2,2M подписчиков

Пронько: Бастрыкин ударил по болевым точкам. Чем ответит Госдума?

68K прочитали
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В среду, 3 июля, на первое пленарное заседание после разразившегося скандала из-за процитированного главой СК комментария из соцсетей по поводу "Госдуры" соберётся Госдума России. Очевидно, что после произошедшего в Петербурге на юридическом форуме народным избранникам не удастся проигнорировать столь эмоциональное обстоятельство и придётся реагировать на него. Либо по принципу "сам дурак", либо засучив рукава приступить к своим прямым обязанностям — законотворчеству.

ПРОНЬКО ЮРИЙ

Проблема, которую вскрыл Александр Бастрыкин, не в том, как называют целый институт власти, а в том, что депутаты, как и их коллеги из Совета Федерации, на мой взгляд, очень давно имитируют бурную парламентскую деятельность, которая полностью подчинена воле исполнительной власти. В России серьёзный кризис парламентаризма и т.н. партийного строительства. Сплошная имитация, которую оплачивают налогоплательщики.

Леонид Крутаков, политолог, доцент Финансового университета при правительстве России:

В России парламент не работающая структура. Мы по-прежнему сохраняем боярский формат управления страной: олигополия с местными царьками, которые как бы договариваются в своём кругу. Структура превратилась в приложение к исполнительной власти. Свидетельством того, что Госдума не выполняет своих функций, была попытка создания общественной палаты, которая должна была представлять общественное мнение. И обеспечивать обратную связь с обществом. Потому что государство устойчиво только тогда, когда есть обратная связь. Вот Государственная Дума этого не отражает, это элитарный срез общества, фактически не сменяемый, и поэтому, конечно, он не работает.

Миграционная политика, а точнее, отсутствие необходимой правовой базы для её регулирования и стало катализатором парламентского кризиса. Отдельные аналитики вообще утверждают, что Госдума давно потеряла свою субъектность. Поэтому и нет необходимых законов. Вся законодательная инициатива идёт от правительства, где, как утверждается, сидят влиятельные лоббисты, которые блокируют любые попытки этой сферы, которая уже стала угрозой для национальной безопасности России.

Сергей Миронов, глава фракции "Справедливая Россия — За правду" в Госдуме:

Блокирует, прежде всего, "Единая Россия". У нас все законопроекты лежат. Вы знаете принцип. Пока правительство не даст положительного заключения, "Единая Россия" спит. Вот спала она восемь лет, пока президент не сказал: давайте индексацию для рабочих пенсионеров. Не слышала, не видела, потому что команды не было. А команду дали — так у нас "Единая Россия" внесла законопроект об индексации пенсий. А мы семь раз вносили его, а они отклоняли. Без заключения правительства "ЕР" — это бесформенное образование. И то, что председатель следственного комитета привлек внимание к этой проблеме — это очень хорошо.

Как видите, отдельные депутаты и фракции готовы реагировать на запросы общества, однако в целом Госдума как институт власти не обладает этой потенцией — не исполняет свои прямые обязанности в части формирования законодательства. Казалось бы, сейчас, после скандала и реакции граждан есть реальная возможность парламенту реабилитироваться. Однако причина происходящего весьма существенна — парламент превратился в придаток правительства.

Есть поддержка из высоких кабинетов — есть закон, нет поддержки — даже самые здравые инициативы тонут в трясине. Это, в свою очередь, чревато серьёзными последствиями для всей системы государственного правления.

Сардана Авксентьева, депутат Госдумы:

Это фиаско не только парламента. Я думаю, когда происходят такие серьёзные проблемы, это вина всех ветвей власти. Сейчас в дискурсе под софитами оказалась Государственная Дума. Но если мы будем смотреть на судебную, правоохранительную, законодательную ветви…

"Госдума не место для дискуссий" — эта крылатая фраза спикера парламента господина Грызлова, которую он обронил в нулевые, фактически и стала основой той ситуации, в которой оказались Госдума и Совет Федерации. Если в первой ещё пытаются вносить свою лепту в законотворческий процесс, то верхняя палата, и это ни для кого не секрет, превратилась в "статусную ссылку" для политиков и чиновников. Потерпело фиаско и партийное строительство в России. Партийные структуры оторвались от реальности и стали вещью в себе.

