Джорджоне. Главная Старуха эпохи Возрождения: опыт, жадность и пророчества

Хватит юных тел, поговорим о старости? Главная Старуха эпохи Возрождения, кисти звезды венецианского Ренессанса

Хватит юных тел, поговорим о старости? Главная Старуха эпохи  Возрождения,  кисти звезды венецианского Ренессанса Эпиграф: Герман воскликнул, узнав ее: "Старуха!

Эпиграф: Герман воскликнул, узнав ее: "Старуха!" - но увидел он не старуху, а графиню в пору ее молодости.

А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Картина, которую, 300 лет почти никто не видел

Хватит юных тел, поговорим о старости? Главная звезда венецианского Ренессанса - Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).

Джорджоне. “Старуха” (ок.1508 года)
Джорджоне. “Старуха” (ок.1508 года)

Но также он и один из самых таинственных и один из наиболее поздно полностью раскрывшихся для публики гениев Возрождения.

Таинственных, потому что про многие его картины (в том числе про самую знаменитую из них - “Буря”) мы достоверно не знаем о чем они рассказывают и можем только гадать об этом.

Поздняя же известность лучших картин Джорджоне связана тем, что в течение трех веков они хранились во дворце Санта-Фоска в Венеции, принадлежавшем семье главного заказчика художника - Габриэле Вендрамина и были доступны только для избранных и они них мы еще поговорим ниже.

Среди этих картин, была и “Старуха” (ок.1508 года), ставшая известной только после того, как В 1856 году была приобретена австрийским императором Францем Иосифом I. В течение почти 30 лет она считалась «портретом матери Тициана в манере Джорджоне», пока не была атрибутирована как произведение самого Джорджоне.

Достойная старость "Старухи"

Содержание картины, в общем, понятно. Это - аллегория увядания, которое ждёт всех нас. Беззубая старуха, сжимающая в руке бумагу с надписью “со временем”, а другой указывающая на себя, не оставляет сомнений в главном месседже.

Однако это еще не всё. Перед нами здесь отнюдь не разочарованное позднее Возрождение, затем перешедшее в полное пессимизма барокко (кстати присмотритесь, как резко выделена старуха на темном фоне - это уже привет на сто лет вперед Караваджо). Джорджоне - это Высокое Возрождение, которое любуется человеком и видит в нём прекрасное в любом состоянии.

Женщина, изображенная на картине, стара, но отнюдь не жалка. Сквозь плотную сетку морщин на её лице пробиваются следы былой красоты, а сама она полна достоинства и не требует от нас оплакивания ушедшей молодости.

Хватит юных тел, поговорим о старости? Главная Старуха эпохи  Возрождения,  кисти звезды венецианского Ренессанса Эпиграф: Герман воскликнул, узнав ее: "Старуха!-3

Белые чепец на голове и платок на плече старухи указываю на её чистоту. Она достойно прожила свою жизнь. Поэтому, пристально смотря на нас эта женщина как бы говорит: “ Я прожила свою жизнь и вы тоже со временем (col tempo, как написано у нее на свитке) станете старыми, но будет ли вам также не о чем жалеть, как мне и хватит ли вам смелости показать миру свою старость?”

Влиятельная "Старуха", которую никто не видел

Вообще “Старуха” эта по-своему легендарная. С ней связывают сразу и Тициана (я писал выше, что она долго считалась портретом его матери), Дюрера и Микеланджело.

Все очень неточно, но версии такие:

Дюрер: Есть мнение, что картина Джорджоне написана не в 1508 гю (как указывают каталоги и я вслед за ними), а на два года раньше в 1506-м. И тогда ее мог видеть во дворце Санта-Фоска, посещавший в 1507 году Венецию, Дюрер.

Альбрехт Дюрер "Жадность" 1507
Альбрехт Дюрер "Жадность" 1507

В свою очередь, из этого предположения вытекает другое: что картина Дюрера “Жадность”(вторая в галерее) написанная им там же в 1507 году является репликой на нашу “Старуху”. Ну… смотрите сами.

Микеланджело: Он почти точно видел картину Джорджоне и поэтому некоторые исследователи считают, что одна из его “Сивилл” на потолке Сикстинской капеллы, а именно - Кумская Сивилла, написана не без воспоминаний о Джорджоне.

Микеланджело "Кумская сивилла" (ок.1510)
Микеланджело "Кумская сивилла" (ок.1510)

Как вам? Похожа?

Ну и, наконец, в описи картин из коллекции картин дворца Санта-Фоска, от 1569 года, когда там был Микеланджело, эта картина, вообще, обозначена как

"Мать Джорджоне, кисти Джорджоне".

Илья Хаськович

ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день