229,9K подписчиков

«Она… недальнего ума» Чем обернулась любовь Александра Николаевича к полячке?

377 прочитали

Император Александр II Освободитель (отменивший крепостное право и подаривший стране либерализм) был чрезвычайно влюбчивым человеком, чем в молодости доставил немало тревог и огорчений своим венценосным родителям – Николаю I и Александре Федоровне.

Император Александр II Освободитель (отменивший крепостное право и подаривший стране либерализм) был чрезвычайно влюбчивым человеком, чем в молодости доставил немало тревог и огорчений своим...

До женитьбы на принцессе Марии Гессен-Дармштадтской цесаревич по уши влюбился в фрейлину Ольгу Калиновскую, чем вызвал страшный переполох в царском окружении.

Почему страсть наследника не на шутку напугала Николая Павловича и его супругу? Ведь до увлечения Ольгой цесаревич несколько раз влюблялся – если можно так назвать его пылкие, но – как оказалось – довольно поверхностные чувства к юным особам.

Франц Винтерхальтер «Портрет Марии Александровны» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Франц Винтерхальтер «Портрет Марии Александровны» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Политически опасное увлечение?

В 15-летнем возрасте он вовсю зафлиртовал с фрейлиной Натальей Бороздиной. В 18 лет его пленила Софья Давыдова – дальняя родственница знаменитого поэта-гусара Дениса Давыдова.

В обоих случаях родители любвеобильного наследника принимали экстренные меры: Наталью оперативно выдали замуж, а Софью удалили от двора. То есть у царской четы уже был опыт пресечения амурных похождений сына. Но случай с Ольгой оказался тяжелым.

Во-первых, Калиновская была полькой-католичкой. Это обстоятельство перекликалось с морганатическим браком дяди цесаревича, князя Константина Павловича с польской графиней-католичкой Жанеттой Грудзинской, княгиней Лович.

Диптих портрет великого князя Константина Павловича и его жены Жанетты Грудзинской
Диптих портрет великого князя Константина Павловича и его жены Жанетты Грудзинской

Женитьба на особе некоролевской крови дала Константину Павловичу основание отказаться от российского престола, что впоследствии привело к политическому кризису и восстанию декабристов в 1825 году.

Аналогия была очевидной, тем более, что сам цесаревич заявил о своей готовности последовать примеру дяди и отречься от престола ради счастья быть с любимой. Для императора это был удар.

А во-вторых, Николай I имел все основания для тревоги на грани паники: ведь наследнику уже исполнилось 20 лет! В таком возрасте молодой человек был в состоянии привести в исполнение свое решительное намерение.

К сожалению, на тот момент Александр Николаевич был решителен только на любовном фронте, давая волю своим чувствам и даже не пытаясь им сопротивляться. В одном из писем Николай I так характеризовал сына:

«Слишком он влюбчивый и слабовольный и легко попадает под влияние».

«… Человек (то есть – Александр)… не способен владеть собой и позволяет своим страстям командовать собой…», – вторила супругу Александра Федоровна.
Натале Скьявони «Портрет великого князя Александра Николаевича» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Натале Скьявони «Портрет великого князя Александра Николаевича» (фрагмент) / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Польская прелестница

Чем же Ольга так очаровала Александра, что ради нее он был даже готов отказаться от титула императора? По словам фрейлины Александры Толстой, Калиновская:

«не обладая красотой.., была вкрадчива и проворна и не замедлила вскружить юную голову будущего императора».

Великая княжна Ольга Николаевна так писала о своей польской тезке:

«… В ней была несомненная прелесть… свойственная полькам, которая особенно действует на мужчин… Она не была ни умна, ни сентиментальна… и не имела никаких интересов».

Эта оценка перекликается с замечанием генерал-лейтенанта Леонтия Дубельта, шефа корпуса жандармов:

«… Она… недальнего ума».
Пимен Орлов «Портрет великой княжны Ольги Николаевны» (фрагмент)
Пимен Орлов «Портрет великой княжны Ольги Николаевны» (фрагмент)

До наших дней сохранился портрет Ольги кисти Жозефа Корта. На нем изображена миловидная барышня с томным, меланхоличным взглядом, миниатюрной фигуркой, симпатичным личиком – и не более того. Она совсем не похожа на страстную роковую барышню, которую наверняка до сих пор помнят благодарные зрители нашумевшего телесериала «Бедная Настя».

Из-за недостатка сведений трудно судить о чувствах молодого наследника. Но зато можно смело провести параллель между романом Александра и браком Константина Павловича. Оба влюбились в польских женщин, которые не блистали красотой. По словам князя Павла Вяземского, Жанетта Грудзинская:

«не была красавицей», но имела «совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию».

Вероятно, на Александра подействовала «несомненная польская прелесть» Ольги; возможно, иностранный шарм вскружил ему голову. Как бы то ни было, но Николай I в 1838 году отправил цесаревича в Европу – искать себе равную невесту.

Жозеф-Дезире Кур «Портрет графини Ольги Осиповны Калиновской» (фрагмент) / Литовский художественный музей
Жозеф-Дезире Кур «Портрет графини Ольги Осиповны Калиновской» (фрагмент) / Литовский художественный музей

Но даже горячая любовь к юной принцессе Марии не потушила огонь страсти к Калиновской. И тогда император удалил Ольгу от двора, после чего она вышла замуж за графа Огинского.

История отношений Александра и Ольги прочно вошла в анналы николаевского двора. Даже великая княжна Ольга Николаевна в своих мемуарах задалась гамлетовским вопросом – а была ли Калиновская «достойна такой большой любви?».

На словах княжна оставила этот вопрос открытым, но между строк читается отрицательный ответ. Она не нашла в Калиновской ни особых нравственных качеств, ни выдающихся внешних данных, которые хоть отчасти бы оправдали увлечение цесаревича.

Однако похоже, Александр искренно любил Калиновскую, раз был готов ради брака с ней отказаться от трона. Но стала ли бы она ему хорошей женой, как Мария Дармштадтская?

Читайте также: