588,3K подписчиков

Жевать кору, пить настой белены и молиться: как лечили зубы в допетровской Руси

Поход к стоматологу даже в наше время — настоящий стресс, несмотря на современное оборудование и анестезию. А как с зубной напастью справлялись на Руси раньше, до появления самых первых профессиональных дантистов? Нет, не только удалением больных зубов.

    Жевать кору, пить настой белены и молиться: как лечили зубы в допетровской Руси
Жевать кору, пить настой белены и молиться: как лечили зубы в допетровской Руси

Заговором и молитвой

   Знахарка «лечит» ребёнка заговорённой водой. 1914 год.Wikimedia Commons
Знахарка «лечит» ребёнка заговорённой водой. 1914 год.Wikimedia Commons

Пожалуй, самыми древними (правда, довольно сомнительными) дошедшими до нас способами лечения стоматологических проблем можно считать древнеславянские заговоры. Их полагалось читать в особом месте и особым образом. Например, вот этот нужно было проговаривать, глядя на луну таким образом, чтобы ее свет падал на больной зуб: “Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Вот зуб, вот два, вот три – все твои, возьми…”.

После крещения Руси большой популярностью стали пользоваться и другие методы. Например, для избавления от проблем жевали освященную церковную свечу. Кроме того, появились святые, которым приписывалась способность исцелять болезни зубов.

Сперва “лечебные” молитвы возносились Антипе Пергамскому, ученика Иоанна Богослова, а также святому Антонию. Позднее появились и местные святые — к примеру, митрополиту Ионе Московскому, жившему в первой половине пятнадцатого века, еще при жизни приписывали дар исцеления от зубной боли.

   «Священномученик Антипа Пергамский». Фреска в монастыре Святой Варвары, Греция.Wikimedia Commons
«Священномученик Антипа Пергамский». Фреска в монастыре Святой Варвары, Греция.Wikimedia Commons

Первые дантисты жили в монастыре

Вообще, если у жителя Древней Руси была возможность, то с больными зубами он шел к лечебницу при церкви или монастыре — тогда роль врачей (а также стоматологов) на себя нередко брали монахи. Дело в том, что они были самыми образованными людьми той эпохи: переводили множество книг, в том числе, и на медицинскую тему. Еще они неплохо знали свойства лекарственных трав и даже умели вскрывать нарывы на деснах при помощи специального ножа под названием “кроило”. А если зуб было уже не спасти, то умелой рукой удаляли его особыми щипцами.

   Legion-Media
Legion-Media

Имена рядовых лекарей-монахов до нас не дошли, зато в летописях неоднократно упоминается инок Агапит Печерский — “стоматолог”, живший в Киеве в одиннадцатом веке. От зубной боли своим пациентам он прописывал настойку из корней ириса и отвар белены.

Кто такие зубоволоки?

Так на Руси называли знахарей, специализирующихся именно на лечении зубов. Они появились еще во времена язычества и обычно лечили клиентов заговорами и отварами из целебных трав. Также зубоволоки нередко советовали больному пожевать кору дуба — дерево у славян считалось священным, а значит, обладало, по их мнению, чудодейственными свойствами.

   Legion-Media
Legion-Media

Определенный резон в такой методе был — дубовая кора содержит немало антибактериальных и противовоспалительных веществ. Ее и в наше время нередко используют для приготовления отвара при кровоточивости десен.

Позднее, примерно к шестнадцатому веку, такие знахари научились укреплять зубы проволочными “мостами” и даже ставить некие прототипы пломбы, судя по всему, на основе смолы хвойных деревьев. Правда, лечение у подобного специалиста не всем было по карману, поэтому простой люд чаще шел в монастырские лечебницы, либо к деревенскому кузнецу, который отлично умел рвать кариозные зубы клещами.

При стоматите знахари советовали применять смесь из мёда с тертым хреном, при воспалении десен — сок подорожника, отвар шиповника или смешанные с вином жженые рога (козьи, оленьи), а при кариесе — жевать чистотел. При сильной зубной боли пили сок сельдерея.

“Мази госпожи Зои-царицы”

   Legion-Media
Legion-Media

Этот уникальный медицинский трактат был написан около девяти веков назад по заказу Зои Мстиславовны — внучки Владимира Мономаха, которая в 1122 году стала женой старшего сына императора Византии. В этом сборнике содержится множество рекомендаций по лечению самых разных хворей, включая зубные. Причем, основаны они не на рецептах знахарей, а на трудах знаменитых врачей древности, в том числе, Гиппократа и Авиценны.

Например, при шатающихся зубах в трактате советуют сделать так: “...возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это разотри и перемешай, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука”.

   Есть там и рецепт отбеливания зубов: сперва надо было хорошенько смешать и растереть белую соль с жжеными отрубями, а потом этой смесью несколько раз натереть зубы. Freepik
Есть там и рецепт отбеливания зубов: сперва надо было хорошенько смешать и растереть белую соль с жжеными отрубями, а потом этой смесью несколько раз натереть зубы. Freepik

Многие аристократы на Руси охотно пользовались советами из “Мазей госпожи Зои-царицы”, а вот обычным людям эта книга, из-за своей редкости и большой ценности, была недоступна.