45,2K подписчиков

Как кока-кола из лекарства превратилась в массовый напиток?И почему она не запрещена в России?

160 прочитали

Удивительны образы нашей повседневности. Местами противоречивые, искаженные. Однако весьма любопытные для их анализа и изучения. И не буду врать, в силу взросления внутренний голос всё чаще восстаёт против обыденного двуличия, полумер и откровенного вранья. То, что неприкрыто завешено откровенным оправданием всего, что с нами происходит. Тем не менее не время и не место утопать в обвинительных лозунгах и ярлыках. Но и превращаться в зашоренного молчуна, подобно спрятавшему голову в песок страусу, как-то совсем не хочется.

Хочется в очередной раз пройтись по нашим заокеанским бывшим партнерам... На примере самой известной мировой компании, родина которой США. Да и повод какой — День независимости США, который ежегодно отмечается 4 июля.

«Куда идут Соединенные Штаты... К человеку выхолощенному, лишенному творческой силы… К человеку, вскормленному серийной, стандартной культурой... Вот он, человек сегодняшнего дня». Экзюпери...

Завуалированное единение

Когда ничем не подкрепленная американская бумажка распространилась по всему миру, обретя статус международной валюты, США обосновала этот феномен необходимостью единения стран и народов вокруг демократических ценностей Америки.

Изнанка этого эфемерного единения — рабская зависимость и подчинение всех единому стандарту. Соответствие единой моде, культу, идеологии, строю, философии, ценностям. И тот, кто это сотворил и воплотил в жизнь, — настоящий гений. Отнюдь не ангел. Для одних этот кудесник приоткрыл ящик Пандоры, для других раздобыл священный Грааль... Впрочем, это не так важно. Схема обкатанная и рабочая.

Но этот инструмент американцы заимствовали... Американцы вообще удивительная нация, идеальный пример заимствования всего самого лучшего со всех стран, целью которого является сотворение своего «уникального» и чисто американского продукта. Благо таких примеров сегодня много.

Вся суть «уникального продукта американцев» — эффектная упаковка. Непременно с двойным дном. И в этом плане американцам нет равных. Этот образец двуличности уникален. Однако если он до сих пор пользуется спросом, то проблема, вероятно, не в американцах.

Главное — это что? Спецэффекты.

Когда в Китае придумали порох, благочестивые и наивные китайцы не представляли, что спустя столетия их разработка станет стержневым ингредиентом современного оружия. Тогда он был предназначен для радости, для петард и фейерверков. Для положительных эмоций китайского народа. Но в эволюцию китайского сознания вмешались европейцы, преимущественно выходцы из всемогущего туманного Альбиона.

Европейцы внесли некоторые коррективы, обнажив и продемонстрировав всему миру и китайцам также некоторую истину: «Нож умеет разрезать батон хлеба, но и кое-что еще...»

И в этой незамысловатой истине с успехом растворилась «невинная» хитрость... Оправдать можно все. Даже гастрономические изыски на столе короля и золотые наряды его преосвященства в то время, как народ его голодает и нищенствует... Примеров этой хитрости много...

Эпоха потребительского рынка, материального капитала и монополии каким-то чудом сроднилась с идеологией Американского Кредо. С одной стороны, неизменные столпы — «свобода, равенство, справедливость и гуманность», с другой — «думай и богатей», с третьей — «мы делаем то, что хотим, на одном лишь простом основании — мы исключительные!»

За всеми этими красивыми формулировками и словами скрывается одна простая истина — американцы — это нация «упаковщиков». Один из самых передовых поставщиков эмоций в красивой упаковке.

Рассмотрим пример Кока-колы

Рассмотрим на живом примере — компания «Кока-кола».

Чтобы продать колу, изворотливый производитель продает в первую очередь излюбленную мантру всех монополистов о том, что этот напиток безусловно вкусный, естественно полезный, да и вообще — абсолютно чистый.

На одних из первых рекламных плакатов колы эти священные манипулятивные символы сочетаются с эмоцией потребителя — его улыбкой, подчеркивающей удовольствие.

Надпись на плакате: вкусный, чистый и полезный
Надпись на плакате: вкусный, чистый и полезный

Однако дошедшая до наших дней жидкость в баночке кока-колы претерпела существенные изменения. И эта история крайне любопытна и символична!

Автором той колы, отнюдь не сегодняшней, является фармацевт Джон Пембертон. Будучи участником Гражданской войны, фармацевт Джон превратился в заядлого морфиниста, ибо только этому веществу было под силу справиться с нестерпимой болью от ран, приобретенных в ходе войны. Но война закончилась, а Джон уже наркоман со стажем. Как быть?

Обладающий обширными фармацевтическими знаниями и силой воли Джон бросил вызов своей зависимости. Однако все его потуги уперлись в незамысловатый замиксованный коктейль вина и кокаина.

Хитрый Джон поборол морфий кокой и алкоголем. Чем не борьба? Чем не сила и воля?

Как тут не вспомнить нетленку Данилы Багрова: «Вот скажи, американец: в чем сила?» Думается мне, у Джона была своя правда, исключительная, американская... Под стать суровому американскому быту. Однако на этом история не заканчивается.

В 1885 году перед Джоном возникает еще одна преграда. В ряде штатов Америки был объявлен сухой закон, и эксперименты с зависимостью уже «кокаинового алкоголика» Джона перешли в новую фазу. Изобретательный Джон уже через год (8 мая 1886 года) придумывает безалкогольный сироп и даже дает ему издевательски символичное название «Кока-Кола». Свидетельствовал он не о борьбе с пагубными зависимостями, а борьбе с «сухим законом»...

Из незатейливого состава первого рецепта кока-колы из вина и кокаина, Джон исключил алкоголь и сам кокаин, заменив его на экстракт листьев коки, кофеиновую вытяжку африканского ореха кола, жженый сахар с эфирными маслами. И первые поставки были акцентированы на аптеках. Ибо рецепт Джона призван был стать лекарством, как и тогда, после Гражданской войны... Только уже не для себя, а для массовой аудитории.

На кого рассчитывал Джон? На глубоко зависимых алкоголиков и наркоманов. Благо в то время лекарство нашло своего потребителя быстро. За 5 центов приобретался не просто разбавленный в воде или газировке стакан «экстракта коки и КО», а целительный «напиток для воздержания» во время сухого закона, а также элективное средство от морфиновой зависимости.

Ко всему прочему, дабы сироп еще больше походил на лекарство, распространялось также и положительное действие в борьбе с гастритом, импотенцией, при спазмах и головных болях, а также при нервных расстройствах...

Чудо-рецепт даже обзавелся первым слоганом: «Пейте Coca-Cola»!

Гениальная простота. Спрашивается, а что, был еще какой-нибудь выбор? Как его не пить, если в нем не натурпродукт, а экстракт. Его нельзя съесть или занюхать — экстракт можно только выпить...

Ну а через два года хитрый борец с зависимостями, фармацевт Джон, скончался от рака желудка...

А чтобы его наследие не кануло вместе с ним в иные миры, предприимчивая вдова Джона продала рецепт одному талантливому аптекарю с предпринимательской жилкой по фамилии Кейндлер за $2300.

Тот быстро смекнул, как заработать на лекарственном экстракте. Богатое воображение аптекаря отличалось от незатейливого фармацевта Джона. И Кейндлер подключает маркетинговые инструменты, ибо реклама — двигатель всего. Первое объявление в газете звучало так: «Coca-Cola — Вкусный. Освежающий. Захватывающий. Бодрящий». Разница с «Пейте Coca-Cola» — существенная.

Популярность сиропа резко возросла, и уже в начале двадцатого века его разливали уже как напиток. После начала второй мировой кола получила международное признание. Более 45 стран мира приобретали чудо-напиток.
Побывал напиток и на войне.

Во избежание тотального лома стекла, было принято гениальное решение — заливать напиток в железные банки. Более 5 млрд банок было выпито солдатами. Ну не просто так, не на халяву. По дисконту, конечно, — за 5 центов. Ну а в 1950 году напиток уже опубликовался на обложке «Таймс»...

Спускаясь с небес в наши дни, напиток, в истории которого есть масса сомнительных целебных ингредиентов, до сих пор популярен. Может ли человечество от него отказаться? Конечно, однако с этим не очень согласны лоббисты, прилично зарабатывающие на нем.

Приведу пример: после всем известных событий в феврале 2022 года американская компания приостановила свою деятельность на территории России. Ну, официально, якобы. По сути, компания никуда с рынка не уходила, а просто перекочевала в бутылочку «Добрый». А что? Законы никакие не нарушены... Бренд-то ушел, а жидкость осталась, и даже эволюционировал в некую «добрую» жидкость... Гениально!

И это далеко не единственный типичный пример внедренного в российскую действительность двуличного американского чуда с нотками дешевого стереотипа «Сделано в России». Чисто по-русски или по-американски — какая разница. Пипл хавает.

И вопрос даже не к самим американцам, распространяющим свои сомнительные демократические ценности через такого рода сомнительные продукты, как кола и ей подобные... Продукт, который до сих пор не раскрывает настоящего рецепта. А кока и ее листья там еще есть? В каких количествах?

Вопрос к нашим министерствам, к нашим политикам, к власти. А вы точно ничего не исказили, подыгрывая американскому гегемону, с кем сегодня мы ведем отчаянную борьбу за существование России? И можно ли это объяснить новой формулой: «Ошибаться можно, врать нельзя?»

Какой-то хит-парад ошибок или вранья получается... Завуалированный шаблон единения, только с кем? С американцами?

А в это время наши депутаты с серьезным выражением лица обсуждают все что угодно, даже регламентацию норм губ у женщин, даже отправку самокатов на фронт, но только не главное...

Прав был Экзюпери, только не в отношении одних американцев, но и нас тоже!

Также буду благодарен конструктивному диалогу в комментариях!

Новые материалы, если вы еще не видели: