169,8K подписчиков

Собянин подвел итоги четырех лет работы Агентства креативных индустрий

«За четыре года работы Агентство креативных индустрий (АКИ) реализовало свыше 170 проектов в сферах моды, кино, дизайна, издательского дела, арт-индустрии, видеоигр и музыки», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге. Он отметил, что Москва – крупнейший центр креативных индустрий, в городе работают 108 500 компаний, специализирующихся в таких отраслях, как архитектура и проектирование, дизайн одежды и ювелирных украшений, разработка программного обеспечения и видеоигр, фотография и реклама, полиграфия и кино, теле- и радиовещание.

«В организациях креативного сектора экономики занято порядка 740 000 человек, а с учетом людей творческих профессий, работающих в других отраслях, в креативных профессиях занято 1,2 млн человек», – привел данные Собянин. Он добавил, что, с одной стороны, креативная индустрия – это образ жизни, философия, побуждающие создавать нечто новое, а с другой – динамично растущий сектор городской экономики, чья доля в региональном валовом продукте уже превысила 9% и, скорее всего, будет расти дальше. «Чтобы стимулировать этот процесс, в 2020 г. мы создали специализированную городскую организацию – Агентство креативных индустрий», – пояснил мэр. Он добавил, что главная задача АКИ – развивать инфраструктуру, помогать с обучением кадров и поддерживать проекты творческого предпринимательства в столице.

Собянин привел несколько примеров проектов, созданных в помощь представителям различных креативных сфер. Одним из самых популярных проектов агентства в сфере дизайна стал «Дизайн-цех» – открытый конкурс на разработку концепций сувенирной продукции для столичных и федеральных организаций, например, Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно», головного института «Роскосмоса» ЦНИИмаш, отметил мэр столицы. В частности, для Третьяковской галереи была разработана линейка сувениров к выставке в честь 150-летия со дня рождения Николая Рериха.

Задача «Фабрики музыки» – помогать начинающим музыкантам находить потенциальных клиентов и работодателей, а продюсерам и менеджерам – выявлять новые таланты. Для начинающих кинопродюсеров работает «Кинолаборатория», которая помогает создавать и запускать в производство проекты игровых полнометражных фильмов. Участники помогающего переосмыслить оформление общественных пространств проекта «Арт-фабрика» – столичные дизайнеры, художники и архитекторы. Они могут получить заказ на разработку нестандартных арт-решений от отелей, застройщиков, торговых центров и других организаций. А проект «Фабрика видеоигр» помогает разработчикам пройти обучение по профильному направлению и получить консультации по вопросам создания компании и защиты интеллектуальных прав.

Андрей Колосов, создатель бренда технологичной одежды Bothus Mancus, способной менять цвет в зависимости от температуры, солнечного света и светиться в темноте, рассказал «Ведомости. Городу», что обратился в АКИ, поскольку искал различные меры поддержки для своего бизнеса. В результате агентство пригласило его участвовать в Российской креативной неделе – 2023, где бренд был представлен в главном павильоне на Кузнецком Мосту. «За время фестиваля было продано более 50 вещей, общая выручка составила около 300 000 руб.», – рассказывает Колосов. Он добавляет, что, помимо продаж, это участие дало ему возможность для развития и позволило найти первую аудиторию, которая до сих пор остается с брендом. «На тот момент бренду было всего четыре месяца, и я очень благодарен, что АКИ поверило в мой бизнес», – отмечает он.

Художница Елизавета Тульчинская в 2023 г. участвовала в «Арт-фабрике» в конкурсе «Интерьерный арт». «Я придумала решение для смотровой площадки «Панорама 360», и оно прошло в финал. Победительницей я не стала, но для меня как для художника это был очень интересный и полезный опыт публичного выступления», – говорит она. Также при поддержке АКИ Тульчинская участвовала в ярмарке молодого современного искусства Blazar и была представлена в секции независимых художников от стенда агентства. По словам Тульчинской, ей не удалось продать свои работы на самой ярмарке, но уже после Blazar ее произведения купили те, кто видел их на этом мероприятии. «Продажи были весомыми», – добавляет она, не уточняя деталей. Кроме того, при содействии агентства она участвовала в маркете современного искусства Win-Win на «Винзаводе», где ей также удалось продать несколько работ. «Сотрудничество с АКИ дает старт молодым художникам, помогает им стать узнаваемыми», – считает художница. Тульчинская добавляет, что во многих ярмарках и выставках художникам и галереям нужно участвовать на коммерческой основе, а агентство предоставляет там стенды бесплатно, что дает художникам огромную возможность для продвижения.

