Не так давно в продажу поступила Lada Vesta с обновлённым 1.8 литровым мотором и вариатором. Сразу же после поступления автомобиля в продажу в сети стали появляться маркетинговые обзоры на данный автомобиль. В целом, в них ничего плохого нет, за исключением одного очень важного момента - каждый обзорщик пытался перегреть новый вариатор поползновениями в ледяную горку с активной пробуксовкой на ней и после продолжительных мытарств с гордостью заявлял что ему перегреть коробку не удалось.
Не знаю, делали ли они это по техзаданию заказчика обзора или же по велению собственного коллективного разума, но смысла в этом нет абсолютно никакого и сейчас я вам объясню почему.
Как быстрее всего сломать вариатор?
Итак, граждане обозреватели, якобы, хотели активной пробуксовкой перегреть вариатор получив на панели приборов сообщение о перегреве и ограничении мощности. Начнём с того, что программно это сообщение вкупе с включением аварийного режима работы можно сделать на абсолютно любой температуре - здесь всё зависит от производителя. Можно в принципе не выдавать это сообщение и не включать аварийный режим, тогда бы граждане обозреватели могли бы буксовать хоть весь световой день. Новая машина с новым вариатором им это позволила бы, скорее всего. Но это не отменяет вреда, который таким образом наносится вариатору.
Дело в том, что при активной пробуксовке на вариаторе мы сталкиваемся с двумя процессами:
- Создаётся сильное трение металла об металл (ремень о конуса), что приводит к локальному перегреву в данных парах трения, о локальном перегреве никакой датчик вам не просигнализирует;
- Как только то или иное колесо при пробуксовке цепляется за дорогу (а делают колёса это часто, даже на льду) происходит некий инерционный удар - ведущий конус дёргает ремень, а тот в свою очередь дёргает ведомый конус, что приводит к стачиванию ремня и образованию микро задиров на конусах.
Когда оба этих явления случаются одновременно, а это происходит практически всегда при активном буксовании на вариаторе - агрегат получает некоторое количество повреждений и естественно нагревается. На новом агрегате это не приведёт к сиюминутной поломке, но "здоровья" у него поубавит. Насколько? А вот насколько активно вы "жарили" вариатор пробуксовкой, настолько и убавит.
Цель данного вандализма?
А кроме как бессмысленным вандализмом его по другому и не назовёшь. Уважаемы обозреватели, скорее всего, сами не понимали чего именно они хотели добиться. Сломать за раз новый вариатор таким способом у них не получилось бы. Навредить смогли, да, а сломать - нет.
Перегреть? Так это понятие относительное. Что есть перегрев конкретной модели вариатора? Сообщение на приборной панели о перегреве и принудительное ограничение мощности? Так его можно выводить когда угодно. Да хоть вообще не выводить.
Хорошо, если производитель авто очень заботится о клиенте и выводит это сообщение вместе с ограничением как можно раньше, чтобы водитель своими действиями не нанёс вариатору существенного вреда. А если производитель в маркетинговых целях отодвигает температурный порог при котором срабатывает ограничение мощности, нанимает для демонстрации сего гениального решения блогеров, которые с умным видом терзают машину, а после с восторгом сообщают: "Да, перегреть этот вариатор намного сложнее чем предыдущий. Этот явно лучше. Вот что он позволяет с собой делать!".
Кажется чем-то не очень умным, да? Но данное техзадание ярко прослеживается во всех этих маркетинговых обзорах, да и выполнено оно топорно как под копирку.
Суть
Выделим несколько тезисов:
- Активная пробуксовка крайне вредна абсолютно любому вариатору. Не столь важно, когда он "выкинет" вам сообщение на приборку о перегреве и ограничении мощности (чем раньше, тем лучше, на самом деле) - некоторую порцию повреждений агрегат при пробуксовках гарантированно получит.
- Само сообщение при перегреве вместе с режимом ограничения мощности может появляться когда угодно, как это заблагорассудится производителю коробки или автомобиля. Можно программно включать данный режим позже, чем конкуренты, на более высокой температуре. Либо даже в ту же температуру, но достигать её медленнее за счёт объёма масла в коробке и его свойств, ведь ограничение срабатывает при нагреве масла.
- Исходя из вышеизложенного, блогерские испытания вариаторов новых Вест не имеют абсолютно никакой логики и лишены любого смысла (кроме маркетингового). Да, они показали обывателю что добиться сообщения на приборке о перегреве вариатора не так уж и просто. Это говорит лишь о том, что буксуя зимой "надурняк" водитель сможет значительно сильнее навредить коробке, чем если бы данное сообщение с ограничением мощности срабатывало бы ранее. Но тогда бы обыватель говорил: "Фу, какой плохой вариатор, он так быстро перегревается". А теперь не скажет, так как данное сообщение выскакивает чуть ли не при закипании масла а коробке.
- Если вы всё-таки смогли перегреть данный (или какой-либо другой) вариатор - можно вас поздравить с тем, что долгожителем он у вас уже гарантированно не станет. Повторите процедуру ещё пару-тройку раз чтобы встретиться с мастерами по ремонту автоматических коробок переключения передач.