228,7K подписчиков

Куда делся посох Ивана Грозного?

Сам этот предмет не меньшая загадка, чем вроде бы совершённое им убийство.

Известна научная истина, согласно которой кость единорога помогает избежать отравления. Она меняет свой цвет в непосредственной близости от яда, а при погружении в отраву заставляет оную вскипать и терять свои губительные свойства. Как же мог просвещённый монарх наш, царь Иоанн Васильевич, обойти своим державным вниманием столь полезную вещь и не купить её за бешеные деньги?

Да, говорят, что Иван Грозный велел приобрести единорожий посох в Англии за семьдесят тысяч рублей. Или фунтов. Или мрачно воспетый посох царя — вовсе не трёхфутовый британский детектор ядов, а изукрашенная драгоценными камнями жердь чёрного «индейского» дерева? А ещё, как пишут, в сокровищнице Грозного был третий посох — из карельской берёзы, но искусно вырезанный и тоже украшенный.

Вообще сам этот предмет не меньшая загадка, чем вроде бы совершённое им убийство или протыкновение ноги Василия Шибанова, прибывшего с посланием от подлого князя Курбского. Апологеты Ивана Васильевича любят воспроизводить предание о посещении молодым царём Ростовского Богоявленского монастыря и обретении им жезла, дарованного основателю обители преподобному Авраамию самим апостолом Иоанном. И тем жезлом Авраамий сокрушил изображение Велеса («Идолище поганое»). А царь с помощью оного жезла сокрушил Казань.

Сам этот предмет не меньшая загадка, чем вроде бы совершённое им убийство. Известна научная истина, согласно которой кость единорога помогает избежать отравления.

Беда в том, что по смерти Грозного все посохи куда-то подевались. Уже у Фёдора Иоанновича при помазании был не какой-то отцовский единорог, а нормальный, как у всех приличных монархов, скипетр. Ну, если, конечно, Ивана отравили — положим свои пять копеек на алтарь вселенского заговора, — посох-антидот был намеренно подсунут ему еретиками-англичанами, выдавшими за чудесный рог аликорна бивень тривиального слона.

С посохом Авраамия/Иоанна Богослова сложнее. В зависимости от степени любви или ненависти к Грозному его судьба трактуется либо как возмездие царю за неправедное обладание реликвией, либо как трепетное возвращение оной богобоязненным монархом. Проскальзывают сведения о нахождении посоха «где-то в Суздале».

Портрет поэта Г. Р. Державина. Владимир Боровиковский. 1811 год. Источник: Wikimedia Commons
Портрет поэта Г. Р. Державина. Владимир Боровиковский. 1811 год. Источник: Wikimedia Commons

В начале 19-го века посох чуть было не нашли. Гаврила Романович Державин проведал о существовании в Петербурге «Лавки древностей» некоего Сулакадзева, в которой выставлено множество старинных предметов, в том числе и «посох Иоанна Грозного». В 1810 году, собрав целую просвещённую делегацию, членами которой были: стихотворец и министр юстиции Дмитриев, член Государственного совета Мордвинов, литератор-патриот Шишков, — великий наш поэт отправился в лавку. Александр Иванович Сулакадзев представил гостям свои древности, такие, например, как «подлинный камень», на который присел отдохнуть Дмитрий Донской сразу после Куликовского сражения. Посох Державину не понравился и доверия не вызвал: какая-то суковатая палка, с которой пристойно только пасти коз по горным лугам. Зато рукописи оказались любопытными. Например, запись о полёте на заполненном дымом шаре, осуществлённом русским крестьянином Крякутным в 1731 году, то есть задолго до братьев Монгольфье. Эта сенсация прожила долго. В советское время Крякутному поставили памятник на родине, даже выпустили почтовую марку к юбилею русского воздухоплавания, но потом обнаружили подлог и, убрав монумент, скромно замолчали, будто ничего и не было. Сулакадзев собирал свои «древности» по всем мировым барахолкам, заказывал, а то и сам производил на свет разнообразные мистификации. От него, в частности, пошло «документальное» повествование о странствиях апостола Андрея по Русской земле.

Подробнее