресурсов», — сказал Сидоров.

Дробление и закрытие маршрутов, по данным исполкома, вызваны четырьмя причинами:

  • Неполная компенсация убытков за перевозку льготных категорий граждан — 28 вместо 42 рублей.
  • Рост цен на запчасти, комплектующие и дизельное топливо.
  • Дефицит кадров: укомплектованность штата водителей составляет всего 59,9%, кондукторов — 57,6%.
  • Падение пассажиропотока на 11% от допандемийного уровня 2019 года.

Напомним, в 2021-м власти Татарстана экспериментировали с антиковидными QR-кодами в общественном транспорте. Республика стала единственным регионом РФ, в котором пошли на такую крайнюю меру. К тому моменту «коронавирусные» локдауны 2020–2021 годов снизили пассажиропоток на 30%, а «куардаун» окончательно обозначил контуры системного кризиса пассажирских перевозок Татарстана.

Пять главных проблем общественного транспорта Казани накануне называли эксперты «БИЗНЕС Online». Например, при соблюдении режима труда и отдыха заработная плата водителей ПАТП-2 составляет 75 тыс. рублей, кондукторов — 35–40 тыс. рублей. У ремонтных рабочих средняя зарплата — 55 тыс. рублей, инженерно-технических работников — в районе 65 тыс. рублей.

«Нужны финансы, необходимо повышать зарплату, — говорил ранее Мухаметшин. — Людей катастрофически не хватает, из-за чего днем увеличиваем интервал, сокращаем круги в вечернее время».

   За счет муниципального бюджета в 2022 году подготовили новую транспортную схему Казани.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
За счет муниципального бюджета в 2022 году подготовили новую транспортную схему Казани. Фото: «БИЗНЕС Online»

Дробить маршруты будут и в 2025 году?

За счет муниципального бюджета в 2022-м подготовили новую транспортную схему Казани. Контракт на 15 млн рублей заключили с московским ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта». По техзаданию рассматривали три варианта маршрутной сети:

  • идеальный для пассажиров: с оценкой стоимости и финансовой возможностью воплощения;
  • реальный: соответствует федеральным стандартам, но менее удобен для пассажиров из-за роста пересадок, привязки автобусных маршрутов к метро;
  • промежуточный: сочетает сокращение транспортной дискриминации районов и минимальные затраты на бюджет.

Выбран второй вариант. Продолжится ли дробление маршрутов в 2025 году? Пока неясно.

«Сложно что-либо прогнозировать в существующих условиях, — сказал председатель транспортного комитета, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Выросли цены на горюче-смазочные материалы, запчасти, поменялась логистика запасных частей. Это серьезно влияет на экономику предприятий. Будут ли изменения в 2025 году? Мы этого сказать не можем. Если примут решения о поддержке отрасли на республиканском и федеральном уровне, то ситуация может измениться в противоположную сторону».

Получается, если ситуация не изменится, то с пересадками предстоит ездить все большему числу пассажиров.

Иван Скрябин