325,7K подписчиков

На суде бывшему полицаю грозил срок, но вдруг за него вступился офицер НКВД! Как это возможно?

27K прочитали

На оккупированных территориях Советского Союза гитлеровцы довольно активно формировали подразделения вспомогательной полиции. По некоторым данным в годы войны в ее составе служили порядка четырехсот тысяч советских граждан.

Попадали туда по разным причинам. Было довольно много военнопленных, поставленных перед выбором: перейти на службу к врагу, либо погибнуть в концлагере. В полицию шли идейные противники советской власти, обиженные властями и жаждущие мщения и реванша. Кто-то хотел, прислуживая оккупантам, обеспечить себе сытое и безбедное существование или просто возвыситься над земляками получив иллюзию власти и безнаказанности.

На оккупированных территориях Советского Союза гитлеровцы довольно активно формировали подразделения вспомогательной полиции.

В обязанности полиции входила проверка и контроль жителей, оформление документов, выявление коммунистов и сочувствующих, партизан и подпольщиков. Помимо охраны немецких грузов, концлагерей и тюрем эти подразделения широко применялись для осуществления карательных операций. Известно множество примеров их деятельности, которые отнесены к разряду военных преступлений, самым известным из которых стало сожжение белорусской Хатыни. Зачастую эти пособники оккупационного режима зверствовали даже больше, чем гитлеровцы и отношение к ним было соответствующее даже среди врагов.

Известных процессов нат такими предателями много. Антонину Макарову известную как «Тонька-пулеметчица» приговорили к смертной казни в семьдесят девятом, немногим ранее расстреляли Александра Юхновского по кличке «Лютый», ему не помогли даже заслуженные в последний год войны уже в рядах РККА ордена и беспорочные три десятка лет мирной жизни.

Тех, кто не испачкал руки в крови, а просто сотрудничал с оккупационными властями приговаривали к длительным срокам заключения в лагерях. Однако были и редкие исключения, когда суд оправдывал бывшего полицая, причем пошедшего на эту службу не по заданию, а вполне добровольно.

Одним из таких примеров может служить история Николая Александровича Семенóвича. Он родился и вырос в белорусской деревне Осово, там же и проживал на момент начала войны. Хотя к тому времени ему уже исполнилось тридцать лет, призвать его не успели, слишком быстро немецкие войска оказались в деревне.

Когда оккупационные власти стали устанавливать новые порядки, в том числе объявили набор в полицию, жители села попросили Николая в нее вступить. У него была репутация доброго и порядочного человека, и односельчане надеялись, что со своим человеком во власти им будет гораздо легче и напраслину выслуживаясь не возведет и может чем и поможет.

«Хиви» на службе у немцев. Фото в открытом доступе.
«Хиви» на службе у немцев. Фото в открытом доступе.

Особых восторгов у Николая это доверие не вызвало, но просьбе уступил и записался в Hilfspolizei (вспомогательная полиция). Получил винтовку, белую нарукавную повязку и задание следить за порядком в селе, докладывать о настроениях народа и разнюхивать возможные связи жителей с партизанами.

Раз в неделю он отчитывался в комендатуре довольно однотипными рапортами: мол, сельчане послушны и благонадежны, партизан сами боятся, не дай бог навлечь на себя неудовольствие немцев и быть наказанными. Для разнообразия иногда выдумывал что-нибудь малозначительное, не требующее дальнейшего разбирательства, мол сам справляюсь.

Довольно скоро на него обратили внимание партизаны, то, как его характеризовали жители, внушало определенные надежды. Действительно, когда они с ним встретились, Николай согласился выполнять их поручения и по возможности сотрудничать. Чтобы упрочить его положение при немцах, партизаны отдали ему один тайник с оружием. Николай доложил своему начальству, что заметил в окрестностях села подозрительных людей. Задерживать не стал, так как их было больше, но проследил за ними и нашел место где они что-то прятали. Немцы были довольны, похвалили за бдительность и даже выдали денежную премию.

Войдя в доверие, Николай еще не раз выполнял разные задания. Одно из поручений было довольно любопытным. В районе появился еще один «партизанский» отряд, по сути уголовники и дезертиры, сбившиеся в довольно крупную банду и выдававшие себя за партизан. Они просто грабили и обирали местное население, прикрываясь «сбором средств» на борьбу.

Настоящие партизаны вычислили их базу, но в бой вступать не стали, решили расправиться с ними руками немцев. Николай сообщил им о местонахождение этого отряда и в результате контрпартизанской операции вермахта банда была полностью разгромлена. Оккупанты записали на свой счет успешную операцию, партизаны избавились от оборотней, марающих их репутацию, население выдохнуло с облегчением, а Николай еще больше вошел в доверие.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Нарукавная повязка полицая. Фото в открытом доступе.
Нарукавная повязка полицая. Фото в открытом доступе.

Когда началось освобождение Белоруссии, Николай, опасаясь, что немцы при отступлении прихватят его с собой для сопровождения какого-нибудь обоза, ушел в партизанский отряд. До прихода советских войск немного повоевал уже в его составе. После освобождения села сам явился с повинной. Судили за пособничество его там же, на месте. Сам факт службы в полиции был налицо и, хотя все село за него вступилось, до расстрела может и не дошло бы, но серьезный срок светил однозначно.

Спас его командир партизанского отряда. А если точнее, то, что отряд был организованным, возглавлял его специально оставшийся на оккупированной территории офицер НКВД. Именно его показания и спасли Николаю свободу, а может и жизнь. Как потом говорил Николай, командир здорово приукрасил его подвиги, сам он скромно считал, что вроде ничего особенного и не делал. Но суд такие свидетельства вполне убедили, обвинения были сняты, а Николай выпущен на свободу.

Вот такая история, которая хоть и довольно уникальна, но подтверждает одну истину, что нельзя всех стричь под одну гребенку. Полицай полицаю рознь, и среди них крайне редко, но все же попадались не запятнавшие свое имя предательством люди.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, могли ли Николаю серьезный срок?