336,9K подписчиков

Команда «Формулы Е» посадила в болид парализованного гонщика. Подвиг Роберта Уикенса

   Роберт Уикенс. Global Look Press
Роберт Уикенс. Global Look Press

Впервые после страшной аварии мужественный канадский гонщик протестировал формульный автомобиль.

Бывший гонщик IndyCar Роберт Уикенс принял участие в тестах электрической машины «Формулы Е» в рамках гоночного уик-энда этапа чемпионата мира в Портленде. 35-летний канадец, который уже почти шесть лет прикован к инвалидному креслу,сел за руль болида с ручным управлением. Впервые после страшной аварии, обернувшейся параличом нижних конечностей, Уикенс оказался в одноместном гоночном автомобиле с открытыми колесами. Для серии, которая позиционирует себя как самая инновационная, Роберт — идеальный тест-пилот. Однако до его заявки на «Гран-при» пока что далеко.

Попасть на стартовую решетку «Формулы Е»

В Портленде частично парализованный гонщик проехал в электроболиде 11 кругов. Результаты его заездов не разглашаются, но дело здесь, конечно, не в секундах и дистанциях. На самом деле Уикенс, несмотря на свои ограниченные возможности, вернулся в гонки достаточно давно. В прошлом году он вообще выиграл у здоровых соперников чемпионат серии IMSA Michelin Pilot Challenge, став победителем в зачете TCR (Touring Cars). Но там речь шла о кузовных автомобилях, в которых Роберт гонялся вместе со штурманом. А формульные машины — совсем другая история.

«У меня была потрясающая возможность прокатиться на автомобиле Gen3 в «Формуле Е» — это серия, за которой я внимательно слежу уже довольно давно, но никогда не знал, как мне попасть в нее, — отметил канадец. — Огромное спасибо «Формуле Е» и Spark за их изобретательность и за разработку для меня системы ручного управления машиной. Это было всего несколько кругов, но мне очень понравился этот опыт, и я захотел большего. Надеюсь, это приведет к появлению больших возможностей в будущем и, возможно, к тестам для новичков. Я думаю, что сейчас моей целью будет попытаться попасть на стартовую решетку «Формулы Е» в будущем».

До жуткой аварии, случившейся в 2018 году, Уикенс пробовал себя в формульных гонках. В начале прошлого десятилетия Роберт стучался в дверь «Формулы-1» и был тест-пилотом команды Marussia, выступавшей по российской лицензии. Также он блистал в младших сериях — становился вторым в «Формуле-2» и GP3, а также выиграл в 2011-м «Формулу-Рено». В 2017-м, не пробившись в королевскую серию, канадец подписал контакт с IndyCar, но авария во время гонки в Поконо 19 августа 2018 года разделила его жизнь на до и после.

Не нуждается ни в жалости, ни в поблажках

После столкновения с Райаном Хантер-Реем в Поконо автомобиль «Шмидт-Педерсен» Уикенса на высокой скорости ударился об ограждение, провернулся, лишившись всех колес, и был отброшен обратно на трассу. Кокпит вроде бы остался цел, но пилот получил гигантское количество повреждений. У Роберта зафиксировали перелом позвоночника в области грудной клетки; повреждение спинного мозга; перелом в области шеи; переломы ног, рук и четырех ребер, а также ушиб легкого. Пилот перенес множество операций, и через три месяца врачи констатировали, что с параличом нижних конечностей ничего поделать нельзя.

Несмотря на то что Уикенс пропустил три последних гонки сезона 2018 года в Indycar, он набрал достаточно очков, чтобы получить награду «Новичок года». Этот титул во многом стал символическим, однако мужественный канадец не нуждался ни в жалости, ни в поблажках. Уже летом 2019-го он проехал парадный круг на машине с ручным управлением на Honda Indy Toronto. Во время пандемии Роберт на общих основаниях участвовал в INDYCAR iRacing Challenge и виртуальных «24 часах Ле-Мана».

5 мая 2021 года, через 989 дней после аварии в Поконо, Уикенс принял участие в реальных гоночных тестах, а в 2022-м вместе со штурманом Марком Уилкинсом уже одержал первую победу в серии Michelin Pilot Challenge. В прошлом году в паре с Гарри Готцакером Роберт вообще стал чемпионом в классе TCR, имея одну-единственную поблажку перед здоровыми соперниками — ручное управление.

Вообще, первопроходцем в серии Michelin Pilot Challenge среди гонщиков с парализованными ногами стал Майкл Джонсон, получивший травму еще в детском спорте и сумевший стать полноценным пилотом в 2012-м. Именно его наработки использовал Уикенс — гонщик более высокого класса. Однако останавливаться на достигнутом Роберт не собирается и хочет попытать счастья в формульных сериях. Технологии это позволяют. Правда, для этого боссам команд предстоит преодолеть определенные стереотипы. Например, когда в прошлом году Уикенс попал в аварию во время гонки на Нюргбургринге, это вызвало сильный ажиотаж и было воспринято службами безопасности в штыки.

Парализованный гонщик выиграл чемпионат. Раньше он обгонял пилотов «Формулы-1»

Олег Шамонаев, «Спорт-Экспресс»