Художница Валерия Витвицкая также участвовала при содействии АКИ в Blazar. «Существенным плюсом было то, что все затраты на организацию, монтаж, освещение и т. д. агентство брало на себя», – говорит она. Витвицкая добавляет, что, помимо организационной поддержки, АКИ устраивает освещение ярмарок в медиа и во время проведения Blazar ее работа попала в телесюжет. Художницу также пригласили участвовать в ярмарке современного, классического и ювелирного искусства «Арт-Москва», где ей предоставили целый стенд. «На обеих ярмарках у меня запрашивали каталог работ, но до продаж дело не доходило. Тем не менее мне были важны новые знакомства с представителями музеев, кураторами, которые приходили на эти мероприятия. Для дальнейшего развития художника это ценно», – говорит Витвицкая.

Основательница галереи 159F Gallery Анна Антонова рассказала «Ведомости. Городу», что в 2022 г. галерея подала заявку на участие в Blazar через АКИ и получила приглашение. В рамках экспозиционного стенда галереи были представлены проекты молодого художника Ивана Архипова и серия художественных работ Александра Куликова. Работы Ивана Архипова приобрели 13 коллекционеров в свои частные коллекции, художественное пространство Île Thélème, а также частные любители искусства. Работы Александра Куликова приобрели 14 коллекционеров в частные коллекции, поделилась результатами Антонова. По ее словам, общая сумма продаж галереи на ярмарке составила более 6 млн руб.

Создательница музыкального проекта «Мартгорит» Маргарита Мисюрёва рассказала «Ведомости. Городу», что благодаря «Фабрике музыки» нашла своего менеджера и музыкального продюсера, с которыми работает до сих пор. Также она узнала много нового о работе с треками и прослушала интересные лекции по позиционированию. «Песню, написанную в рамках проекта, взяли в фильм «Адам и Ева», она звучала в парках Москвы всю зиму, а также была отмечена многими стримингами, попала в плейлисты», – делится Мисюрёва.

Продюсер, основатель кинокомпании VEGA Film и сооснователь Ассоциации женщин-кинопродюсеров Катерина Михайлова рассказала «Ведомости. Городу», что ассоциация в партнерстве с АКИ и «ГЭС-2» проводит в этом году программу «Профессия – продюсер». «Программа дает возможность бесплатно пройти обучение в течение года, погрузиться во все стадии и стороны продюсирования. Это прекрасный опыт и для начинающих, и для опытных кинематографистов», – говорит она. Михайлова добавляет, что помощь города также очень важна в организации съемочного процесса и получении разрешений для кинопроизводства.

С 2023 г. агентство развивает международные отношения в сфере креативных индустрий, отметил в своем блоге Собянин. «Благодаря АКИ представители творческих отраслей Москвы уже подписали 18 экспортных контрактов о реализации товаров и услуг на сумму около 1,75 млрд руб.», – привел данные он.

Первый заместитель генерального директора АКИ Анастасия Орлова рассказала «Ведомости. Городу», что в мае 2023 г. АКИ организовало первую бизнес-миссию в Джакарте. «В бизнес-миссии приняли участие представители видеоигровой индустрии. Итогом визита стала договоренность между одной из российских игровых платформ и индонезийскими издателями по совместной публикации видеоигр», – поделилась Орлова.

В сфере легкой промышленности с начала 2023 г. агентство заключило соглашения о партнерстве с Текстильным институтом Таиланда, Стамбульской ассоциацией экспортеров текстиля и Ассоциацией текстильной промышленности Узбекистана, рассказала Орлова. «Благодаря этому на московской онлайн-площадке «Центр материалов» появилась продукция международных производителей», – пояснила она.

Также агентство развивает сотрудничество в сфере кино. «В январе 2024 г. в столице Таиланда в рамках первого в стране Московского фестиваля кино стартовал показ пяти российских фильмов: «Вызов», «Сердце Пармы», «Либерея: Охотники за сокровищами», «Обратимая реальность» и «Конек-Горбунок», – отметила Орлова. По ее словам, российские фильмы получили положительный отклик публики, а гостями и зрителями премьеры фильма «Вызов» в Бангкоке стали более 25 000 человек. В этом году работа продолжится, добавила Орлова: запланировано свыше 10 бизнес-миссий в Индию, Китай, ОАЭ и другие страны. «Больше половины из них будут направлены на сотрудничество в сфере кино. Планируется, что московские компании посетят крупные кинофестивали в Египте, Саудовской Аравии и Китае», – рассказала она.