Воронежские заключенные помогают заводам решать кадровую проблему

   Фото - УФСИН по Воронежской области Предоставлено "КП"
Фото - УФСИН по Воронежской области Предоставлено "КП"

Воронежские предприятия все чаще берут на работу осужденных. За последние годы стало ясно, что спецконтингент трудится не хуже, чем остальные сотрудники. Это позволяет бизнесу решить проблему с дефицитом кадров, а тем, кто отбывает наказание или освободился из мест лишения свободы, начать новую жизнь и зарабатывать порой больше, чем надзиратели.

Сегодня в воронежских колониях можно освоить профессию, затем трудиться или на производстве ИК (исправительные учреждения заключают контракты с заводами региона), или же в исправительных центрах при предприятиях: это касается тех, кто сужден на принудительные работы. Единственное: подход при трудоустройстве к каждому индивидуальный. Смотрят на профессиональные навыки, дисциплину и, конечно, характеристику от администрации колонии. В целом же это хорошая альтернатива преступной жизни, считают в УФСИН по Воронежской области.

   Рабочие руки заводам нужны Ирина ШАБАНОВА
Рабочие руки заводам нужны Ирина ШАБАНОВА

ИЗ АРЕСТАНТОВ – В ХОРОШИЕ СЕМЬЯНИНЫ

Одно из предприятий, где с 2016 года успешно реализуют проект ресоциализации, – Воронежский вагоноремонтный завод. Первыми здесь появились арестанты из участка колонии-поселения при семилукской ИК-1. Поначалу к проекту относились настороженно, но его поддержал директор предприятия Геннадий Ижокин: к осужденным не надо подходить предвзято. Результат превзошел ожидания.

- Буквально через месяц ребята влились в производственный процесс, показали дисциплинированность, технические знания и хороший результат. Мы остались довольны, - вспоминает начальник отдела сбыта и маркетинга Олег Черемушкин. - Коллектив успокоился и приняли их в свои ряды. Многие потом даже участвовали в общественных мероприятиях, проводимых между цехами. Например, футбольных матчах.

Сейчас на заводе трудятся несколько человек, освободившихся из мест лишения свободы, и получают неплохие деньги. Среди них кузнец, электрик, электронщик, токарь… Они нашли здесь себя и начали новую жизнь: создали семьи, приобрели жилье…

   Фото - УФСИН по Воронежской области
Фото - УФСИН по Воронежской области

ПРИШЕЛ ИЗ АРМИИ, РАБОТЫ НЕТ - ОТПРАВИЛСЯ «НА ДЕЛО»

Александр Б. (имя изменено) трудится на вагоноремонтном заводе мастером участка производства. На первый взгляд, парень ничем не отличается от остальных работников, если бы не одно «но»: он бывший осужденный. В колонию попал практически сразу после армии. Пока служил Родине, женился, а по возвращении не смог устроиться на работу. Образования к тому времени не получил, средств к существованию не было. Родственник супруги предложил пойти «на дело». Так они и совершили кражу. Дали четыре года два месяца и отправили в исправительную колонию № 2.

- Я как только попал в ИК-2, сразу узнал, что там можно пройти обучение по нескольким специальностям. Определился, что стану токарем. В течение пяти месяцев учился. Станочный парк там хоть и маленький, но, если хочешь освоить профессию, преподаватели помогут. После этого у администрации колонии стал сразу проситься на производство. Меня определили в механический участок по металлообработке. Там выполнял работу по заказам предприятий, в том числе и вагоноремонтного завода. А когда освободился в 2019 году, буквально через несколько дней устроился сюда официально. 2,5 года отработал токарем, получил четвертый разряд. Потом на моем участке появилась вакансия мастера, и я пошел на повышение. Сейчас знаю металлообработку, детали, которые идут на вагоны, своих подчиненных, их слабые и сильные стороны, - делится Александр.

«НА ЗОНЕ ЛЮДИ ТЕРЯЮТ НАВЫКИ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ»

На этом он не остановился. Получил средне-профессиональное образование в лесотехническом университете, сейчас учится там на высшем. С первой супругой создать крепкую семью не получилось. Теперь Александр планирует жениться во второй раз.

