Единство в расколе

Фракции ультраправых раскалываются и перегруппировываются после европейских выборов, что приводит к значительным потрясениям на континенте

У этой троицы есть повод для улыбки: Орбан, Бабиш и Кикл только что создали новую группу под названием "Патриоты за Европу".
У этой троицы есть повод для улыбки: Орбан, Бабиш и Кикл только что создали новую группу под названием "Патриоты за Европу".

После европейских выборов Брюссель бурлит спекуляциями. В преддверии голосования большая часть обсуждений была посвящена потенциальной ультраправой коалиции между радикально правыми консерваторами из партии "Европейские консерваторы и реформисты" (ЕКР), возглавляемой итальянцем Джорджией Мелони, и крайне правой группой "Идентичность и демократия" (ИД), возглавляемой французским Национальным объединением Марин Ле Пен (НОР). Однако после выборов обнаружился неожиданный поворот: ультраправые фракции могут распасться на неизвестное количество отдельных групп.

В частности, "Альтернатива для Германии" (AfD) пытается сформировать новую политическую группу под названием "Суверенисты". Это стало необходимым после того, как они были исключены из группы ID в мае этого года, незадолго до европейских выборов. В последние месяцы между группой RN и AfD наметился раскол после печально известной встречи в Потсдаме, где участники AfD, к которым присоединились откровенно неонацистские участники, обсуждали весьма проблематичные стратегии реиммиграции, что усилило давнюю радикализацию AfD. Последней каплей стало то, что главный кандидат от AfD Максимилиан Крах, уже замешанный в скандале с иностранным влиянием в Китае, отказался осудить бывшее нацистское спецподразделение SS в мае 2024 года.

Для Ле Пен исключение AfD из группы ID могло бы стать желанной возможностью дать сигнал французской общественности: мы больше не принадлежим к этим экстремистским голосам, мы изменились. Это может быть верно в их тоне, но не в постоянно ксенофобских и исключающих политических предложениях, которые отстаивает партия. Если писать эту статью на следующий день после выборов во Франции, на которых RN стала крупнейшей партией, то, к сожалению, эта стратегия, похоже, работает на нее.

Почему это важно?

История группы "Суверенисты" - это история перестройки, процесс, который идет полным ходом спустя несколько недель после европейских выборов. Большинство национальных партий и кандидатов выдвинули свои кандидатуры с достаточно четким намерением присоединиться к определенной политической группе в Европейском парламенте (вспомните социал-демократов, консерваторов, зеленых). Однако есть и значительное меньшинство так называемых неприсоединившихся членов Европарламента, не имеющих четкой приверженности к какой-либо политической группе. Всего за несколько дней до неофициального крайнего срока вступления в группу более 11 процентов избранных евродепутатов еще официально не заявили о своей приверженности к какой-либо группе.

Статус политической группы даёт множество привилегий, таких как распределение ключевых постов, больше ресурсов, чем получают не входящие в группу члены, и право на получение финансирования для политических фондов.

Чтобы получить статус политической группы, необходимо объединить не менее 23 членов, избранных как минимум в четверти государств-членов ЕС (в настоящее время их семь). Время имеет решающее значение: новые фракции должны быть сформированы до 4 июля, чтобы иметь шанс воспользоваться распределением престижных парламентских постов.

Что мы знаем о "Суверенистах"?

Идея создания отдельной группы возникла еще до того, как AfD была исключена из группы ID. Чем больше Ле Пен дистанцировалась от AfD, тем больше в недрах последней вызревала идея стать независимой, присоединить к себе другие малые партии и утвердить немецкое лидерство в этой новой группе. Вскоре после выборов партия начала собирать необходимую численность группы и квоту по странам. С момента начала предварительных переговоров готовность новых членов колебалась между предположениями и конкретными обсуждениями. К группе AfD могут присоединиться болгарская Vazrazhdane, испанская Se Acabó la Fiesta, венгерская Mi Hazánk Mozgalom, Движение Словацкой Республики, S.O.S. Romania и NIKH из Греции, а также французский евродепутат от Reconquête. Польская Konfederacja также рассматривается в качестве участницы, но пока это не решено.

Маловероятно, что венгерская правящая партия Fidesz и ее 10 евродепутатов присоединятся к новой группе "Суверенистов", если она вообще будет создана. 30 июня премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сам объявил о создании новой группы во время встречи с бывшим премьер-министром Чехии Андреем Бабишем и лидером ультраправой Партии свободы Австрии Гербертом Киклом. Однако "Патриотам для Европы" необходимы евродепутаты еще как минимум от четырёх стран.

Распространённое перед европейскими выборами предположение о том, что, несмотря на потенциальный рост голосов за ультраправых, они не смогут преодолеть свои внутренние разногласия, подтвердилось.

AfD уже арендовала конференц-зал в Брюсселе на 27 июня, чтобы объявить о создании своей новой группы. Однако эта встреча так и не состоялась, что говорит о том, что поиск тех, кто войдет в этот ксенофобский альянс, идёт не так быстро, как хотелось бы AfD. Мы можем только догадываться о причинах: с некоторыми из предполагаемых кандидатов на вступление в альянс удалось связаться всего несколько дней назад (Se Acabó de Fiesta), в то время как другие держат свои варианты вступления в ID открытыми (Konfederaciaj). Но есть и внутренние колебания. В то время как AfD становится все более экстремальной, некоторые другие потенциальные члены ещё более экстремальны, и риск открытого отрицания Холокоста и тому подобного может быть слишком велик - даже для AfD.

Ещё одна вещь, которая остается неопределенной, по крайней мере официально, - это
политическая программа новой группы. Но не стоит ожидать никаких сюрпризов. Послание, вероятно, уже в названии. Суверенист, в конце концов, может хотеть суверенитета. В последние годы ультраправые сторонники этого термина, в основном озабоченные проблемой миграции, провозглашали, что страны должны быть свободны решать, кто может въезжать, кто может оставаться, а кто должен уехать восвояси. С этого момента метафора стала использоваться во всех позорных проектах ультраправых, чтобы оправдать целый ряд антиплюралистических политик, которые они могут использовать практически против кого угодно.

Пожалуй, лучше всего это иллюстрирует так называемая Софийская суверенная декларация болгарской ультраправой партии "Вазраждане", опубликованная в апреле 2024 года. В ней говорится, что европейской цивилизации
"угрожает агрессия глобалистских идеологий" и что право наций на самоопределение "заменяется диктатурой бюрократии". Согласно декларации, бюрократия ЕС должна быть остановлена и освобождена от международных корпораций, а в "европейской войне, ведущейся с Россией", необходимы мирные переговоры. Это очень знакомая песня, которую уже много лет поет AfD.

Что это значит для (социал)-демократов?

Широко распространённое перед европейскими выборами предположение о том, что, несмотря на потенциальный рост голосов за ультраправых, им не удастся преодолеть их внутренние разногласия, подтвердилось (пока). Похоже, что преобладает разделение по определенным факторам (Россия, Украина) и степени экстремизма (в основном по тону, а не по сути) в отношении таких вопросов, как иммиграция или прославление фашистского прошлого. К этому разделению примешивается внутренняя борьба за власть, обусловленная национальными интересами. А разделение означает уменьшение власти.

Трудности "Суверенистов" - наглядный пример. Если им не удастся сформировать и получить статус группы, это станет серьезным ударом для AfD и тех, кого она хочет привлечь под свою крышу, с точки зрения политического влияния, денег и аналитической поддержки. Это не означает, что для центристских сил все хорошо. Даже будучи разделёнными, ультраправые группы будут голосовать вместе по некоторым законодательным предложениям (против "зеленого курса"). Но по другим (Украина) они этого делать не будут.

Внимательные наблюдатели считают угрозу со стороны ультраправых объединяющей силой на европейских выборах, которая фактически приведет людей на избирательные участки.

Для социал-демократов жизненно важно внимательно следить за ситуацией и понимать разногласия между потенциально многочисленными ультраправыми группами. Почему? Потому что необходимо отслеживать риск того, что правоцентристская ЕНП будет сотрудничать с некоторыми ультраправыми партиями по одним законодательным предложениям, но не по другим, чтобы социалисты и их союзники могли защищать прогресс. Наконец, раскол происходит не только между различными ультраправыми группами, но и может стать проблемой внутри самих групп. Во время последнего мандата сплоченность избирателей была самой низкой в ECR и ID. Это слабое место, которое прогрессивные силы должны использовать для создания большинства и борьбы с теми, кто стремится их подорвать.

Внимательные наблюдатели определили угрозу со стороны ультраправых как объединяющую силу на европейских выборах, фактически побудившую людей прийти на избирательные участки. После выборов контринтуитивный посыл заключается в том, чтобы думать о них поменьше. Да, нельзя обойтись без того, чтобы называть лопату лопатой, поэтому давайте называть их так, как они есть: ультраправые, крайне правые, ксенофобы и расисты. Однако ещё важнее предложить прогрессивные альтернативы и видение в то время, когда многие люди в Европе чувствуют себя неуверенно и ощущают упадок. В условиях, которые подвержены старой ностальгической мелодии ультраправых
"давайте вернемся к славному прошлому", за которой скрываются антиплюралистические и авторитарные устремления.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».