Помимо таможенных сборов‚ за автомобиль нужно заплатить утилизационный сбор. Рассказываем‚ что это и как его рассчитывают.
Что такое утильсбор
Срок эксплуатации любого автомобиля рано или поздно заканчивается. После этого машину либо продают на запчасти, либо утилизируют — уничтожают с соблюдением технологических и экологических норм. Это платная услуга, и, чтобы сэкономить, некоторые владельцы не утилизируют автомобили, а снимают их с учёта и бросают в безлюдном месте. Чтобы этого не происходило, стоимость будущей утилизации власти закладывают в специальный сбор, который оплачивается при производстве или ввозе машины в Россию.
С 2012 года сбор платят все импортёры автомобилей, а с 2014 года — также и производители. То есть утильсбор входит в стоимость привезённых из-за границы машин, а также тех, которые произвели в нашей стране.
Утильсбор оплачивают один раз. Затем не нужно ничего доплачивать — вне зависимости от того, сколько лет машине и сколько у неё было собственников.
Кто должен платить
Платить за утилизацию автомобиля должны:
- Импортёры — когда ввозят машины иностранного производства в Россию.
- Производители — после того, как машина была собрана на заводе на территории России (вне зависимости от того, отечественный производитель или иностранный).
- Покупатель — например, если привозит машину из-за границы или в любом другом случае, если утильсбор ещё не был оплачен.
Подать расчёт утильсбора нужно не позднее пятого рабочего дня с момента фактического пересечения транспортным средством границы России.
Как утильсбор влияет на стоимость машины
Любые сборы и пошлины сказываются на итоговой стоимости автомобиля. Чтобы не снижалась прибыль, импортёры и производители закладывают свои расходы в цену машины. То есть чем больше приходится платить импортёрам и производителям, тем выше стоимость автомобиля для конечного покупателя.
Есть компании, которые оказывают услуги по покупке и привозу автомобилей в Россию. Чаще всего они также занимаются растаможкой и оплатой пошлин. Нужно заранее определить и прописать в документах, входят ли эти сборы в конечную стоимость машины.
Как рассчитывают утильсбор
Сумма утилизационного сбора равняется базовой ставке (20 000 ₽ для легковых автомобилей и 150 000 ₽ для других категорий), умноженной на специальный коэффициент. Размер коэффициента зависит от нескольких факторов:
- возраст автомобиля;
- тип таможенного оформления;
- объём двигателя;
- категория автомобиля;
- допустимая масса.
Подробная информация о коэффициентах для всех видов транспортных средств есть на официальном сайте Федеральной таможенной службы.
Минимальные коэффициенты предусмотрены для легковых автомобилей, которые ввозят для личного пользования. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий:
- в расчёте утилизационного сбора указано, что машину ввозят для личных целей;
- в течение одного года автомобиль принадлежит одному владельцу;
- в течение одного года владелец привёз один автомобиль.
Также льготные коэффициенты действуют для тех, кто оформил право собственности на автомобиль до 29 октября 2023 года, а свидетельство о безопасности транспортного средства — до 21 декабря 2023 года.
Вот какой утильсбор придётся заплатить для разных автомобилей:
Электромобиль Младше трёх лет — 3400 ₽; старше трёх лет — 5200 ₽ Автомобиль с двигателем до 1 л Младше трёх лет — 3400 ₽; старше трёх лет — 5200 ₽ Автомобиль с двигателем
от 1 до 2 л Младше трёх лет — 3400 ₽; старше трёх лет — 5200 ₽ Автомобиль с двигателем
от 2 до 3 л Младше трёх лет — 3400 ₽; старше трёх лет — 5200 ₽ Автомобиль с двигателем
от 3 до 3,5 л Младше трёх лет — 970 000 ₽; старше трёх лет — 1 485 500 ₽ Автомобиль с двигателем
более 3,5 л Младше трёх лет — 1 235 200 ₽; старше трёх лет — 1 623 800 ₽
Для юридических лиц действуют другие коэффициенты:
Электромобиль Младше трёх лет — 32 600 ₽; старше трёх лет — 122 000 ₽ Автомобиль с двигателем до 1 л Младше трёх лет — 81 200 ₽; старше трёх лет — 207 200 ₽ Автомобиль с двигателем
от 1 до 2 л Младше трёх лет — 300 600 ₽; старше трёх лет — 528 800 ₽ Автомобиль с двигателем
от 2 до 3 л Младше трёх лет — 844 800 ₽; старше трёх лет — 1 279 000 ₽ Автомобиль с двигателем
от 3 до 3,5 л Младше трёх лет — 970 000 ₽; старше трёх лет — 1 485 500 ₽ Автомобиль с двигателем
более 3,5 л Младше трёх лет — 1 235 200 ₽; старше трёх лет — 1 623 800 ₽
За мотоциклы утильсбор платить не нужно.
Оплатить утильсбор можно в банке или через банкомат по реквизитам, которые указаны на официальном сайте Федеральной таможенной службы.
Что будет, если не заплатить
Если за автомобиль заплатили утилизационный сбор, то в паспорт транспортного средства вносят соответствующую отметку. Ставят печать в бумажный ПТС или вносят данные в электронный документ.
Если не оплатить утильсбор, то его могут взыскать через суд. А с 1 марта 2025 года без оплаты сбора откажут в постановке автомобиля на учёт.
Ещё бывает так, что продавец не оплатил утильсбор или заплатил меньше, чем был должен. Тогда сумму могут взыскать с нового владельца. Оспаривать это решение придётся через суд.
Можно ли не платить утильсбор легально
В законе прописано, что за некоторые категории автомобилей не нужно платить утильсбор:
- Если автомобиль принадлежит беженцам или лицам, которые участвуют в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
- Если машину ввозят дипломатические или консульские представительства, а также международные организации.
- Если с момента выпуска автомобиля прошло 30 лет. При этом двигатель, кузов и рама (если она есть) должны быть в оригинальном состоянии.
- Если машине менее трёх лет и она ввезена на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области.
- Если автомобиль временно ввозят в Россию.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной