176 подписчиков

Год семьи. Знаменитые династии России.

Генрих и Шарлотта Брокар
Генрих и Шарлотта Брокар

«Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь», – писал парфюмер Константин Веригин.

«Народное» мыло за копейку, духи, получившие доверие императрицы, и развал после революции — знакомимся с королём российских парфюмеров Генрихом Брокаром!

Генрих Брокар был потомственным парфюмером. Но поскольку в родной Франции конкуренция среди представителей этой профессии слишком велика, Брокары решили поискать счастья на чужбине.

Благодаря этому человеку парфюмерная промышленность Российской империи вышла на качественно новый уровень и смогла составить достойную конкуренцию прославленным французским одеколонам.

Первая «лаборатория» Брокара располагалась в бывшей конюшне, и из всего оборудования в ней были три кастрюли и ступка. Однако даже в таких условиях, его сотрудники изготавливали от 60 до 120 кусков мыла в день, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по мелким лавочкам. Предприятие имело огромный успех – во многом благодаря гениальному маркетингу.

Отдел духов парфюмерной фабрики Брокар
Отдел духов парфюмерной фабрики Брокар

Дело в том, что Брокар решил варить не обычные квадратные брусочки, а мыло необычной формы. Так, для детей было создано специальное мыло «три в одном»: на каждом кусочке была вытиснена буква алфавита, что превращало его из обычного средства гигиены еще и в игрушку, и в азбуку. Такой ход произвел на покупателей неизгладимое впечатление – продажи шли полным ходом.

Также настоящую сенсацию на рынке произвело «Народное мыло», стоившее всего 1 копейку и рассчитанное на массового потребителя – крестьян, которые до этого момента мылись исключительно щелоком из печной золы.

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию.

«Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами  создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь», – писал парфюмер  Константин Веригин.-3

Все рецепты парфюмерии он составлял лично. Лично внедрял он и новейшие технологические разработки, о которых узнавал из постоянных поездок в Европу. Результатом такой упорной и кропотливой работы стали духи, которые могли составить достойную конкуренцию лучшим французским ароматам. Таким, в частности, стал парфюм «Персидская сирень».

На Всероссийской Промышленно-художественной выставке в 1882 году в центре павильона был сооружен благоухающий фонтан – и каждый смог убедиться, как прекрасен одеколон «Цветочный» от фирмы Брокар. Это был аттракцион неслыханной щедрости, и народ повел себя соответственно: люди собрались вокруг ароматных струй, старались намочить в фонтане шляпки, платки и сюртуки; самые сообразительные побежали домой за другой одеждой и пустыми бутылками, дабы нацедить душистого эликсира.

«Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами  создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь», – писал парфюмер  Константин Веригин.-4

Хитом продаж стал выпущенный в 1889 году первый российский одеколон для мужчин «Тройной». По легенде, Брокару и его технологам удалось воссоздать в нём запах наполеоновской армии.
Сами бывшие соотечественники высоко оценивали продукцию Брокара. На всемирной выставке в Париже в 1900 году ему была присуждена высшая награда.
В том же году парфюмер скончался. Товарищество «Брокар и Ко» перешло к его вдове Шарлотте и сыновьям, которые продолжили семейное дело вплоть до революции.
К началу 20 века фабрику называли «Империей Брокара». На её счету числилось восемь золотых медалей, полученных на выставках в Париже, Барселоне, Ницце и других городах.

«Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами  создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь», – писал парфюмер  Константин Веригин.-5

В годовщину трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году наследники Брокара поручили своему главному и самому опытному парфюмеру Августу Мишелю воссоздать аромат, когда-то преподнесённый их отцом княгине Марии.
Мишелю удалось создать новый запах, на этот раз ароматный букет вручили матери Николая II, императрице Марии Федоровне. Новые духи настолько понравились знатной особе, что она разрешила назвать их «Любимый букет императрицы».

Предприятию Брокара дали долгожданное звание Поставщика Его Императорского Величества.
Сын Генриха Брокара, Александр, подобно отцу, был страстным любителем искусства. Александр и сам занимался живописью, посещал частную художественную школу Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, там же с 1907 по 1910 года занимался художник Казимир Малевич.

Их знакомство привело к появлению одного из самых оригинальных флаконов в истории парфюмерии. Согласно легенде, именно Малевич сделал эскиз флакона к одеколону «Северный»; крышка в виде белого медведя навинчивается на флакон в виде льдины. Одеколон «Северный», или «Север», выпускался до начала 90-х годов ХХ века.

Шарлотта не дожила до национализации и так не узнала, что дело всей жизни её мужа было переименовано в Государственный Замоскворецкий Парфюмерно-мыловаренный завод №5, а в 1922 году по просьбе парфюмера Мишеля в «Новую Зарю». Также с его подачи легендарные духи «Любимый букет императрицы» превратились в «Красную Москву».

Вдохновенные усилия семьи Брокар и их последователя Августа Мишеля не пропали, они до сих пор присутствуют в нашей культуре. В парфюмерии, в картинах на стенах музеев и в легендарном, сложном аромате «Красной Москвы».

Информация из открытых источников.