388,5K подписчиков

НЕКОТОРЫЕ ПРОПУЩЕННЫЕ МЕСТА В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

8K прочитали

Очень любопытный комментарий прочитал к недавней статье.

Выношу целиком.

Алексей Гулянин:

Луначарский религиозным человеком всё же не был. На эту тему рекомендую поискать в Сети текст публичного диспута Луначарского и Введенского о боге и религии (кажется, в 1926 году).

Нужно осознавать, что дореволюционная православная церковь была крепко-накрепко связана с властью (главой Синода был царь), выполняла многие светские административные функции вплоть до сбора налогов (почему отношение крестьян к священникам было, мягко говоря, не очень) и воспринималась в обществе не как общественно-религиозная, а как государственная структура. Во многом так же относились к православно-христианской религии - как к идеологии власти.

О том, насколько это было верно, говорит тот факт, что после 1917 года русская православная церковь раскололась на 4(!) течения (современные "православные" публицисты это не очень любят вспоминать): собственно РПЦ во главе с патриархом Тихоном, "обновленческая церковь" (она же "живая"; отсюда такие термины, как "живоцерковники" и "живые попы") во главе с Введенским, "катакомбная церковь", и альтернативная белогвардейская РПЦ (позднее - РПЦЗ). В расколе принято винить большевиков. Но как тогда объяснить, что две из четырех раскольнических церкви были антибольшевистские (катакомбная и белогвардейская), и что "красные" обновленцы РПЦ не отрицали (в отличие от катакомбников и зарубежников) и при тех же большевиках уже в 1920-х вернулись в единую церковную организацию.

Я несколько скорректировал бы мнение Прилепина: не исследовано не отношение большевиков к православно-христианской религии (на эту тему есть как раз много источников и литературы), а взаимоотношение и взаимодействие РПЦ, власти и общества после 1917 года. Здесь обычно идёт оперирование отдельными "замыленными" фактами, вырываемыми из контекста, что позволяет построить самые разные карточные домики исторических гипотез... рассыпающиеся при малейшем прикосновении.
Стоило бы ещё добавить, что и в современной РПЦ не выработано единого мнения на эту тему. Более того, некоторые заявления и поступки отдельных иерархов РПЦ (обычно очень резко воспринимаемые в обществе) оставляют впечатление, что РПЦ мечтает вернуться в дореволюционные времена и административно, и идеологически.

Что, как мне кажется, пойдет на вред самой церкви. Если вспомнить, к чему в итоге привело ее такое же положение после 1917 года.

Очень любопытный комментарий прочитал к недавней статье.

Выношу целиком.  Алексей Гулянин:

Луначарский религиозным человеком всё же не был.