- Я считаю, что немало времени провел в исправительном учреждении. Видел людей, которые действительно оступились и потом встали на путь исправления. Были и те, кто не собирался менять свой образ жизни, но таких меньше. Мне кажется, что для человека, попавшего за решетку, гораздо лучше, когда он занят работой: есть возможность получать зарплату, и время быстрее идет. В приговорах у нас было сказано: «Наказание, связанное с изолированием от общества». На мой взгляд, если долго быть в таком состоянии, люди теряют навык жить в этом обществе. И порой лишение свободы – не путь к исправлению осужденных. Они становятся злее, ленивее. Чем больше человек находится в условиях, где ему не нужно ни о чем думать, зарабатывать, чтобы прокормиться, тем сильнее он к этому привыкает. А потом снова может попасть за решетку. Я общался с теми осужденными, которые отбывали наказание в исправительных центрах или колониях-поселениях. Их, наоборот, устраивало то, что есть возможность работать и приносить пользу. Были у нас на заводе и те, кто отбывал наказание повторно. Они твердо обещали после освобождения идти работать и обещание сдержали, - резюмирует Александр.

   Фото - УФСИН по Воронежской области
Фото - УФСИН по Воронежской области

ВОРОНЕЖСКИЕ ОСУЖДЕННЫЕ РАБОТАЮТ НА 18 ПРЕДПРИЯТИЯХ

Надо отметить, что сейчас в России осужденные становятся важным элементом экономики. Суды активнее стали применять такую меру, как принудительные работы. Их суть проста: отбывающий наказание за нетяжкое преступление живет в общежитии исправительного центра (УФИЦ) и ежедневно ходит на работу.

По данным УФСИН России, в 2023 году в стране уже было создано более 405 исправительных центров с возможностью размещения в них свыше 49 тысяч осужденных. В Воронежской области таких уже шесть. Недавно открылся новый участок на базе горно-обогатительного завода. Он рассчитан на 60 человек. Всего же в регионе лимит наполнения УФИЦ достиг 734 мест.

– Осужденные, отбывающие наказание в данных подразделениях, трудоустроены на 18 предприятиях различных форм собственности: в тепличных хозяйствах, в крупном региональном мебельном холдинге, на предприятиях, производящих железобетонные изделия и химические реагенты. Такая практика показала себя только с хорошей стороны, – рассказывает начальник УФСИН России по Воронежской области Алексей Ашурков.

СВИДАНИЯ С БЛИЗКИМИ И ЗАРПЛАТА НА КАРТОЧКУ

Распорядок жизни у осужденных к принудительным работам щадящий. В общежитии для них есть кухни, где они сами себе готовят еду, купленную в местных магазинах, душевые, постирочные, а также комнаты отдыха и телевизоры. В свободное время могут сходить в кино и погулять в парке - нужно обратиться с заявлением к начальнику УФИЦ, а он его рассмотрит. Их не ограничивают в свиданиях с близкими. Кроме того, они имеют право пользоваться сотовыми телефонами, компьютерами, интернетом.

Ну и важный момент: зарплата отбывающего наказание в колонии по закону должна быть не меньше МРОТ, то есть не ниже 19 242 рубля в месяц. А на принудительных работах она гораздо выше. Есть те, кто в месяц зарабатывает 22 - 30 тысяч, а есть и те, кто более 50.

Деньги после всех вычетов поступают на личную банковскую карточку осужденного, и, как они тратятся, администрация не контролирует. Правда, из зарплаты по решению суда удерживают от 5 до 20 процентов в доход государства. Кроме того, порой вычитают возмещение ущерба (если оно назначено судом) — как морального, так и материального.

- В последний десяток лет система исполнения наказаний идет по пути гуманизации. Кроме того, люди сюда идут по желанию. Во-первых, положительно себя характеризующие. В основном, лица, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы и своим трудом, своим поведением заслужили перевод на более мягкий вид наказания, - рассказал начальник отдела организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, УФСИН России по Воронежской области Сергей Греков.

Автор: Ирина ШАБАНОВА