Яркий пример от социологов: если в 2000 году на вопрос "Есть ли в России партия, отражающая ваши интересы?" утвердительно отвечали 80% респондентов, то в апреле 2024 года — только 43%.

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:

К сожалению, кризис парламентаризма в России налицо, мы это видели и по выборам президента, где даже думские партии не смогли эффективно представить свою позицию. Мы видим это в рамках избирательных кампаний в субъектах Федерации, где даже далеко не все думские партии, партии, представленные в законодательных органах субъектов Ффедерации, могут участвовать в губернаторских выборах. Кризис есть, это видно и по целому ряду выступлений депутатов в Думе, по той активности, которую партии могут проявлять там, но не проявляют.

Рейтинги всех парламентских партий, кроме "Единой России", в зоне математической погрешности. Сама "партия большинства" превратилась в неуклюжую структуру с боязливыми и абсолютно не самостоятельными депутатами. Исключение составляют буквально несколько человек. Все остальные — серая масса, которую завтра можно заменить, и никто этой замены не заметит.

Дмитрий Кузнецов, депутат Госдумы:

Если этот депутат представитель финансово-промышленной группы — за него заплатили (за его представительную компанию и так далее), чтобы он защищал интересы финансово-промышленной группы. Ему там ни вправо, ни влево не двинуться. Депутат, который там звезда, он не ездит на метро, он вообще далек от того, чем живёт народ. Ему это крайне далеко. Поэтому и нет того, кому бы Путин сказал: вот вы, Василий Иванович, отвечаете, чтоб наша миграционная политика была разумной. Чтобы сначала вы вообще решили, сколько людей-то вам нужно и кого. Дальше — кого вы приглашаете первую очередь, вторую и третью, кого никогда не приглашаете. Сейчас никто этим не занимается и не отчитывается. Ни перед президентом, ни перед парламентом, ни перед народом. Может быть, что-то изменится, движения идут. Давайте надеяться на лучшее, молиться Богу, чтобы это случилось.

Очевидно, что в России не просто кризис парламентаризма. У нас кризис реальных дискуссий, когда анализируются события, связанные со здоровьем Байдена или с итогами выборов в парламент Франции, а не внутренние темы, которые касаются каждого в России. Народ устал от говорильни ни о чём на "больших каналах" — он живёт в своей стране и хочет, чтобы решали накопившиеся проблемы в России, а не за её пределами.

Андрей Цыганов, журналист:

Я бы сказал, что в России кризис власти как таковой. Ни о каком парламентаризме в России давно уже говорить нельзя. Правительство имеет возможность фильтрации любой законотворческой деятельности через 104-ю статью Конституции. На практике правительство не пропускает то, что ему не интересно. В частности, это касается всех миграционных законов, антимиграционных законов, законопроектов, которые вносили за последние годы.

Сможет ли власть, в том числе парламент, адекватно отреагировать на вызовы? Лично у меня большие сомнения. Годами и десятилетиями люди жили в "теплице", где за них всё решали. Перезапуск будет возможен, если будут работать социальные лифты. Пока с этим большие проблемы.

Между тем уже через полтора года в России парламентские выборы. Старые игроки уходят — как в мир иной, так и отходят в сторону. Перед Россией формируется мощный вызов — сможет ли она произвести безболезненную смену поколений в кабинетах власти? На мой взгляд, сможет, если парламент снова станет местом для реальных дискуссий и принятия законов, которые бы отвечали интересам общества и государства.

Напомним, программа "Сухой остаток" выходит каждый будний день в 19:00. Не пропустите!